На обложке
изображена Мэри Эйнсворт (1913–1999),
американо-канадский психолог.
Мэри Эйнсворт,
урожденная Солтер, родилась в Глендейле, Огайо. Ее отец, имеющий степень
магистра истории, работал на производственной фирме в Цинциннати, а мать,
получившая образование медсестры, была домохозяйкой. Мэри была не по годам
развитым ребенком, жаждавшим знаний. Читать она начала в возрасте трех
лет, и семья раз в неделю посещала местную библиотеку, где мать
подбирала книги, подходящие для уровня дочери. Девочка преуспевала в школе
и решила стать психологом после прочтения книги Уильяма Макдугалла
«Характер и образ жизни» в возрасте 15 лет.
После окончания Университета
Торонто, успешно защитив степень магистра и докторскую диссертацию, Мэри
осталась там преподавателем. Однако в 1942 году она поступила в канадский
женский армейский корпус, где начала свою карьеру в качестве армейского экзаменатора,
проводившего собеседование и отбор персонала в Китченере, Онтарио. Вскоре
ее повысили до должности советника директора по подбору персонала, и она
достигла звания майора.
После войны Мэри Солтер
вернулась в Торонто, где продолжила преподавать психологию личности. Она
вышла замуж за Леонарда Эйнсворта, аспиранта факультета психологии Университета
Торонто, и переехала с ним в Лондон, чтобы он мог получить
степень доктора философии в Университетском колледже Лондона. В то же
время она заняла должность старшего психолога в исследовательской группе
под руководством Джона Боулби в клинике Тависток, которая изучала влияние
разлучения матери и ребенка на дальнейшее развитие ребенка. Теорию Боулби
о привязанности Эйнсворт существенно расширила в 1970-х годах. Ее
новаторство особенно наглядно в создании метода оценки привязанности
у младенцев в возрасте от года до полутора к значимому взрослому —
так называемая процедура «незнакомой ситуации». На время процедуры мать
и ребенка помещают в незнакомую игровую комнату с игрушками. При
этом исследователь наблюдает за ними через одностороннее зеркало. Процедура
состоит из восьми последовательных этапов, в которых ребенок испытывает
краткосрочное отделение от матери и воссоединение с ней, а также
присутствие незнакомого взрослого. Основываясь на реакции детей во время
эксперимента, Эйнсворт описала три основных стиля привязанности: надежная,
тревожная и избегающая. Позднее коллега Эйнсворт, Мэри Мэйн, описала
четвертый — дезорганизованная.
После многих других
академических должностей, в том числе длительного пребывания в Университете
Джона Хопкинса, Мэри Эйнсворт в конце концов поселилась в Университете
Вирджинии, где и оставалась до конца своей карьеры, став в итоге почетным
профессором.
Эйнсворт получила
множество наград, в том числе премию Дж. Стэнли Холла по психологии
развития, премии за выдающийся вклад в развитие ребенка и за научный
вклад Американской психологической ассоциации. Она также была избрана членом
Американской Академия художеств и наук.