Песочная терапия для детей с расстройствами аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (372) июль 2021 г.

Дата публикации: 23.07.2021

Статья просмотрена: 1381 раз

Библиографическое описание:

Воронова, В. В. Песочная терапия для детей с расстройствами аутистического спектра / В. В. Воронова, Е. С. Колесник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 30 (372). — С. 100-103. — URL: https://moluch.ru/archive/372/83331/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье описан опыт практической реализации программы проекта коррекционных занятий по песочной терапии в МБДОУ д/с № 67 города Белгорода. Проанализировано многовекторное положительное воздействие, направленное на удовлетворение широкого круга образовательных потребностей детей с расстройствами аутистического спектра различных приемов песочной терапии.

Ключевые слова: песочная терапия, аутизм, расстройства аутистического спектра, дошкольные образовательные учреждения.

В настоящее время количество выявленных случаев различных расстройств аутистического спектра во всем мире неуклонно растет. К сожалению, наша страна не является исключением в развитии этой тенденции.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что применение различных коррекционно-развивающих технологий дают наибольшую эффективность в раннем дошкольном возрасте. Поэтому разработка и практическая реализация различных коррекционно-развивающих программ и методик, является приоритетным условием для успешной педагогической работы с детьми аутистами в дошкольных образовательных учреждениях.

Наблюдения показывают, что в коррекционной и психотерапевтической работе с детьми с РАС устойчивое положительное воздействие оказывает применение приемов песочной терапии. Она представляет собой невербальную форму психокоррекции, в которой основной упор делается на творческое самовыражение ребенка [2]. В процессе создания творческого продукта у ребенка в символической форме проявляются образы — рисунки, композиции из фигурок и различные построения на специальном столе с песком [3]. Метод песочной терапии, который является разновидностью игровой терапии, базируется на теории Юнга, утверждающей, что в глубине бессознательного любой предмет внешнего мира порождает создание какого-либо символа. Основоположником аналитической психотерапии К. Г. Юнгом, также была представлена концепция “терапии песком”.

Ребенок уходит с головой в свой собственный мир, как только его руки погружаются в песок. Дети с расстройствами аутистического спектра проявляют стойкий положительный интерес к «песочным» играм, захватывая его непроизвольное внимание, впоследствии они способствуют мобилизации произвольного внимания (повышение концентрации и устойчивости) ребенка. Песочная терапия способствует формированию плодотворного взаимодействия между педагогом и ребенком, а также предрасполагает к усовершенствованию мелкой моторики. Поскольку наблюдается тесная связь головного мозга, а именно: центров, отвечающих за эмоциональное состояние, с нервными окончаниями, расположенными в подушечках пальцев и кисти рук, приемы песочной терапии благоприятствует формированию эмоциональной сферы детей с РАС.

Приемы песочной терапии предоставляют детям с РАС возможность альтернативным способом проявлять свои внутренние переживания, формулируя их при помощи символов. Зачастую символическое отражение настроений, волнений, эмоций и чувств в работе ребенка с песком способно раскрыть картину его внутреннего мира намного точнее и подробнее, чем многословное объяснение. Так как возможности вербального общения у детей с РАС затруднены, методы песочной терапии помогают преодолеть этот коммуникативный барьер, наладить наиболее продуктивное взаимодействие с ребенком и способствуют активации его внутренних ресурсов и потенциала.

В процессе определения теоретических принципов песочной терапии по К. Г. Юнгу швейцарский детский психотерапевт Дора Калфф считала, что инсталляция мира на песке высвобождает внутреннее бессознательное содержание психики. Оно изливается в песок, принимая в виде рекомендованных небольших фигурок символизированную форму. Все построенное, «свой мир», становится видимым и доступным осознанию. То, что было заблокировано на вербальном уровне, выражается символическим языком.

Ощутимая польза песочной терапии для детей с различными расстройствами аутистического спектра выражается в позитивном воздействии на их эмоциональную сферу. Такие дети удерживают в себе накопленные психические переживания, тем самым повышается эмоциональная напряженность, которая в последствии выплескивается в виде различных высокоэмоциональных и не контролированных поведенческих реакций. Соприкосновение с песком дает возможность плавно устранять эмоциональное напряжение и снижать уровень тревожности. Приемы песочной терапии способствуют развитию личности ребенка с РАС, посредством раскрытия творческих ресурсов, реализации возможности самовыражения, развития способностей саморефлексии, формирования символичного мышления. Прикладное положительное воздействие оказывает тактильный контакт и развитие мелкой моторики, формирование способностей невербальной коммуникации. Совокупное взаимодействие позволяет оказать ребенку с расстройством аутистического спектра помощь в процессе наполнения и осознания своего внутреннего мира.

Помимо этого, песочная терапия благоприятствует развитию речевых функций ребенка, продуцирует навыки коммуникативного взаимодействия (в процессе игры дети погружаются в общение, а коммуникативные барьеры ослабевают). Плодотворное влияние песочная терапия оказывает и на формирование и развитие познавательной деятельности (концентрации и устойчивости внимания, повышение качества функций памяти, оптимизация восприятия, улучшение воображения). Посредством развития волевых качеств и целенаправленности действий происходит формирование личностных характеристик. Являющийся следствием упражнений с песком баланс психических процессов (дети которые сильно возбуждены успокаиваются, а флегматичных активизирует) дает умиротворение.

В настоящее время в МБДОУ д/с № 67 города Белгорода идет активное внедрение в педагогический процесс освоение техники работы с песком на столе «Радуга» для развития умений элементарного самоконтроля и саморегуляции, самостоятельности и инициативы у детей с расстройствами аутистического спектра, развитие коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности, тактильной чувствительности и познавательных функций, творческого мышления и навыков рисования, а также развитие интереса ребенка к экспериментальной деятельности. Описанный курс рассчитан на один год и включает в себя ряд эффективных коррекционно-развивающих упражнений, таких как: «Песочный дождик», «Пальчиковые ходилки», «Кому повезет», «Песочный ветер», ««Путешествие в страну «А«"», «Трудная дорога», «Идут медвежата», «Узоры на песке», «Кто-то мимо проходил», «Секрет», «Боулинг», ««Путешествие в страну «Е«"», «Опасный поворот», «Прыгают зайцы», «К нам идет…», «Отпечатки наших рук», «Кому повезет», «Мой город», ««Путешествие в страну «И«"», «Молния», «Ползут змеи», «Секретные задания кротов», «Ручки шалят», «Мина», Игра «Найди друга», ««Путешествие в страну «О«"», «Чудовище на острове». По итогам курса предполагалось, достижение целей внедрения в практическую деятельность детей группы компенсирующей направленности современной техники работы с песком как средство для коррекционно-развивающих занятий, эффективный практический метод в педагогике, предполагающий диалог руки ребёнка с песком и являющийся источником внутреннего его роста и развития.

Форма проведения занятий — игровая, так как у воспитанников в дошкольном возрасте этот вид деятельности ключевой и вызывает достаточный положительный эмоциональный отклик у детей аутистов, способный удерживать их внимание продолжительное время. Структура проекта базируется на том, что игровые упражнения и задания творческой направленности способствуют созданию благоприятной образовательной среды, стимулируют когнитивные процессы, тем самым содействуют построению условий для плодотворной учебной деятельности детей с расстройствами аутистического спектра.

Материал подобран с учетом оптимизации комплекса игр и упражнений, положительно влияющих на развитие речи, мелкой моторики и творческого мышления, стимуляции когнитивных функций, уравновешенности психических процессов и корректировки поведения.

В процессе практической реализации программы песочной терапии четко определяются три фазы: хаос, сопротивление, решение проблемы.

Стадия хаоса характеризуется недостаточным пониманием детей с РАС ориентации взаимодействия в процессе незнакомого варианта игры. Типичным поведением ребенка на этом этапе является необдуманный набор множества фигурок сразу, перемешивание их с песком, закапывание или сваливания их в кучу. Продолжительность фазы составляет от двух до пяти занятий.

На стадии борьбы в процессе игры дети с РАС отображают на песке накопившееся эмоциональное напряжение, это воспроизводится в виде разного рода насилия, убийств, войн. Песочная терапия содействует безопасному для окружающих высвобождению внутренней агрессии ребенка Данный этап длится на протяжении двух-трех занятий.

Фаза разрешения конфликта складывается под конец курса программы песочной терапии, осуществляется разрешение накопившихся внутренних конфликтов детей с РАС и сглаживание отрицательного воздействия высокоэмоциональных негативных переживаний. В процессе игры это выражается в виде верной коммуникации между персонажами.

Стол для песочной терапии с подсветкой, который использовался в процессе осуществления проекта, представляет собой световой модуль с песком для рисования «Радуга», на ножках.

Опционально можно использовать: комплекты миниатюрных игрушек определенного направления, например, фигурки людей, всевозможных животных и растений, транспорт; пульверизатор с водой; природный материал (ракушки, веточки, камешки, палочки); можно использовать большие пуговицы.

Структура программы коррекционных занятий по песочной терапии, проходящих под чутким руководством педагога, определяется как совокупность специфики направленности и динамики специальных упражнений для детей с РАС. Длительность одного занятия составляет до 40 мин. Занятия ведутся в групповой (3–4 человека) и индивидуальной формах.

Разнообразная направленность игр с песком в составе комплекса коррекционных занятий позволяет воздействовать на более широкий круг потребностей детей с РАС.

Игры, направленные на стимулирование тактильной чувствительности и повышения уровня кинетических ощущений: поиск предметов, перетирания песка в ладонях, отпечатки рук, пересыпание, поиск предметов, спрятанных в песок, рисование пальчиком.

Игры, направленные на содействие в развитии речевого аппарата, например, проигрывание по ролям различных вымышленных ситуаций, сказок, стихотворений.

Упражнение «Песочная грамота» в игровой форме способствует изучению образа букв и цифр.

Игры с песком психотерапевтического характера в виде воспроизведения настоящих жизненных ситуаций детей с РАС, помощь психолога в процессе поиска вариантов решения возникающих по ходу сюжета затруднений, попытка направить сознание ребенка на их преодоление.

Практическая реализация программы проекта песочной терапии в МБДОУ д/с № 67 города Белгорода, основанная на совокупности разнообразных положительных воздействий, направленных на удовлетворение образовательных потребностей детей с РАС, показала высокую эффективность. От воспитанников сада удалось наряду с уравновешиванием эмоциональной сферы, добиться прогресса в достижении образовательных задач.

Литература:

  1. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Коррекционные, развивающие, адаптирующие игры.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
  2. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница (адаптированный перевод с англ.). М.: ИНТ, 2010. 94 с.
  3. Мальцева Н. А. Песочная терапия в работе с особым ребенком // Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Научно-практический сборник. Вып. 8. Москва, Теревинф, 2014. С. 120–125.
  4. Поликарпова, И. В. Песочная терапия как средство коррекции эмоциональной сферы детей-сирот [Текст]: методические рекомендации / И. В. Поликарпова; под общей редакцией Н. И. Приходько. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. — 43 с.
  5. Сакович, Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту [Текст] / Н. А. Сакович. — Санкт-Петербург: Речь, 2008. — 166 с.
Основные термины (генерируются автоматически): песочная терапия, ребенок, песок, РАСА, занятие, мелкая моторика, процесс игры, внутренний мир, образовательная потребность детей, эмоциональная сфера.


Похожие статьи

Особенности межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС

Статья посвящена актуальной на современном этапе развития системы инклюзивного образования проблеме межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС. Потребность в изучении особенностей межличностных отношений в гру...

Организация инклюзивных групп для детей с расстройствами аутистического спектра в сфере дополнительного образования

Статья посвящена проблеме организации инклюзии в сфере дополнительного образования. Рассматриваются особенности и преимущества включения детей с РАС в совместную творческую деятельность с типично развивающимися сверстниками.

Возможности развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается проблема развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Авторы анализируют особенности эмоциональной сферы младших школьников с недостаточностью интеллекта, предлагают соответствующую програ...

Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены особенности развития коммуникативных умений процессе онтогенеза в норме и при расстройствах аутистического спектра, а также перечислены основные этапы и принципы коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей данной...

Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ

Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...

Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...

К вопросу о выборе подхода к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью

Автор статьи анализирует современные методы коррекционного воздействия при расстройствах аутистического спектра, успешно применяемых на практике в России и за рубежом.

Игровая деятельность в коррекции тревожных реакций у младших школьников с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматриваются особенности проявления тревожных реакций у младших школьников с расстройствами аутистического спектра. Рассмотрены цель и основные задачи использования игровой деятельности в коррекции — тревожных реакций у младших школьников...

АВА-терапия как средство коррекционной работы с дошкольниками с РАС в условиях ДОУ

В статье рассматривается коррекционная работа с детьми с РАС в дошкольном образовательном учреждении, описываются основные блоки коррекционной работы АВА-терапии, оказывающие положительное влияние на проблемное поведение.

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения

Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...

Похожие статьи

Особенности межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС

Статья посвящена актуальной на современном этапе развития системы инклюзивного образования проблеме межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС. Потребность в изучении особенностей межличностных отношений в гру...

Организация инклюзивных групп для детей с расстройствами аутистического спектра в сфере дополнительного образования

Статья посвящена проблеме организации инклюзии в сфере дополнительного образования. Рассматриваются особенности и преимущества включения детей с РАС в совместную творческую деятельность с типично развивающимися сверстниками.

Возможности развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается проблема развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Авторы анализируют особенности эмоциональной сферы младших школьников с недостаточностью интеллекта, предлагают соответствующую програ...

Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены особенности развития коммуникативных умений процессе онтогенеза в норме и при расстройствах аутистического спектра, а также перечислены основные этапы и принципы коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей данной...

Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ

Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...

Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...

К вопросу о выборе подхода к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью

Автор статьи анализирует современные методы коррекционного воздействия при расстройствах аутистического спектра, успешно применяемых на практике в России и за рубежом.

Игровая деятельность в коррекции тревожных реакций у младших школьников с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматриваются особенности проявления тревожных реакций у младших школьников с расстройствами аутистического спектра. Рассмотрены цель и основные задачи использования игровой деятельности в коррекции — тревожных реакций у младших школьников...

АВА-терапия как средство коррекционной работы с дошкольниками с РАС в условиях ДОУ

В статье рассматривается коррекционная работа с детьми с РАС в дошкольном образовательном учреждении, описываются основные блоки коррекционной работы АВА-терапии, оказывающие положительное влияние на проблемное поведение.

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения

Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...

Задать вопрос