Песочная терапия, развитие мелкой моторики рук с детьми старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Демченко, В. В. Песочная терапия, развитие мелкой моторики рук с детьми старшего дошкольного возраста / В. В. Демченко, Г. Н. Дрыгайло. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46.2 (232.2). — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/archive/232/54140/ (дата обращения: 19.10.2024).



В данной статье представлен опыт работы с детьми по программе «Песочная терапия», раскрыты различные игровые формы работы с песком.

Ключевые слова: песочная терапия, игры с песком, световой стол.

В песочной терапии мир детства вновь распахивает

перед человеком свои двери, и эти же двери

ведут в бессознательные и скрытые в нем тайны.

Дональд Сандер

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетным направлением в работе любого дошкольного учреждения. Немаловажную роль при этом играет эмоционально – личностное благополучие ребенка. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, непонимания со стороны взрослых и сверстников приводит к формированию у ребенка чувства тревожности, незащищенности, неуверенности в себе.

К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование методов песочной терапии в работе с детьми является самым доступным и естественным способом развития и самотерапии.

Песочная терапия – это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песочная терапия – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды – и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении.

Это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи. Он проигрывает тревожащие его ситуации, создает картину собственного мира из песка, освобождается от напряжения. Он приобретает опыт положительного разрешения жизненных ситуаций. И наступает момент, когда я могу заметить в поведении ребенка изменения. Он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт. Повышается мотивация ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Содержание программы песочной терапии основано на идеях гуманистической педагогики, принципах развития образования детей. Проведение мероприятий по программе реализуют потребности детей в творчестве, познании, самореализации, цели и смысле жизни, уважении, радости. Реализация программы обеспечит удовлетворение одной из важнейших потребностях каждого ребенка – быть здоровым, эмоционально благополучным.

Игра с песком – одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком – это не простое время препровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.

На нашем опыте игра с песком и игрушками является естественным занятием для ребенка, поэтому выполнение заданий приносит ему помимо новых знаний, еще и удовольствие. А значит, развивается исследовательский интерес, который служит основой для познавательной активности и желания учиться.

Мы считаем, что организуя специальные условия для того, чтобы ребенок мог отыграть с помощью песка свои страхи, сдерживаемую агрессию и другие невыраженные чувства, и научился находить конструктивный выход из конфликтных ситуаций.

У нас оборудовано в кабинете для занятий световой стол. Стол с подсветкой, наполненный песком. Песок занимает примерно одну треть объема ящика, он должен быть чистым, просеянным, не крупным, но и не слишком мелким и, желательно, достаточно светлым. Важно, чтобы он был приятен на ощупь.

Световой стол является маленькой моделью окружающего мира, местом, где ребенок играючи находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждом занятии малыш неоднократно создает рисунок из песка – стирает его – создает новый – и снова и снова… благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения – это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит, – вы можете быть уверены, он справится! Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.

Программа «Песочная терапия» рассчитана на 1 год, для детей от 4 до 7 лет. Занятия проводятся с детьми 1 раз в неделю. Индивидуально с ребенком или с небольшой подгруппой 6-10 детей. Продолжительность занятия 20-25 минут. Наши занятия посещает 35 детей. Целью программы является стабилизация психоэмоционального состояния ребенка, развитие тактильных ощущений. Эта цель достигается за счёт коллективной работы в песочнице, выполнения совместных задач и упражнений, направленных на развитие произвольной сферы ребёнка. На занятиях создается пространство естественной среды, в которой ребенок настроен на проявление творческой активности, потому что чувствует себя комфортно и защищенно.

Занятия с детьми «Песочная терапия» включают разные игровые формы работы с песком:

– сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки);

– игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы»;

– дидактические игры-упражнения – «Узоры на песке», «Мы создаем мир»;

– рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом;

– читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А. Барто «Игрушки»;

– рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.

– конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).

Кроме того, в процессе занятий у детей отмечены:

– развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;

– снижение психофизического напряжения, гармонизация психоэмоционального состояния;

– развитие познавательных и психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, восприятия речи;

– развитие эмоционального и социального интеллекта;

– формирование установки на положительное отношение к себе;

– творческое развитие личности;

– развитие навыков общения.

В ходе диагностических исследований, в результате которых наблюдаются дети с высокой тревожностью, обращений родителей с жалобами на страхи, тревожность, что указывает на возможность создания условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте, а именно через песочную терапию.

Используя в диагностической работе метод наблюдения оценивается:

– состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);

– уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках);

– уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);

– сформированность понятий и умение обобщать (игрушки в лотках разложены по темам); – личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние). Во время беседы с ребенком на тему выполненного им задания, оценивается сформированность следующих параметров:

– уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику);

– уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);

– эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);

– стиль семейных отношений (диалоги между героями);

– уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;

– устойчивость и распределение внимания, работоспособность;

– воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и тому подобное).

– уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до конца);

– уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;

– умение обобщать (способность быстро находить подходящий лоток для каждой игрушки), сообразительность;

– на групповых (5 – 7 человека) занятиях – уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками. На основании полученных результатов планируется будущая работа с детьми.

Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снижает уровень тревожности, агрессивности, нормализацию его социального поведения, коррекцию детско-родительских отношений, создание ребёнку обстановки внешней безопасности, внутренней защищённости, оказание ему максимальной поддержки. Непосредственно – образовательная деятельность предполагает индивидуальную деятельность с ребёнком или совместную деятельность в паре “ребёнок – родитель”. Песочная терапия является частью совместной комплексной работы специалистов с детьми, имеющими высокую тревожность.

Литература:

  1. Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. – 2010. – №2. – с. 2
  2. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста. //Дошкольная педагогика. – 2007. – №1. – с. 50
  3. Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. //Дошкольная педагогика. – 2004. – №5. – с. 26
  4. Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13
  5. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2010
  6. Конаныхина Е.Ю. Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с детьми. – М.: Генезис, 2016.- 128с. + (24л.)

C:\Users\admin\Desktop\1214.JPGC:\Users\admin\Desktop\1313.JPG

C:\Users\admin\Desktop\1318.JPGC:\Users\admin\Desktop\1394.JPG

C:\Users\admin\Desktop\1126.JPGC:\Users\admin\Desktop\805.JPG

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, песок, песочная терапия, игрушка, световой стол, высокая тревожность, игровая форма работы, набор игрушек, творческая активность, уровень развития.


Ключевые слова

песочная терапия, игры с песком, световой стол

Похожие статьи

Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения

В статье раскрывается понятие «песочная терапия», речь идет об использовании в работе учителя-логопеда коррекционных занятий с песком, структура такого занятия, виды игр.

Играем — мелкую моторику развиваем!

В статье рассматриваются игровые приемы, направленные на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на индивидуальных логопедических занятиях.

Песочная игротерапия для дошкольников

В статье рассматриваются основные направления психокоррекционной и реабилитационной работы с детьми дошкольного возраста, средствами песочной игротерапии.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы педагога дошкольного учреждения по организации работы с использованием пластилиновой живописи с целью формирования мелкой моторики пальцев рук.

Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях

Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.

Значение лепки в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста

В статье представлены сведения о сущности и значении мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста. Раскрыт психолого-педагогический потенциал лепки для комплексного развития детей. Описаны основные техники лепки из глины.

Песочные арт-технологии в работе с детьми с особенностями психофизического развития

Статья посвящена основным видам песочных арт-технологий. Предложены варианты применения пескографии, техник sand-art и sand-play, а также песочной анимации в работе с детьми с ОПФР. Описывается применение песочных технологий на занятиях по образовате...

Использование песочной терапии в коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста

В статье авторы рассказывают, как пескотерапия влияет на коррекционную работу с детьми с ОВЗ.

Арт-терапевтические методы в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье описываются методы арт-терапии, как мощный инструмент работы педагогов-психологов в реабилитационном центре. Показана целесообразность данного метода при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Техника «рисование от ладошки» как способ развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье будет представлена техника «Рисование от ладошки», которая помогает решить ряд задач, включающих строение композиции, работу двух полушарий мозга, дорисовывание рисунка, погружение главного героя в среду, повышение самооценки и развитие навы...

Похожие статьи

Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения

В статье раскрывается понятие «песочная терапия», речь идет об использовании в работе учителя-логопеда коррекционных занятий с песком, структура такого занятия, виды игр.

Играем — мелкую моторику развиваем!

В статье рассматриваются игровые приемы, направленные на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на индивидуальных логопедических занятиях.

Песочная игротерапия для дошкольников

В статье рассматриваются основные направления психокоррекционной и реабилитационной работы с детьми дошкольного возраста, средствами песочной игротерапии.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы педагога дошкольного учреждения по организации работы с использованием пластилиновой живописи с целью формирования мелкой моторики пальцев рук.

Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях

Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.

Значение лепки в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста

В статье представлены сведения о сущности и значении мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста. Раскрыт психолого-педагогический потенциал лепки для комплексного развития детей. Описаны основные техники лепки из глины.

Песочные арт-технологии в работе с детьми с особенностями психофизического развития

Статья посвящена основным видам песочных арт-технологий. Предложены варианты применения пескографии, техник sand-art и sand-play, а также песочной анимации в работе с детьми с ОПФР. Описывается применение песочных технологий на занятиях по образовате...

Использование песочной терапии в коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста

В статье авторы рассказывают, как пескотерапия влияет на коррекционную работу с детьми с ОВЗ.

Арт-терапевтические методы в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье описываются методы арт-терапии, как мощный инструмент работы педагогов-психологов в реабилитационном центре. Показана целесообразность данного метода при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Техника «рисование от ладошки» как способ развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье будет представлена техника «Рисование от ладошки», которая помогает решить ряд задач, включающих строение композиции, работу двух полушарий мозга, дорисовывание рисунка, погружение главного героя в среду, повышение самооценки и развитие навы...

Задать вопрос