Кинетический песок как средство развития эмоционально-личностной сферы и мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Наумова, В. В. Кинетический песок как средство развития эмоционально-личностной сферы и мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста / В. В. Наумова, Е. М. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 121-124. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46624/ (дата обращения: 19.12.2024).



Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, период активного ознакомления детей с окружающим миром, овладения речью, предметно-практической деятельностью, становления первичных форм игры.

Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества. В нашем детском саду используются новые, современные формы дошкольного образования. В группах раннего развития была введена авторская программа дополнительного образования «Волшебный песочек». Основной целью программы является развитие эмоционально-личностной сферы и мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста (c 2-х до 3-х лет) посредством игры с кинетическим песком. Игра с песком это естественная для каждого ребенка форма деятельности. Кинетический песок — это современное изобретение, новейший материал, который имеет свойства лепиться как мокрый и рассыпаться как сухой. Из него можно лепить различные фигуры, либо вырезать их при помощи формочек, а затем он одним движением руки, может превратиться обратно в рассыпчатую песчаную массу.

Игра с песком развивает тактильную чувствительность, мелкую моторику рук, наглядно-действенное мышление, восприятие и память. Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Программа рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, речи и усидчивости. Важно помочь детям освоиться в жизненном пространстве, а не перегружать их лишними занятиями. Кружковые занятия проходят в форме игры, где дети с легко усваивают новую информацию, приобретают умения и навыки.

В данной программе учитываются возрастные возможности детей третьего года жизни, имеющих разный уровень развития навыков самообслуживания, различный опыт предметной и игровой деятельности, различные задатки речевого общения.

Занятия кружка «Волшебный песочек» в свою структуру включают игровые упражнения, которые можно разделить на группы:

 игры с песком и предметами (бросовым материалом, природным материалом, мелкими игрушками и т.д.);

игры с песком и ладошками (лепка объёмных форм);

игры с формами (наполнение формочек для песка и вырезание из песка фигур формами);

пальчиковые игры;

подвижные и музыкальные игры с предметами;

дидактические игры.

На занятиях особый акцент делается на формирование начальных представлений о ближайшем окружении ребёнка:

 о близких ребёнку людях (о маме, бабушке);

 о труде взрослых (повар);

 о предметах и действиях с ними (скалка, кастрюля, тарелка, ложка);

 о явлениях общественной жизни (праздниках – Новый год, Мамин праздник);

 о живой и неживой природе (овощи, фрукты, домашние животные, дикие животные);

 особенности времён года.

Отличительной чертой занятий кружка является использование сюжетно-игровых замыслов, которые развивают у детей начальные элементы ролевого поведения и простейшие ролевые действия.

Для проведения игр-занятий были созданы специальные условия, изготовлена песочница с мягкими бортиками и жёстким дном.

Для занятий осуществлялся подбор:

 демонстрационного и раздаточного материала (формочки для песка, фигурка животных, мелкие игрушки, прищепки);

 музыкального сопровождения;

 литературно-речевого материала;

 видео материала для эмоционального настроя и погружения в тему;

 природного материала (шишки, орехи, камушки, горох, фасоль и др.);

 пальчиковых игр;

 подвижных игр;

 изготовлены специальные игрушки из бросового материала, которые можно использовать в процессе деятельности.

Широко представлена предметная деятельность, в процессе которой развиваются сенсорные способности детей и наглядно-действенное мышление.

Выполняя игровые задания с кинетическим песком, дети овладевают способами действий с предметами (нащупывание, украшение постройки, вырезание форм из песка, дополнение постройки деталями до полноты образа, отпечатки), выполняют конструктивные задания (составление целого из частей), а также учатся играть без предметов, создавая элементарные постройки из песка. Игра с песком доставляет ребёнку радость, позволяет расслабить мышцы рук и снять мышечный тонус. Процесс обучения на занятиях кружка «Волшебный песочек» не выступает как средство «отработки» технических навыков и умений, главное – познакомить ребёнка со способами и вариантами игр в песочнице, создать благополучный эмоциональный настрой на творческую деятельность. Очень важно, чтобы ребёнок применял опыт, приобретённый на занятиях кружка, и увлечённо играл во дворе в песочнице.

Проработав год по этой программе, мы с уверенностью можем сказать, что дети с радостью идут на кружок, ждут его с нетерпением. Игры в песочнице у ребят стали разнообразными. Заметно повысился уровень развития мелкой моторики. В игре дети научились договариваться и уступать друг другу. Обогатился и расширился словарный запас.

Взрослым необходимо с раннего дошкольного возраста заниматься развитием мелкой моторики рук малышей через организацию специальных игр и упражнений, а играя с ребёнком в кинетический песок, это стало сделать на много проще и интереснее. Для того чтобы родители знали в какие игры можно было поиграть с ребёнком дома, во дворе или в песочнице, как правильно подойти к вопросу развития мелкой моторики рук детей были изготовлены буклеты и листовки для родителей с играми и рекомендациями.

C:\Users\root\Desktop\Фото для книги 2\Матрёшка\P1150217.JPG C:\Users\root\Desktop\Фото для книги 2\Башенка\P1160084.JPG C:\Users\root\Desktop\Фото для книги 2\гусеница\P1160161.JPG C:\Users\root\Desktop\Фото для книги 2\Поросёнок Борька\P1150501.JPG C:\Users\root\Desktop\Фото для книги 2\Отпечатки на песке\P1150508.JPG C:\Users\root\Desktop\Фото для книги 2\Бабочка\P1160335.JPG C:\Users\root\Desktop\Фото для книги 2\IMG_1149.JPG C:\Users\root\Desktop\Фото для книги 2\Норка для мышки\P1150591.JPG

Литература:

  1. Сапожников О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — с.
  2. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия. — СПб.: Речь, 2007. — 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, кинетический песок, занятие кружка, мелкая моторика рук, песок, ребенок, бросовый материал, наглядно-действенное мышление, песочница, природный материал.


Похожие статьи

Кинетический песок как средство развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи

Развитие мелкой моторики рук как средство формирования речи у детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как средство профилактики нарушений письма

Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Роль музыкальной терапии в развитии эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

Игры с песком как средство развития речи и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития

Похожие статьи

Кинетический песок как средство развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи

Развитие мелкой моторики рук как средство формирования речи у детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как средство профилактики нарушений письма

Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Роль музыкальной терапии в развитии эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

Игры с песком как средство развития речи и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития

Задать вопрос