Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами песочной терапии | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технологии здоровьесбережения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (24) июль 2019 г.

Дата публикации: 07.06.2019

Статья просмотрена: 567 раз

Библиографическое описание:

Шуваева, Е. В. Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами песочной терапии / Е. В. Шуваева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 7 (24). — С. 19-23. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/134/4281/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена психолого-педагогическим и методическим аспектам развития мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью песочной терапии. Рассмотрены задачи, принципы песочной терапии, особенности использования элементов данной технологии на коррекционно-развивающих занятиях с дошкольниками. В статье представлены игры с песком по развитию мелкой моторики

Ключевые слова: старшие дошкольники, песочная терапия, мелкая моторика, общее недоразвитие речи

В настоящее время значительно увеличилось количество детей с речевой патологией.По мнению многих авторов (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Р. И. Лалаева и др.) одним из наиболее распространённых речевых нарушений является общее недоразвитие речи (ОНР).

Наряду с нарушением всех компонентов языковой системы (лексики, грамматики, фонетики, связной речи), у них нарушена и мелкая моторика.

Речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов, идущих от пальцев рук. Ведь на кончиках пальцев — неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка. Исследователи Института физиологии детей и подростков АПН РФ (Е. И. Есенина, М. М. Кольцова, А. В. Антакова — Фомина) установили, что если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту, а если развитие движений отстает, то и речь не соответствует возрастным нормам. Эта зависимость четко выступает на протяжении всего раннего детства — развитие речевой функции идет по мере совершенствования мелкой моторики рук. Функция руки и речь развиваются параллельно, поэтому это должно использоваться в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Специалисты, изучающие деятельность мозга и психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут дополнительную энергию в двигательную часть речевого центра, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь. В коре головного мозга рядом с двигательной расположена речевая область. Именно близость речевой и моторной зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Одним из эффективных методов коррекционного воздействия, используемых на логопедических занятиях, является песочная терапия. Игры и игровые упражнения с песком — это естественная и доступная форма деятельности, доставляющая детям огромное удовольствие. Именно поэтому педагоги могут использовать песок в коррекционных занятиях. Благодаря играм с песком у дошкольников развивается мелкая моторика рук, и в тоже время стимулируется речевая активность, возрастает интерес к занятиям, повышается мотивация речевого общения, пополняется и активизируется словарный запас.

Данный метод впервые был апробирован К. Г. Юнгом. В отечественной психолого-педагогической практике система коррекционно-развивающих песочных игр представлена в методических рекомендациях Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева [6]. Они научно и практически доказали, что что игры с песком развивают психические и речевые функции.

Анализ психолого-педагогической литературы и практики показывает, что песочную терапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет. Ребенок копает, рисует на песке, лепит, создает на нем отпечатки, говорит и таким образом он познает себя, окружающий мир и развивает мелкую моторику. [4,7].

Песочная терапия имеет свои основные принципы:

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.

Для этого используется задание, соответствующее возможностям ребенка; инструкция формулируется в игровой форме; исключается негативная оценка его действий, результатов, поощряется фантазия и творческий подход.

2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр.

Этот принцип позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход «Воображаемого» в «Реальное» и наоборот. Ребенок реально разыгрывает ситуацию на песке с помощью миниатюрных фигурок.

Занятия с элементами песочной терапии по мнению Н. В. Кубуз,Э. И. Осипук [8] имеют следующие цели:

− создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность;

− развитие познавательных и психических процессов: восприятия, внимания, памяти, пространственных представлений, мышления, воображения;

− совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

− развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии;

− снижение психофизического напряжения;

− актуализация эмоций.

Задачи песочной терапии делятся на три группы (таблица1):

Таблица 1

Задачи песочной терапии

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

- учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета;

— обучить умению отвечать на вопросы проблемно — поискового характера;

— обучить специальным движениям и их выполнение детьми;

— учить выстраивать композиции на песке по образцу;

— закрепить представления об окружающем мире

- развивать психические познавательные процессы;

— развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику;

—развивать умение действовать по инструкции.

— стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности

- вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми;

— воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности;

— воспитывать внимание к обращенной речи;

— воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому;

— совершенствовать навыки позитивной коммуникации;

— «проигрывание»

разнообразных жизненных

ситуаций, создание композиций на песке

По мнению М. М. Кольцова [6], хорошо развитая мелкая моторика положительно влияет на развитие психических процессов (внимание мышление, память). Развивая мелкую моторику, дошкольники тренируют мышцы рук, а также влияют на такие психические процессы, как внимание, воображение, наблюдательность, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), зрительную и двигательную память.

Игры в песочнице развивают мелкую моторику, помогают раскрепостить ребенка, заинтересовать игровой деятельностью, а также обеспечивают наиболее успешное выполнение разнообразных коррекционно-развивающих заданий.

В таблице 2 представлены игры с песком для развития мелкой моторики.

Таблица 2

Игры спеском для развития мелкой моторики

Действия с песком

  1. Сжать в кулак, а потом разжать.
  2. Сжать в кулак, поднять кулачок над поверхностью с песком, затем разжать
  3. Двумя ладонями одновременно.
  4. Захватить песок в щепотку и разжать.
  5. Перетирать песок между ладонями.
  6. Засыпать палец или ладонь песком другой рукой.
  7. Имитировать движения пекаря, месящего тесто.

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи.

Булочки и калачи»

  1. Игра «Кошки — мышки»

Кошка-мышку цап-царап(сжимают песок пальцами).

Подержала, подержала, отпустила(разглаживают песок ладонями).

Мышка побежала — побежала (бегут пальчиками по песку),

Хвостиком завиляла (машут указательным пальцем)

Рисование на песке

  1. «Дорожки». Нарисовать дорожку для котёнка к его домику. Начиная с простых прямых линий, затем ломанных, прерывистых, различных по интенсивности и протяжности.
  2. «Заборчик» Огородить заборчиком двор для домашних животных.
  3. «Лесенки». Нарисовать вертикальные и горизонтальные линии для разных существ.
  4. Нарисовать «волны», «змейки» геометрические фигуры.
  5. «Дождик» Нарисовать наклонные линии.
  6. Создавать узоры и рисунки с помощью отпечатков.
  7. «Рисовать» на поверхности песка различные предметы, узоры, буквы шнурком или шерстяной ниткой.

Действия с предметами

1. Выложить по насыпанной дорожки пуговицы, крышки, горошины, фасоль, декоративные камешки.

2. Отыскать в песочнице мелкие предметы (кедровые орешки, бусины, фасоль, шарики, кристаллы). Можно предложить

выложить из них дорожку с левой (справой) стороны песочницы

3. Отыскать определенные предметы (большие — маленькие, шершавые, гладкие, круглые — квадратные и т. п.)

4. Отыскать предметы, расположенные в левом нижнем углу, назвать (описать) их.

5. Отыскать предметы и разложить их по стаканчикам соответствующего цвета.

6. Разложить в логической последовательности шишки, камни, пуговицы, бусины и т. п.

7. Найти буквы, составить слово.

8. Отыскать разноцветные прищепки и построить «разноцветные заборчики», прикрепляя прищепки к полоскам различной длины и ширины» Предлагаем сделать например, короткий зеленый забор, длинный синий забор, не синий и не зелёный забор и т. п.

9. Отыскать в песочнице снежинки, листики, пуговиц и «украсить» нарисованное на песке дерево.

10. Отыскать в песочницы пуговицы, камешки и украсить ими гусеницу (змейку)

Работа с шаблонами и контурами

  1. Обвести пальцем шаблон или контур.
  2. Насыпать песок на шаблон

Анализ педагогической практики показывает, что логопедические игры с песком на индивидуальных занятиях являются наиболее эффективными. Они вызывают у детей положительные эмоции, желание играть, развивают тактильные ощущения.

Предложенные игры повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к творческой и познавательной активности, развивают память, внимание, мышление. Кисти рук становится более гибкими и подвижными, это помогает старшим дошкольникам с ОНР успешно овладеть навыками письма.

Использование в песочнице различных предметов координирует движения пальцев рук, приучает руку к точным, целенаправленным, осознанным движениям, расширяет словарный запас, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает общий тонус, способствует хорошему эмоциональному настрою.

Литература:

  1. Большакова С. Е Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. — М.: Сфера, 2017 г., 64 с.
  2. Гладковская, Л. М. Использование песка и воды в индивидуальной работе с заикающимися детьми 5–7 лет / Л. М. Гладковская //Логопед. — 2008. — № 1. — С. 49–58.
  3. Грабенко, Т. М. Коррекционные, развивающие игры / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2004–64 с.
  4. Грабенко, Т. М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. — 50 с.
  5. Жесткова В. Ф. Занятия с использованием элементов песочной терапии. / В. Ф. Жесткова //Логопед. — 2009. — № 7. — 79.
  6. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. — М.: Детство-Пресс, 2018 г., 96 с.
  7. Кузуб, Н. В. В гостях у песочной феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста / Н. В. Кузуб, Э. И. Осипук // Вестник практической психологии образования. –2013. — № 1. — C. 66– 74.
  8. Морозова, Л. Н. Песочная терапия в логопедической практике / Л. Н. Морозова// Логопед. — 2017. — № 4. — С. 117–123.
  9. Сакович, Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту/ Н. А. Сакович. –СПб.: Речь, 2014. — 176с.
  10. Сапожникова, О. Б. Игры с песком для обучения пересказу детей 5–7 лет. Методические рекомендации / О. Б. Сапожникова, Е. В. Гарнова — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 70 с.
  11. Сапожникова, О. Б. Песочная терапия в развитии дошкольников / О. Б. Сапожникова, Е. В. Гарнова. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 60 с.
Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, песочная терапия, песок, ребенок, игра, общее недоразвитие речи, головной мозг, развитие, естественная стимулирующая среда, творческая активность.

Похожие статьи

Алгоритм использования дидактических игр для развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи, словесно-логическое мышление. В статье рассматривается особенность словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. ...

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением методики составления рассказов по сюжетным картинкам. Автором определены актуальность, описаны современные причины негативно влияющие н...

Формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением методики обучению пересказа при помощи приема моделирования. Авторами определены актуальность, выделены экспериментальная группа детей ...

Дидактические игры как средство развития пространственных функций в конструктивной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается использование дидактических игр и пособий с целью развития пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с ОНР. Приводятся методические рекомендации по организации конструктивной деятельности дете...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством работы в песочнице

В статье представлен опыт работы по формированию связной речи с использованием технологии работы в песочнице, реализованный учителем-логопедом в МКДОУ д/с № 346 г. Новосибирска Федотовой Анной Александровной. Данная технология успешно использовалась ...

Индивидуализация коррекционной работы по развитию мелкой моторики дошкольников с нарушениями зрения

В статье раскрыты понятия индивидуальный подход и дифференцированный подход, понятие общей и мелкой моторики. Представлен материал, отражающий особенности моторного развития слабовидящих детей, результаты экспериментального изучения мелкой моторики р...

Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Приводятся определения понятия «интеллектуальная готовность» с точки з...

Психолого-физиологические основы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

В данной статье раскрывается представление о психолого-физиологических основах развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. В статье рассматривается изобразительная деятельность детей 4–5 лет с применением нетрадиционной техники квиллин...

Особенности формирования предпосылок обучения чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассмотрены особенности формирования предпосылок обучения чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи и их влияние на овладение детьми навыком чтения в дальнейшем, приведены результаты теоретического анализа литературы по данной т...

Похожие статьи

Алгоритм использования дидактических игр для развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи, словесно-логическое мышление. В статье рассматривается особенность словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. ...

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением методики составления рассказов по сюжетным картинкам. Автором определены актуальность, описаны современные причины негативно влияющие н...

Формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением методики обучению пересказа при помощи приема моделирования. Авторами определены актуальность, выделены экспериментальная группа детей ...

Дидактические игры как средство развития пространственных функций в конструктивной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается использование дидактических игр и пособий с целью развития пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с ОНР. Приводятся методические рекомендации по организации конструктивной деятельности дете...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством работы в песочнице

В статье представлен опыт работы по формированию связной речи с использованием технологии работы в песочнице, реализованный учителем-логопедом в МКДОУ д/с № 346 г. Новосибирска Федотовой Анной Александровной. Данная технология успешно использовалась ...

Индивидуализация коррекционной работы по развитию мелкой моторики дошкольников с нарушениями зрения

В статье раскрыты понятия индивидуальный подход и дифференцированный подход, понятие общей и мелкой моторики. Представлен материал, отражающий особенности моторного развития слабовидящих детей, результаты экспериментального изучения мелкой моторики р...

Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Приводятся определения понятия «интеллектуальная готовность» с точки з...

Психолого-физиологические основы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

В данной статье раскрывается представление о психолого-физиологических основах развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. В статье рассматривается изобразительная деятельность детей 4–5 лет с применением нетрадиционной техники квиллин...

Особенности формирования предпосылок обучения чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассмотрены особенности формирования предпосылок обучения чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи и их влияние на овладение детьми навыком чтения в дальнейшем, приведены результаты теоретического анализа литературы по данной т...

Задать вопрос