Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка!
К. Д. Ушинский
Игра является основным видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности. Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально — коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно — эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования.
Игры на песке — это одна из форм естественной детской деятельности. Именно поэтому она находит применение в нашей работе, в условиях реализации ФГОС ДО.
Работая с детьми 3–4 лет, которые совсем недавно пришли в детский сад и проходят период адаптации, мы используем различные инновационные технологии. Очень интересной и эффективной педагогической технологией является песочная игротерапия. Актуальность ее заключается в том, что комплексное развитие личности ребенка происходит через игру т. е. ведущую детскую деятельность. Игры с песком мы используем в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки, снижать эмоциональное напряжение, повышать познавательную активность и более легко адаптировать к условиям детского сада.
Основная идея нашей работы заключается в том, что метод песочной игротерапии мы используем при реализации проектов нашей группы. Использование песочной игротерапии гармонично дополняет традиционные формы работы с детьми. Зона песка привлекает внимание детей яркостью, необычностью, оригинальностью. Стол для игр с песком имеет подсветку, что еще больше привлекает внимание детей. Так же мы подбираем «Коллекцию» миниатюрных фигурок в соответствии с темой проекта. Это могут быть:
- Человеческие персонажи
- Животные (домашние, дикие, доисторические, морские и др.)
- Транспорт (наземный, водный, космический, и др.)
- Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.)
- Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.)
- Сказочные герои (злые и добрые)
- Бросовый материал (флаконы из-под духов, пробки)
Игры в песке — естественная деятельность ребёнка. Именно поэтому мы используем песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. А бывает, что ребенок словами не может выразить свои переживания, страхи и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.
Мы составили перспективный план, картотеку игр с песком, разработали конспекты совместной деятельности с детьми.
Цели занятий (в соответствии с темой проекта):
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность
2. Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений
3. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления,
4. Снижение психофизического напряжения
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета
2. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно — поискового характера
3. Обучить специальным движениям и их выполнение детьми
4. Учить выстраивать композиции на песке по образцу
5. Закрепить представления об окружающем мире
Развивающие:
1. Развивать психические процессы (внимание, память)
2. Развивать логическое мышление
3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику
4. Развивать умение действовать по инструкции
Воспитательные:
1. Вызывать удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми
2. Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности
3. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому
Песочные игры интересны и разнообразны.
Мы разделили игры с использованием песочной терапии на три основных направления:
I Игры, направленные на развитие мелкой моторики.
Поглаживание песка, похлопывание.
«Закапывание» в песок своих рук.
«Посыпание, пересыпание» песка из руки на руку или из ёмкости в ёмкость.
«Отпечатки наших рук». Детям очень нравится на песке делать отпечатки ладошек, изображать пальчиками следы животных (медведь прошёл кулачками, зайка — пальчиками).
Игра «Секретик», «Что спрятано в песке?», «Спрячь и найди игрушку в песке» (одной рукой, двумя руками, и пр.)
II Игры, направленные на развитие творческих способностей.
Рисунки на песке. С помощью палочки, кисточки, пальчиков, можно рисовать, обводить по трафарету, рисовать цветным песком и т. д.
Выкладывание узоров на песке из цветных камешков, стеклышек, узор может придумать сам ребёнок или выложить по образцу.
III Игры, направленные на познавательное развитие.
Игры на знакомство с окружающим миром. Через них мы знакомим детей с тем, что рядом с нами: животных (диких и домашних), насекомых, леса, поля, реки, озера, моря, острова, профессии, город, транспорт, быт и пр. Моделируем в песочнице различные климатические зоны и жизнь в них.
Проводя самоанализ работы, мы пришли к выводу, что использование песочной игротерапии дает положительные результаты:
- Дети легче адаптируются к условиям детского сада, исчезают напряжение и страх.
- Развивается мелкая моторика рук.
- Существенно повышается мотивация и интерес к совместной деятельности, дольше сохраняется работоспособность.
- Расширяется словарный запас, вырабатывается навык связного высказывания (когда ребенок играет с песком, он говорит о своих ощущениях, проговаривает то, что у него получилось, подражает героям, вступает в диалог.).
- Более гармонично развиваются все познавательные процессы (память, мышление, внимание и др.).
С каким упоением дети играют в песок! Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается «семья». Все это — Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищенно, где ему все близко и понятно. И это — отражение нашего Взрослого Мира.
Литература:
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. — 50 с.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь «особому» ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. — 96 с.