Использование песочной игротерапии в проектной деятельности дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 18.04.2015

Статья просмотрена: 1105 раз

Библиографическое описание:

Попова, С. В. Использование песочной игротерапии в проектной деятельности дошкольников / С. В. Попова, О. В. Фомина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 1024-1026. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17565/ (дата обращения: 16.12.2024).

Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка!

К. Д. Ушинский

 

Игра является основным видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности. Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально — коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно — эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования.

Игры на песке — это одна из форм естественной детской деятельности. Именно поэтому она находит применение в нашей работе, в условиях реализации ФГОС ДО.

Работая с детьми 3–4 лет, которые совсем недавно пришли в детский сад и проходят период адаптации, мы используем различные инновационные технологии. Очень интересной и эффективной педагогической технологией является песочная игротерапия. Актуальность ее заключается в том, что комплексное развитие личности ребенка происходит через игру т. е. ведущую детскую деятельность. Игры с песком мы используем в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки, снижать эмоциональное напряжение, повышать познавательную активность и более легко адаптировать к условиям детского сада.

Основная идея нашей работы заключается в том, что метод песочной игротерапии мы используем при реализации проектов нашей группы. Использование песочной игротерапии гармонично дополняет традиционные формы работы с детьми. Зона песка привлекает внимание детей яркостью, необычностью, оригинальностью. Стол для игр с песком имеет подсветку, что еще больше привлекает внимание детей. Так же мы подбираем «Коллекцию» миниатюрных фигурок в соответствии с темой проекта. Это могут быть:

-          Человеческие персонажи

-          Животные (домашние, дикие, доисторические, морские и др.)

-          Транспорт (наземный, водный, космический, и др.)

-          Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.)

-          Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.)

-          Сказочные герои (злые и добрые)

-          Бросовый материал (флаконы из-под духов, пробки)

Игры в песке — естественная деятельность ребёнка. Именно поэтому мы используем песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. А бывает, что ребенок словами не может выразить свои переживания, страхи и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.

Мы составили перспективный план, картотеку игр с песком, разработали конспекты совместной деятельности с детьми.

Цели занятий (в соответствии с темой проекта):

1.                  Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность

2.                  Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений

3.                  Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления,

4.         Снижение психофизического напряжения

Задачи:

Образовательные:

1.         Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета

2.         Обучить умению отвечать на вопросы проблемно — поискового характера

3.         Обучить специальным движениям и их выполнение детьми

4.         Учить выстраивать композиции на песке по образцу

5.         Закрепить представления об окружающем мире

Развивающие:

1.         Развивать психические процессы (внимание, память)

2.         Развивать логическое мышление

3.         Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику

4.         Развивать умение действовать по инструкции

Воспитательные:

1.         Вызывать удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми

2.         Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности

3.         Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому

Песочные игры интересны и разнообразны.

Мы разделили игры с использованием песочной терапии на три основных направления:

I Игры, направленные на развитие мелкой моторики.

Поглаживание песка, похлопывание.

«Закапывание» в песок своих рук.

«Посыпание, пересыпание» песка из руки на руку или из ёмкости в ёмкость.

«Отпечатки наших рук». Детям очень нравится на песке делать отпечатки ладошек, изображать пальчиками следы животных (медведь прошёл кулачками, зайка — пальчиками).

Игра «Секретик», «Что спрятано в песке?», «Спрячь и найди игрушку в песке» (одной рукой, двумя руками, и пр.)

II Игры, направленные на развитие творческих способностей.

Рисунки на песке. С помощью палочки, кисточки, пальчиков, можно рисовать, обводить по трафарету, рисовать цветным песком и т. д.

Выкладывание узоров на песке из цветных камешков, стеклышек, узор может придумать сам ребёнок или выложить по образцу.

III Игры, направленные на познавательное развитие.

Игры на знакомство с окружающим миром. Через них мы знакомим детей с тем, что рядом с нами: животных (диких и домашних), насекомых, леса, поля, реки, озера, моря, острова, профессии, город, транспорт, быт и пр. Моделируем в песочнице различные климатические зоны и жизнь в них.

 

Проводя самоанализ работы, мы пришли к выводу, что использование песочной игротерапии дает положительные результаты:

-          Дети легче адаптируются к условиям детского сада, исчезают напряжение и страх.

-          Развивается мелкая моторика рук.

-          Существенно повышается мотивация и интерес к совместной деятельности, дольше сохраняется работоспособность.

-          Расширяется словарный запас, вырабатывается навык связного высказывания (когда ребенок играет с песком, он говорит о своих ощущениях, проговаривает то, что у него получилось, подражает героям, вступает в диалог.).

-          Более гармонично развиваются все познавательные процессы (память, мышление, внимание и др.).

С каким упоением дети играют в песок! Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается «семья». Все это — Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищенно, где ему все близко и понятно. И это — отражение нашего Взрослого Мира.

 

Литература:

 

1.         Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. — 50 с.

2.         Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340 с.

3.         Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь «особому» ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. — 96 с.

Основные термины (генерируются автоматически): песок, игра, ребенок, детский сад, окружающий мир, совместная деятельность, III, внимание детей, мелкая моторика, рука.


Похожие статьи

Использование песочной терапии в коррекционном образовании дошкольников

Использование игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании дошкольников

Использование развивающих игр в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольников

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

Использование игровых технологий в формировании основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Использование специальных тренажеров в развитии мелкой моторики слабовидящих дошкольников

Использование Арт-технологий во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации обучающихся

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Использование здоровьесберегающих технологий в коммуникативной деятельности дошкольников

Похожие статьи

Использование песочной терапии в коррекционном образовании дошкольников

Использование игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании дошкольников

Использование развивающих игр в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольников

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

Использование игровых технологий в формировании основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Использование специальных тренажеров в развитии мелкой моторики слабовидящих дошкольников

Использование Арт-технологий во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации обучающихся

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Использование здоровьесберегающих технологий в коммуникативной деятельности дошкольников

Задать вопрос