Исследовательско-творческий проект «Волшебная песочница»
Авторы: Рожкова Елена Валерьевна, Ковалева Дарья Евгеньевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (34) июль 2020 г.
Дата публикации: 03.07.2020
Статья просмотрена: 186 раз
Библиографическое описание:
Рожкова, Е. В. Исследовательско-творческий проект «Волшебная песочница» / Е. В. Рожкова, Д. Е. Ковалева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 7 (34). — С. 12-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/172/5431/ (дата обращения: 16.12.2024).
Авторы проекта : Ковалева Д. Е., Рожкова Е. В.
Вид проекта : информационный, практико-ориентированный.
Продолжительность проекта : среднесрочный (январь — март)
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность проекта.
Песок — это неразгаданный для ребенка материал, который имеет способность зачаровывать дошкольника своей покладистостью, возможностью обретать любые формы, быть легким и сухим или влажным и податливым. Поэтому игра с песком является одной из форм обычной деятельности детей. Действия как с сухим, так и с мокрым песком способствуют успокоению очень энергичных детей и при этом способствует раскрепощению чересчур стеснительных детей. Помимо этого, игры с песком помогают развивать мелкую моторику, кинестетические ощущения и координации движения. Все это непосредственно связано с развитием речи, внимания, сосредоточенности, внимательности, мышления, а также на развитие творческой активности и фантазии. Также песок стимулирует развитие пространственного воображения и образно-логического мышления.
Игры с песком доступны не только на площадке во дворе в теплое время года, но и в помещении. Для этого необходим ящик, который можно купить или изготовить самим, и песок. Большим преимуществом занятий с песком представляется разнообразное использование песка: с ним можно играть, строить тоннели, замки, сочинять и изображать сюжеты сказок на песке, проводить эксперименты и тому подобное. Поэтому мы с ребятами решили сделать «волшебную песочницу» в своей группе, поэкспериментировать и поиграть с песком.
Цель проекта
- Формировать у ребят начальные природоохранные знания и понятие о песке и его свойствах.
- Развивать образное и диалектическое мышление и поведение через поисково-познавательную деятельность.
- Активизировать творческое самовыражение ребенка с помощью развития фантазии, развития устной речи и моторики рук.
Задачи проекта
- Создавать условия для экспериментирования с песком.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, память и внимание.
- Расширять представление о песке с помощью практических опытов с песком.
- Развивать коммуникативные умения и навыки.
Ресурсное обеспечение
Ящик с песком, наборы фигурок домашних и диких животных, формочки для песка, геометрические фигуры, листы белой бумаги, лупы, совки, детские грабли, лейки, воронки, стаканчики, набор настольного театра «Колобок».
Ожидаемые результаты
Дети познакомятся со свойствами песка, научатся называть и различать его свойства, проводить элементарные опыты с песком, делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи. Провести режиссерскую игру «Сказка на песке «Колобок», формировать умение мастерски передавать характер персонажа с помощью интонации речи; умение выстраивать ролевые диалоги и координировать свои действия с другими участниками в процессе режиссерской игры.
Этапы реализации проекта
I этап. Информационный.
Цель этапа: дать представление о проекте его участникам.
- Постановка целей и задач проекта.
- Составление плана работы над проектом.
- Подбор материала для песочных игр и экспериментов.
- Информирование родителей о проекте.
- Презентация «Песок в жизни человека»
- Чтение рассказа Г. Снегирева «Пустыня»
- Проведение бесед «Для чего нужен песок», «Кто живет в пустыне?»
- Ознакомление с правилами игры с песком.
Результаты этапа : сформированы представления о песочном мире, дети узнали, как образовывается песок, познакомились с его видами, с применением песка в различных отраслях. Энергично включаются в игру и речевое общение с педагогом и сверстниками.
II этап . Практический.
Цель этапа : создание педагогами условий для формирования у детей познавательного интереса к опытно-экспериментальной деятельности, к играм с песком.
- Проведение экспериментов с песком: «Из чего состоит песок», «Теплый-холодный», «Сухой песок сыпучий», «Куда исчезла вода?», «Слепим куличики».
- Игры с песком: «Найди отгадку», «Рассели животных по домам», «Вершки и корешки», «Узоры на песке», «Узоры на песке двумя руками», «Песочные прятки», «Секретики».
- Разучивание и постановка сказок на песке «Колобок» и «Теремок».
Результаты этапа: дети с удовольствием принимают активное участие в играх и экспериментах с песком. Проявляют огромный интерес к разыгрыванию сказок на песке. У ребят проявляется словотворчество, подробно дают описание сказочного героя, не перебивают, слушают и дополняют друг друга. С удовольствием принимают участие в проекте.
III этап. Итоговый.
Цель этапа: демонстрация родителям результатов совместного творчества детей и воспитателей.
- Показ сказок на песке «Колобок» и «Теремок».
- Проведение мастер-класса для родителей «Игры и упражнения на песке».
Результаты этапа : развитие коммуникативных навыков детей, дети согласовывают между собой действия и ролевые диалоги в ходе театрализованной игры на песке, ознакомление родителей с играми на песке, способствующим развитию ребенка.
Литература:
- https://www.maam.ru/detskijsad/igry-s-peskom-v-ranem-vozraste.html
- https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/etot_udivitelnij_pesok_212344.html
- Дыбина, О. В. Неизведанное рядом: Ребенок в мире поиска/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетина. — М.: Т Ц Сфера, 2012. — 192 с.
- Иванова, А. И. Детское экспериментирование как метод обучения/ А. И. Иванова — М.: Управление ДОУ, 2010.N4–92с.
- Николаева, С. Н. Ознакомление дошкольника с неживой природой: Дошкольное воспитание / С. Н. Николаева. — М.: 2009. N 7– 38 с.
- Прохорова Л. Н Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Л. Н. Прохорова. — М.: АРКТИ, 2011. — 64 с.
- Поддъякова, Н. Н. Развитие познавательной деятельности у детей раннего возраста через игры с песком и водой / Н. Н. Поддъякова. –М.: Педагогический вестник,2010.-N1.- с. 6.