В статье авторы описывают инновационный метод работы с дошкольниками — арт-терапию.
Ключевые слова: арт-терапия, терапевтический эффект, вид искусства, тактильное восприятие, податливость песка, сенсорные ощущения.
В детских дошкольных образовательных учреждениях большое внимание уделяется развитию интеллекта ребёнка, для этого используются разные методики раннего развития, детей раньше стараются обучить говорить, читать, писать, считать. Так как родители хотят видеть своих детей умными, успешными и образованными. Но при такой большой нагрузке необходимо соблюдать баланс и уделять внимания эмоциональной сфере ребенка, с его переживаниями и чувствами. В этом помогает песочная арт-терапия.
Песочная терапия — это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды — и ощущения свободы и безопасности самовыражения. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.
Это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Он с удовольствием использует миниатюрные фигуры людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов. Другими словами, ребенку на час представляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир.
Песочная игра — это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения, и способ привычный, хорошо знакомый, это его реальность. Малыш играет в то, что у него «болит». Обыгрывая свои эмоции, ребенок каждый раз сам себя лечит.
И во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства. И применяется в дошкольных учреждениях как психологами, так и частично применяется воспитателями [1, с. 57].
Песочная арт-терапия — особый вид искусства, который включает игровую деятельность, поучительные занятия и воспитательные моменты. Чтобы рисовать на занятиях по арт-терапии, не нужно быть художником. Тут даже азы художественного образования не нужны. Потому что цель — не получить картину, а самореализоваться, сублимировать деструктивные желания. В зависимости от конкретного упражнения зачастую у детей нет необходимости задумываться о сочетании цветов. Ребёнок проецирует, преображает и перерабатывает свои эмоции.
В нашем детском саду мы используем песочную терапию — как уникальную возможность для самовыражения творчества, а также простой и эффективный способ выражения своих чувств, эмоций, переживаний. Для дошкольников песочная графика — это средство познания мира и развития эстетического восприятия, а для педагогов — еще один способ понять чувства ребенка [2, c. 9].
Песочная арт-терапия реализует желания ребенка во время игры, создает благоприятные ситуации для успешной борьбы со скрытыми страхами. Игры с песком восстанавливают психоэмоциональное равновесие, используются в коррекционных и профилактических целях, приносят радость от совместного творчества.
По словам воспитателей, наблюдается повышение общительности и сообразительности. Многие приобретают понимание различных процессов, начинают относиться более вдумчиво к различным понятиям и выражениям.
Взаимодействие с песком позволяет создать положительную атмосферу для общения, способствует корректировке решения трудных задач и ситуаций. Регулярные упражнения помогают выразить внутренние конфликты и скрытые переживания, повысить самооценку, улучшить творческие навыки.
Занимательные игры с песком — это лучший инструмент для устранения замкнутости и агрессии, а также развития скрытого потенциала ребенка.
Реализуется желание экспериментировать, открываются глубоко спрятанные чувства, снимается напряжение и родительские запреты, уходят негативные чувства, формируется самостоятельность суждений и действий.
Песочная терапия для детей дошкольного возраста — это мощный инструмент психологической поддержки и развития, позволяющий малышам изучать и выражать свои эмоции в безопасной и творческой среде. Методика эффективно справляется с широким спектром проблем: от эмоциональных нарушений до социальной адаптации, предлагая индивидуализированный и игровой подход к каждому ребенку
Положительными моментами песочной терапии являются:
- Доступность и простота.
- Коллективное творчество.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие психических процессов.
- Коррекция агрессивности, гиперактивности, тревожности.
Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами. Так же как один символ или образ может выразить больше, сотня слов, фигура или сцена, построенная вами, может передать чувства, эмоции, конфликты, недоступные словесному выражению. Это важно для многих из нас. Особенно это может помочь тем, кому по каким-то причинам трудно облечь свои переживания в слова — например, тем, чьи переживания настолько остры и болезненны, что соприкасаться с ними напрямую тяжело детям, еще пока не чувствующим себя непринужденно в мире слов.
К тому же создание песочных композиций не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так — это важно для тех, кто привык строго оценивать себя. У каждого из нас вольно или невольно появляются критерии того, что такое «красивый рисунок», «хорошее настроение», «правильно вылепленная фигурка», но нет такого понятия, как «хорошая» или «правильная» композиция на песке.
Создавая сам свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. А вы можете быть уверены: если в вашем «песочном царстве» все спокойно, то на душе у ребенка покой и гармония.
Играя с песком ребёнок чувствует себя творцом и волшебником. Сооружая различные постройки из песка, играя с ними, а затем разрушая может создать что-то новое, заменить один сюжет на другой. Кто-то может подумать: слишком все просто, но именно эта простота, естественные для человека действия таят в себе уникальную тайну: в сети нет ничего такого, что было бы окончательно разрушено — просто старое уступает новому. Много раз проживая это, ребенок достигает состояния душевного равновесия.
Литература:
- Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева Т. М. Грабенко «Чудеса на песке» практикум по песочной терапии. Из-во «Речь» 2005 г.
- М. В. Кисилева «Арт-терапия в работе с детьми» СПб 2006г.