Арт-терапевтические методы в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Авторы: Назаренко Анастасия Алексеевна, Смолянинова Валентина Викторовна
Рубрика: 14. Социальная работа
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, март 2019)
Дата публикации: 05.03.2019
Статья просмотрена: 2757 раз
Библиографическое описание:
Назаренко, А. А. Арт-терапевтические методы в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / А. А. Назаренко, В. В. Смолянинова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14883/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье описываются методы арт-терапии, как мощный инструмент работы педагогов-психологов в реабилитационном центре. Показана целесообразность данного метода при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: арт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия, куклотерапия.
В современном мире профессия психолога становится все более и более востребованной. Работа психолога в системе социальной помощи — это очень сложная миссия.
В органы социальной защиты входит много учреждений, одно из них это «Гулькевичский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья». Основной целью учреждения является оказание детям с ограниченными возможностями, а также их семьям, в которых дети воспитываются, квалифицированной социально-медико-психолого-педагогической помощи, направленной на максимально полную и своевременную их социальную абилитацию, реабилитацию и адаптацию [1].
Одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами-психологами ГКУ СО КК «Гулькевичского реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями здоровья» является сохранение здоровья каждого ребёнка в процессе реабилитации [2].
Счастливый ребенок не испытывает дискомфорта внутри своей личности, живет в гармонии с собой и другими, чувствует свою защищённость и уникальность. Здоровая личность формируется только в условиях психологически комфортного климата.
Во все времена ученые в области педагогики и психологии, подчеркивали важность гуманизации образования, индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в семье, детском коллективе атмосферы психологического комфорта.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие детей.
В учреждении работают квалифицированные специалисты. В коррекционной работе педагоги используют различные формы обучения и элементы современных психолого-педагогических технологий, внедряют в реабилитационный процесс инновационные формы и методы работы, что позволяет добиваться положительных результатов реабилитации.
Педагоги-психологи реабилитационного центра в своей работе отдают предпочтение арт-терапевтическим методам, таким как: песочная терапия, а именно рисование песком на световых планшетах, куклотерапия, сказкотерапия.
Арт-терапия — или лечение искусством. Применяется такой метод при проблемах эмоционально-личностного развития, аутизме, задержке умственного развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций.
Для многих детей, прибывающих в реабилитационном центре, характерны проблемы с утомляемостью, распределением и переключением внимания, характерна склонность к аффективным проявлениям в поведении, повышенная конфликтность. Многие дети испытывают трудности в распознавании основных эмоций и в выражении собственных эмоций. Все эти проблемы успешно помогают решать методы арт-терапии.
Арт-терапевтическая работа способствует социально-психологической и социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Возможности арт-терапии позволяют решать такие важные задачи, как формирование способностей к саморегуляции и контролю за своим поведением, развитие эмоционально-волевой сферы детей, профилактика агрессивных действий и конфликтов в детской среде, формирование способностей к самопознанию, саморазвитию, формирование навыков коммуникативного поведения.
Арт-терапевтические методы являются мощным средством работы педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Они позволяют создать положительный эмоциональный настрой, облегчается процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми, снижается утомляемость и развивается чувство внутреннего контроля. Методы арт-терапии являются универсальными и успешно могут использоваться как на занятиях педагога-психолога, так и самими родителями при занятиях дома [4].
Развивая творческие способности детей, воображение, творческую активность, речь, мелкую моторику, педагоги-психологи используют песочную терапию. Данная технология универсальна и позволяет решать задачи диагностики, коррекции и воспитания детей.
Рисование песком в целях стабилизации и коррекции эмоционального состояния используется в работе с детьми, имеющими такие проблемы как: агрессивность, непослушание, гиперактивность, неуверенность в себе, застенчивость, тревожность, страхи, ночные кошмары, школьная неуспеваемость, трудности в общении с другими детьми и взрослыми, а также с имеющими различного рода психосоматические заболевания.
Необходимо отметить, что при помощи песка благодаря свободным движениям рук, возможности исправить изображение, внести в него необходимые изменения ребенок имеет больше возможностей для самореализации, чем при использовании карандаша и бумаги, которые зачастую его сдерживают, требуют дополнительного напряжения и контроля. Поэтому рисование песком помогает развить внутреннюю свободу, проявить спонтанность и творчество [3].
Психологи обращают внимание на терапевтическое влияние песка как природного материала, отмечая, что песок способен «заземлять», забирать негативные эмоции и задерживать негативную психическую энергию.
Манипулируя песком (разглаживания его, пересыпая, просеивая между пальцами и пр.), ребенок обретает душевное равновесие. Указанные свойства изобразительного материала позволяют рассматривать рисование песком как средство влияния на чувственную сферу ребенка, развития его эмоциональной сферы и профилактики эмоционального неблагополучия у детей [4].
Действительно, рисование для ребенка выступает как творческий акт, в котором ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развивать эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.
Sand-art, или метод рисования песком, изначально предполагает занятия на специальных столах или световых планшетах. Данный метод предполагает использование различных приемов рисования: «вырезание» пальцем рисунка на песке, рисование ладонью, рисование большими пальцами, одновременное использование нескольких пальцев, насыпание из кулака, отсечение лишнего, украшение декоративными камнями, использование различных фигурок. Рисование песком можно включать в проведение различных занятий: индивидуальных и групповых занятий, тренинги, социально-психологическое консультирование, оказание психологической помощи поддержки, мероприятия по психологической разгрузке, занятия психопрофилактической направленности [4].
Первое, что нужно сделать, — познакомить ребенка с возможностями песка и собственных рук. Пусть ребенок погрузит обе руки в песок, почувствует его, пересыпает, расслабится. После этого можно показать различные приемы рисования, создавать песочные картины, дать полную свободу фантазии.
Таким образом, рисование на световых планшетах обладает значительным здоровьесберегающим потенциалом, и успешно используется в системе реабилитации.
Методы арт-терапии обширны и многогранны. Они позволяют друг друга дополнять, вносить разнообразие, расширять терапевтические возможности каждого метода. Важное преимущество методов арт-терапии — возможность их комбинирования с другими видами работы. Песочное рисование может сочетаться со сказкотерапией, куклотерапией.
Сказкотерапия широко используется для разрешения конфликтов в детской среде, улучшения социальной адаптации детей, в коррекционной работе со страхами, нарушением поведения. Для решения всех этих задач метод сказкотерапии незаменим. Он не только способствует коррекционной работе, но и повышает самооценку, создаёт благоприятный психологический климат в коллективе. Сказку используют в своей работе и психологи, и педагоги. Отражая в сказке детские проблемы, помогая ребенку справиться с ними не травмируя, психолог оказывает современную помощь и консультацию [5].
В сказке всегда Добро побеждает Зло. Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
Педагоги-психологи в своей практике использует несколько вариантов работы со сказкой: рассказывание сказки, групповое сочинение сказки, решение сказочных задач, рисование сказки, рисование и постановка сказки на песке, театрализованная постановка сказки с использованием кукол и ширмы. Для достижения положительных результатов в реабилитационной работе важно использовать сочетание всех вариантов работы со сказкой.
Рассказывание сказки способствует положительно воздействует на психику ребенка, дети знакомятся с понятиями «добра» и «зла», познаю новое. Сказка подбирается в соответствии с возрастом ребенка, особенностями характера [6].
Для решения задач, связанных с неблагоприятным климатом в группе, раскрепощения детей, отличным способом, является коллективная работа. Сочинение сказки дает полную свободу детской фантазии, создает благоприятный климат в коллективе, развивает коммуникативные навыки детей.
После прослушивания или сочинения сказки, ее лучше зафиксировать, или нарисовать. Нарисовать сказку можно как на листе бумаги, так и в песочнице. Данный вариант работы со сказкой развивает воображение, мелкую моторику, способствует успешному закреплению результатов сказкотерапии.
Во время театрализованных постановок сказок, дети становятся более раскрепощенными, коммуникабельными, они могут «примерять» на себя различные роли, учатся сопереживать. Даже самый застенчивый ребенок, прячась за ширмой раскрывается, входит в роль и не боится проявить себя. [5]
Сказкотерапия напрямую связана с методом куклотерапии. Цель куклотерапии — помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Таким образом, если ребенку подобрать соответствующие игрушки, у него появляется возможность выразить свои чувства [5].
Отличный вариант работы со сказкой — это изготовление куклы. Любое изготовление куклы — это своего рода релаксация, когда ребенок погружен в творческий процесс он расслаблен и умиротворен. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, улучшается концентрация внимания.
Навыки, приобретенные в процессе арт-терапии, после ее завершения помогают ребенку справляться с трудностями, жить в гармонии с собой и миром.
Воспитание здоровой личности — основная задача семьи и общества, ведь дети — это наше будущее. Вся работа педагогов-психологов направлена на интеграцию и социализацию детей, развитие их творческого потенциала, здесь есть возможность для каждого ребенка проявить себя, научиться сопереживать, научиться справляться с различными жизненными ситуациями.
Литература:
- Федеральный закон от 28 января 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
- ГОСТ Р 52883–2007. «Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания».
- Зинкевич-Евстегнеева Т. Д., Грабенко Т. Н. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2010. — 340 с.
- Тупичкина Е. А. Мир песочных фантазий. — М.: АРКИ, 2016. –112 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2006. — 310 с.
- Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е. Лабиринт души. Терапевтические сказки.. — 15-е. –: Академический проект, 2018. — 210 с.
Похожие статьи
Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ
Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...
Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ
В данной статье описываются психолого-педагогические возможности применения арт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В данной статье рассматриваются различные техники арт-терапии, особенности их применения, их влияние на ...
Песочная игротерапия для дошкольников
В статье рассматриваются основные направления психокоррекционной и реабилитационной работы с детьми дошкольного возраста, средствами песочной игротерапии.
Тандем арт-терапевтических техник и метода наблюдения в работе психолога с детьми в дошкольном учреждении
В статье рассматривается положительное влияние применения психологом в дошкольном учреждении метода наблюдения наряду с методами и техниками арт-терапии. Анализируя возможности применения этих методов в своей работе, будь то диагностика или коррекцио...
Арт-терапия в групповой работе по развитию эмоциональной сферы слабослышащих детей младшего школьного возраста
В статье авторы пытаются отразить проблемы эмоционального развития слабослышащих детей младшего школьного возраста и значимость арт-терапии при развитии эмоциональной сферы.
Музыкальная терапия в работе с особым ребёнком: современные исследования
В статье рассматриваются результаты современных исследований по коррекционной работе детьми с особыми образовательными потребностями средствами музыкальной терапии.
Арт-терапия в работе с младшими дошкольниками
В предоставленной статье рассмотрены важность арт — терапии для младших дошкольников, арт — терапевтические техники и способы, применяемые в работе педагога — психолога в детских дошкольных учреждениях.
Возможности арт-терапевтических методов в психологическом сопровождении беременных женщин
В статье автор исследует влияние арт-терапевтических методов на эмоциональное состояние беременных женщин.
Сказкотерапия как метод коррекции агрессивного поведения у дошкольников
Статья посвящена сказкотерапии и ее основным функциям при работе с детьми. Особое внимание уделяется трем функциям сказок: диагностической, терапевтической и прогностической. Автором рассматривается методы использования сказкотерапии как специалистам...
Анималотерапия — как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возрастов
Статья посвящена осмыслению значения роли животных в психологическом развитии человека. В статье ставится задача рассмотреть эффект применения анималотерапии, как метода психокоррекционной работы преимущественно с детьми дошкольного и школьного возра...
Похожие статьи
Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ
Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...
Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ
В данной статье описываются психолого-педагогические возможности применения арт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В данной статье рассматриваются различные техники арт-терапии, особенности их применения, их влияние на ...
Песочная игротерапия для дошкольников
В статье рассматриваются основные направления психокоррекционной и реабилитационной работы с детьми дошкольного возраста, средствами песочной игротерапии.
Тандем арт-терапевтических техник и метода наблюдения в работе психолога с детьми в дошкольном учреждении
В статье рассматривается положительное влияние применения психологом в дошкольном учреждении метода наблюдения наряду с методами и техниками арт-терапии. Анализируя возможности применения этих методов в своей работе, будь то диагностика или коррекцио...
Арт-терапия в групповой работе по развитию эмоциональной сферы слабослышащих детей младшего школьного возраста
В статье авторы пытаются отразить проблемы эмоционального развития слабослышащих детей младшего школьного возраста и значимость арт-терапии при развитии эмоциональной сферы.
Музыкальная терапия в работе с особым ребёнком: современные исследования
В статье рассматриваются результаты современных исследований по коррекционной работе детьми с особыми образовательными потребностями средствами музыкальной терапии.
Арт-терапия в работе с младшими дошкольниками
В предоставленной статье рассмотрены важность арт — терапии для младших дошкольников, арт — терапевтические техники и способы, применяемые в работе педагога — психолога в детских дошкольных учреждениях.
Возможности арт-терапевтических методов в психологическом сопровождении беременных женщин
В статье автор исследует влияние арт-терапевтических методов на эмоциональное состояние беременных женщин.
Сказкотерапия как метод коррекции агрессивного поведения у дошкольников
Статья посвящена сказкотерапии и ее основным функциям при работе с детьми. Особое внимание уделяется трем функциям сказок: диагностической, терапевтической и прогностической. Автором рассматривается методы использования сказкотерапии как специалистам...
Анималотерапия — как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возрастов
Статья посвящена осмыслению значения роли животных в психологическом развитии человека. В статье ставится задача рассмотреть эффект применения анималотерапии, как метода психокоррекционной работы преимущественно с детьми дошкольного и школьного возра...