Рисование песком на световых столах в деятельности дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (301) март 2020 г.

Дата публикации: 14.03.2020

Статья просмотрена: 1067 раз

Библиографическое описание:

Борисова, О. В. Рисование песком на световых столах в деятельности дошкольной образовательной организации / О. В. Борисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68008/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье дана характеристика возможности организации и проведения занятий по рисованию песком на световых столах в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: рисование песком, мелкая моторика.

Одним из результатов дошкольного образования, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, является развитие воображения ребенка, которое «реализуется в различных видах деятельности» [5]. Песок является доступным и распространенным материалом, с помощью которого могут быть организованы различные режимные моменты. Хотя искусство песочного рисования очень молодое, однако, художественное, медитативное, целительное и религиозное общение человека с песком уходит корнями в древность. Так тибетские монахи создают уникальные мандалы из мраморной крошки. Индейцы Навахо для создания мандал используют красный песок, желтую охру, муку, измельченные гипс и уголь, пыльцу, растертые лепестки цветов и кору [4,с 3].

Возможности использования песка в качестве терапии изначально рассматривали в психотерапии (например, Карл Густав Юнг).

В 1939 году английский педиатр Маргарет Ловенфельд описала игру с песком как консультативный метод. Ее методика — техника построения мира — была основана на использовании в обучении воды и песка, делая акцент на тактильных ощущениях ребенка [1, с. 3].

В 1970е годы последователем Юнга Дорой Каллф была сформулирована концепция sand-play (песочная терапия). В данном случае песок выступает «красками», но не цветными, а основанными на соотношении света-тени. Кроме того, широко используются различные игрушки, фигуры животных, прочие материалы, что отличает технику от современного рисования на световых столах (техника Sand-Art).

Психоаналитики считали, что песочная терапия способствует пониманию внутреннего состояния пациентов. До сих пор песочная терапия используется в психоанализе и гештальт-терапии, является одним из направлений арт-терапии. В педагогике может использоваться данный опыт, в частности, педагог, наблюдая за работой ребенка, может сделать вывод о его эмоциональном состоянии.

О рисовании песком как искусстве стали говорить в 70-е годы XX века, когда появился песочный анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк» канадского режиссера-мультипликатора Кэролина Лифа. Поддерживая идею мультипликатора, предполагаются попытки создания динамической песочной картины (без монтажа и склейки, единым процессом) [2, с. 30].

В России песочная терапия использовалась, в первую очередь, как один из приемов коррекционно-развивающих занятий. Однако последнее время становится распространен и в качестве вида деятельности дошкольников. Среди непосредственных преимуществ песка как материала — доступность, легкость в использовании, эффективность развития мелкой моторики, разнообразие игр, форм и методов использования.

Рисование на песке требует особой концентрации ребенка. Каждое движение изменяет рисунок до неузнаваемости, кроме того, в отличие от традиционных техник рисования, картина песком недолговечна и не может быть зафиксирована в натуральном виде.

Немало важно то, что в рисовании участвуют обе руки, что означает гармоничное развитие мелкой моторики и обоих полушарий мозга.

Данный метод не имеет возрастных ограничений, может быть реализован в младших группах дошкольного учреждения. Для детей до 5 лет занятия проводятся в пределах 10 минут, в старшей и подготовительной группах — в пределах 20 минут.

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

  1. Социально-коммуникативное развитие. В процессе рисования происходит общение между детьми и воспитателем. Формируется умение работать в группах, решать проблемные ситуации, высказывать свое мнение, анализировать происходящие.
  2. Познавательное развитие может быть рассмотрено в нескольких аспектах. Во-первых, происходит закрепление полученных знаний, когда ребенок может изобразить определенный объект, учитывая пропорции, форму. Во-вторых, закрепляются представления о свойствах объектов окружающего мира. В-третьих, развивается воображение и творческая активность.
  3. Речевое развитие. В первом параграфе нашего исследования мы отметили связь между развитием речи и мелкой моторики. Кроме того, в процессе взаимодействия с детьми и воспитателем происходит обогащение активного словаря, развивается связная речь, формируются навыки ситуационного общения. Обогащается тематический словарь.
  4. Художественно-эстетическое развитие. Рисование песком на световом столе — один из видов искусства, следовательно, во время занятий происходит формирование представлении о видах искусства, стимулируется творческая инициатива, развивается воображение.
  5. Физическое развитие. Возможны варианты проведения физкультминуток, пальчиковых гимнастик. Сама работа с песком способствует сохранению и укреплению психического и физического здоровья ребенка.

Рисование песком предполагает как индивидуальную, так и групповую работу, в контексте которой происходит коммуникативное развитие. Метод также может быть реализован для детей и родителей.

Основными средствами метода выступают световой стол и песок. Стол может быть изготовлен самостоятельно, любой формы и размера. Главное требование — безопасность. Песок, чаще всего, используется кварцевый. Допускается и широко применяется использование цветного песка. В данном случае развивается художественно-эстетическое восприятие цвета, сочетание оттенков. Важным является и определение температуры песка. Как правило, теплый (нагретый) песок стимулирует тактильное восприятие ребенка, делает его более раскованным, решительным. Такой песок отлично подойдет для замкнутых, малообщительных детей. Холодный песок эффективно стимулирует сосредоточенную работу, размеренную, что необходимо гиперактивным легко возбудимым детям.

Занятия проводится в затемненной комнате, может использоваться музыкальное сопровождение, поддерживающее настроение заданной темы. Можно выделить три этапа в проведении занятия подобного типа [3, с.4–6]:

  1. Подготовительный этап. Беседа с детьми по теме предстоящего занятия, обсуждение элементов рисунка. Обязательный повтор правил безопасности и поведения во время занятия с материалами и оборудованием.
  2. Основной этап. Непосредственная работа с песком по заданной теме.
  3. Завершающий этап. Привести в порядок рабочее место. Обсуждение полученных результатов, настроения детей (рефлексия).

Преимуществом работы с песком является доступность для всех воспитанников, как условной нормы, так и имеющих ограниченные возможности здоровья.

В ходе занятий могут быть реализованы следующие задачи:

− гармонизация эмоционального состояния, формирование комфортного микроклимата в группе;

− развитие общей и мелкой моторики, улучшает память, развивает речь и мыслительные процессы;

− формирование коммуникативных навыков;

− установление контактов между детьми, а также с воспитателем и/или родителями;

− укрепление мышц руки и суставов;

− позволяет оценить творческий потенциал ребенка, выявить задатки;

− повышается тактильная чувствительность, самопознание.

Может быть организовано в качестве самостоятельного занятия, либо как часть комплексного. Несмотря на внешнюю простоту, данная технология вариативна, а каждый рисунок уникален и неповторим.

Существует две основные техники рисования песком на световых столах:

  1. Светлым по темному. На первом этапе песок равномерно распределяется по всему столу (высота слоя 2–3 см), «закрашивая», и создавая фон будущей картины. Ребенок раздвигает песчинки, образуются светлые полосы. Итогом становится начерченная светлым контуром картина.

Варьируются способы раздвигания песчинок — отдельным пальцем, несколькими пальцами одновременно, ребром, внутренней частью или тыльной стороной ладони. Для изображения небольших предметов может использоваться прием точечного движения подушечкой пальцев. В зависимости от ширины предполагаемой светлой линии, воображении ребенка и/или возможностей его моторики.

Также можно использовать вспомогательные средства — кисти, палочки, карандаши, небольшие камни и т. п. Однако именно рисунок рукой оказывает эффективное влияние на развитие мелкой моторики ребенка, а также выполняет терапевтическую функцию.

  1. Темным по светлому. Эта техника предполагает непосредственного распределение песка по белому фону картины. В этом случае возможно применение разных приемов работы с песком, что благотворно влияет на развитие мелкой моторики ребенка. Такая картина более рельефна, потому как ребенок сам выбирает какой высоты будет тот или иной элемент изображения.

Выделяют разные приемы распределение песка на световом столе:

«Щепотка» — прием распыления небольшого количества песка, зажатого между пальцами. Напоминает движение руки, когда солят еду. Прием позволяет рисовать небольшие элементы;

«Лодочка» — песок находится в ладони, выгнутой в форме лодки, постепенно стряхивается на поверхность стола, способствует созданию фона или крупных элементов композиции;

«Кулачок» — песок зажат в ладони и высыпается тонкой струйкой из разжатого кулака. Получившиеся тонкие линии могут быть прямыми или волнистыми, с помощью данного приема можно создать спиралевидные объекты, а также элементы, имеющие четкий контур;

«Сквозь пальцы» — песок помещается в ладонь (или ладони), имитируется движение просеивания через сито сквозь раскрытые пальцы рук.

«Параллельные» — синхронная работа обеих рук, чаще всего для создания симметричного изображения;

Чаще всего техники совмещаются. Один из самых распространенных алгоритмов: на световой стол помещается песок (техника темного по светлому), вырисовывается основные элементы, а на втором этапе они дополняются, получают четкую форму, детально прорабатываются (элементы техники темного по светлому).

Рисование песком имеет ряд противопоказаний, в частности, не рекомендуется данный вид занятий с детьми, имеющими аллергию на пыль, астму или нарушение целостности кожных покровов на руках. До занятия и после дети должны тщательно вымыть руки. В течение занятия педагог следит за соблюдение техники безопасности работы с оборудованием и материалами.

Тем не менее, данный метод зарекомендовал себя как эффективный способ преодоления эмоциональных зажимов у ребенка, формирование гармоничного взаимоотношения с окружающими, дальнейшего физического и творческого развития дошкольника. В частности, рисование руками способствует дальнейшему развитию мелкой моторики и позволяет подготовить кисть ребенка к многочисленным операциям, требующим концентрации и точных движений.

Рисование песком на световых столах сравнительно молодой метод, однако, уже зарекомендовал себя как эффективное средство решение задач дошкольного образования. В частности, занятия такого типа способствуют дальнейшему развитию мелкой моторики рук в игровой форме. Каждое занятие уникально и разнообразно, оставляет простор для творческой деятельности и воспитателя, и ребенка, и родителей.

Литература:

  1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с.
  2. Иванова Н. По ту сторону стекла // Журнал «Обруч», № 3,2012. С. 30
  3. Козуб Н. В., Осипчук Э. И. В гостях у Песочной Феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011
  4. Рисование песком как средство гармонизации эмоционально- личностного развития детей-сирот: Методические рекомендации / сост. Ю. С. Денисенко, — Нововосточный: Изд-во МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко» // 2016
  5. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: 2013г.
Основные термины (генерируются автоматически): песок, рисование песком, мелкая моторика, ребенок, песочная терапия, световой стол, дальнейшее развитие, дошкольное образование, мелкая моторика ребенка, эмоциональное состояние.


Похожие статьи

Обучение рисованию детей дошкольного возраста

В данной статье дается обзор начального опыта преподавания автором рисования и декоративно-прикладного искусства детям дошкольного и младшего дошкольного возраста в детских развивающих центрах.

Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье раскрывается сущность методики организации занятий по ритмопластике с детьми дошкольного возраста. Более подробно описана структура проведения занятий по ритмопластике и значение данных занятий в физическом и художественно-эстетическо...

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда

В статье рассматривается использование игровых технологий в работе учителя-логопеда школьного логопедического пункта общеобразовательной школы. Показана значимость их применения на логопедических занятиях для улучшения навыка письма и чтения у младши...

Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях

Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.

Развитие познавательной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

В статье рассмотрены возможности уроков математики в развитии познавательной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Определены способы и средства развития познавательной активности младших школьников с ОВЗ на уроках мат...

Развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности на основе игровых технологий

В статье рассматриваются проблемы развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства. Даются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Развитие речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с использованием театрализованной деятельности в ДОУ

В статье рассматривается использование театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ДОУ.

Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста

В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...

Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада

В статье рассмотрена роль игры в жизни дошкольника, даны основные характеристики игровым технологиям, указаны цели использования их в дошкольных образовательных организациях, определены основные педагогические условия использования современных игровы...

Похожие статьи

Обучение рисованию детей дошкольного возраста

В данной статье дается обзор начального опыта преподавания автором рисования и декоративно-прикладного искусства детям дошкольного и младшего дошкольного возраста в детских развивающих центрах.

Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье раскрывается сущность методики организации занятий по ритмопластике с детьми дошкольного возраста. Более подробно описана структура проведения занятий по ритмопластике и значение данных занятий в физическом и художественно-эстетическо...

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда

В статье рассматривается использование игровых технологий в работе учителя-логопеда школьного логопедического пункта общеобразовательной школы. Показана значимость их применения на логопедических занятиях для улучшения навыка письма и чтения у младши...

Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях

Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.

Развитие познавательной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

В статье рассмотрены возможности уроков математики в развитии познавательной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Определены способы и средства развития познавательной активности младших школьников с ОВЗ на уроках мат...

Развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности на основе игровых технологий

В статье рассматриваются проблемы развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства. Даются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Развитие речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с использованием театрализованной деятельности в ДОУ

В статье рассматривается использование театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ДОУ.

Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста

В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...

Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада

В статье рассмотрена роль игры в жизни дошкольника, даны основные характеристики игровым технологиям, указаны цели использования их в дошкольных образовательных организациях, определены основные педагогические условия использования современных игровы...

Задать вопрос