Техника sand-play как элемент арт-технологий в работе с детьми с нарушениями речевого и интеллектуального развития | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бурачевская, О. В. Техника sand-play как элемент арт-технологий в работе с детьми с нарушениями речевого и интеллектуального развития / О. В. Бурачевская, Т. В. Бурачевская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2277/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются основные виды арт-технологий. Описываются ключевые направления использования песочных технологий в работе с детьми раннего, дошкольного и младшего школьного возрастов. Приводятся методические рекомендации по включению техники sand-play в коррекционно-развивающий процесс. Демонстрируются варианты применения инновационных арт-технологий — песочной технологии, пескографии, техник sand-play и sand-art в работе дефектолога.

Ключевые слова: арт-технология, визуальные арт-технологии, песочная технология, пескография, рисование песком, sand-play, sand-art, песочная терапия

Различные виды искусства все чаще рассматриваются в качестве средств коррекционно-развивающего обучения [1; 4; 10; 11]. Современные исследователи, рассматривая коррекционные возможности арт-технологий, рассматривают их как технологии реабилитации лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и художественной деятельности, базирующуиеся на способности человека к образному восприятию окружения и упорядочиванию своих связей с ним в любой художественной, символической форме. Коррекционные возможности арт-технологий связаны, прежде всего, с представлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества.

Арт-технологии представляют собой совокупность методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся жанровой принадлежностью к определенному виду искусства и коррекционной направленностью их применения [3; 6]. Педагогическое направление арт-технологий имеет неклиническую направленность и рассчитано как на потенциально здоровую личность, так и личность с особенностями в развитии. На первый план в педагогическом подходе выходят задачи развития и коррекции, воспитания и социализации. Центральная фигура в арт-технологии — личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей.

При использовании арт-технологий в коррекционно-развивающей работе, их систематизация основывается на классификации видов искусства. Выделяют следующие основные виды арт-технологий: визуальные арт-технологии (рисунок, лепка, коллажирование, песочная арт-технология, ландшафтная арт-технология); музыкальная арт-технология; драматехнология; нарративные арт-технологии (библиотехнология и сказочная арт-технология) [3; 6: 8; 10; 11]. От современного искусства арт-технологии отличает то, что для нее важен в первую очередь процесс творчества и нет особой необходимости в специальных навыках. Говоря о творчестве с точки зрения арт-технолоий, акцентируется внимание не на общепринятым о нем понимании, как о процессе создания новых материальных и духовных ценностей, а рассматривается как расширение своих личностных границ и пределов своего существования, пробуждение активности, направленной на реализацию предельных творческих возможностей.

Песочная технология — один из психологических, коррекционных и развивающих методов, направленных на разрешение актуальных проблем ребенка с речевыми и (или) интеллектуальными нарушениями в развитии [8, с.56]. Рассмотрим ключевые направления коррекционной, развивающей или терапевтической работы, связанные с использованием песка. В первую очередь, это игра в песочнице (sand play); песочная скульптура, инсталляция, ассамбляж;рисование песком (sand-art), а также смешанные мультимодальные техники.

Особый практический интерес представляет исторический опыт применения песочных технологий в работе с детьми. Впервые применила песок как психолого-педагогическое средство воздействия еще в 1920–1930-х годах Маргарет Ловенфельд. Разработанная Техника активного воображения Карла Юнга стала базой для авторского метода «Песочной терапии» Доры Калф. При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали также Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты. В 70-е годы XX века появился новый вид искусства с использованием песка, который получил наименование пескография или sand-art. Использовать песок для создания мультипликации одной из первых стала канадская художница Кэролайн Лиф. Позже венгерский художник Фэренц Чако предложил формат «живого» рисования с одновременной проекцией на экран. Особую актуальность пескография как средство художественного воздействия на детей с речевыми и интеллектуальными нарушениями получила уже в XXI веке. Sand-play («игры с песком») и sand-art («рисование песком») одни из главных художественных открытий за последние пять лет [2].

Наблюдения и опыт многих зарубежных и отечественных исследователей демонстрируют, что перенос игр и упражнений в песочницу повышают эффективность коррекционно-развивающего процесса [5; 10; 11]. С одной стороны, значительно повышается интерес к занятиям — наблюдается резкое возрастание познавательной активности; а с другой стороны, развитие познавательных процессов происходит более гармонично. Песок, глина, тесто полимерные массы для лепки — самые «объемные» виды материалов, которые позволяют освоить трехмерное пространство.

Для работы с песком можно использовать классическую юнгианскую песочницу — деревянный поднос стандартного размера (50 см х 70 см х 8 см), дно и борта которого выкрашены в голубой цвет, что напоминает модель мира (голубое дно символизирует воду, а борта — голубое небо) [8]. Данные габариты песочниц оптимально соответствуют размерам нормального поля зрительного восприятия. Кроме того, время от времени можно менять цвета бортов юнгианской песочницы, согласно законам цветотерапии. Такой поднос с песком, или песочница — уникальный инструмент, позволяющий знакомиться со многими событиями жизни посредством песка, воды, миниатюрных фигурок и предметов. В данной песочнице может использоваться любой песок природного цвета: речной, морской или кварцевый.

Использование технологий игр с песком предполагает использование белого стола для пескографии или светового планшета с акриловым стеклом [9]. Возможно создание рисунков из классического песка с использованием приема «света и тени», а также использование разноцветного кварцевого песка. Специально для игр скинетическим песком и песочной анимации предусмотрены различные грабли, позволяющие разнообразить процесс рисования и создания скульптур. Для создания рельефных изображений используются грабельки с зубцами геометрической формы: треугольные, прямоугольные, закруглённые и квадратные. Оставить на поверхности рельефные следы и фигурные отпечатки ребенок может также посредством специальных фактурных роликов, трафаретов, штампов и молдов либо простых кистей, палочек и собственных пальцев. Каждое такое приспособление оставляет на песке чёткие борозды разного размера и частоты, что позволяет значительно разнообразить техники рисования песком. Выбор соответствующего оборудования зависит непосредственно от возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей ребенка, а также от задач коррекционного воздействия.

Технология sand-play многофункциональна, что позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития, воспитания и обучения, а также включаться в различные формы индивидуальных и групповых занятий: тематические тренинги, развивающие занятия по образовательным областям, индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия с использованием песочного рисунка. Игра с песком может выступать как в качестве ведущего метода коррекционного воздействия, так и в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки. Песочный рисунок или игра с песком может применяться в начале занятия для активизации и стимуляции, а также как элемент работы по коррекции зрительно-пространственных представлений и развитию конструктивной деятельности, двуручного взаимодействия.

Применение игр в песочнице синтезирует визуальные, звуковые, световые, речевые и художественные знаки, создавая художественный образ действительности. Ключевое значение данного метода заключается в сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) активности ребенка [1; 7].

Использование песочных арт-технологий способствует развитию зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, образного мышления, пространственных представлений. В коррекционно-развивающей работе используются различные приемы: манипуляции с песком (сжать его в кулаке, разжать, насыпать дорожки, засыпать их); отыскивание в песочнице предметов; поиск предметов, расположенных в определенном месте (по зрительной схеме или словесной инструкции); конструирование из песка; рисование песком и на песке; экспериментирование; составление узоров на песке и др.

Метод игр с песком «Sand-play» способствует развитию сенсорных способностей, предметно-практических манипуляций, тонкой моторики, познавательной и речевой активности [3; 6; 10; 11]. Песок вызывает приятные ощущения в пальцах и кистях. Благодаря песку у ребенка возникает идеальный тактильный и кинестетический опыт. При работе с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, а также сенсорное развитие ребенка с различными нарушениями [1; 3; 6]. В результате работы с детьми с нарушениями речевого и интеллектуального развития с применением техники sand-play прослеживается значительна положительная динамика развития речевых и интеллектуальных способностей детей.

Литература:

  1. Арзуманова Л. В. Применение арт-технологий в начальной школе для развития речи детей // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: материалы Междунар. науч-практ. конф. (г.Тамбов, 30 мая 2015г.). — Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком». — 2015. — С.16–18.
  2. Баканова А. С. Пескография (sand-art) — рисование песком на стекле // Научный форум: мат.VI Междунар. ст. электр. научн. конф. (2014 г.) [Электронное издание]. — URL: http://www.scienceforum.ru/2014/723/5138 (дата обращения: 25.01.2017).
  3. Бурачевская О. В. Арт-технологии как средство развития пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 139–142.
  4. Бурачевская О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (6). — С. 95–97.
  5. Бурачевская О. В., Бурачевская Т. В. Сочетание традиционных и инновационных приемов и методов в коррекционно-развивающей работе по формированию предложно-падежных конструкций // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3. — С. 105–107.
  6. Бурачевская Т. В. Использование арт-технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы II Междунар. науч.–практ. конф. (г. Чебоксары, 21 февраля 2017г.). — Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. — С. 5–8.
  7. Зайцева Н. В. Психолого-педагогические основы реализации арт-технологий в обучении детей // Альманах современной науки и образования.– 2008. — № 4 (11). — C. 71–73.
  8. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с.
  9. Лифанова Н. М., Попова А. А. Арт-технологии в инклюзивном воспитании детей с ранним детским аутизмом // Социокультурная интеграция и специальное образование: сборник научных статей. М.:Перо. — 2015. — С.163–169.
  10. Burachevskaya O. V. The development of spatial perception and spatial representations in preschool children with General speech underdevelopment// European Applied Sciences: challenges and solutions, proceedings of the 2nd International scientific conference. — Stuttgart: ORT Publishing. — 2015. — P. 54–59.
  11. Rojers N. The Creative Connection for Groups: Person-centered expressive Arts for Healing and Social Changes. — California, Palo Alto: Science & Behavior Books, Inc. — 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): песок, песочная технология, ребенок, рисование песком, вид искусства, зрительное восприятие, коррекционная возможность арт-технологий, коррекционное воздействие, основной вид арт-технологий, песочный рисунок.

Похожие статьи

Песочные арт-технологии в работе с детьми с особенностями психофизического развития

Статья посвящена основным видам песочных арт-технологий. Предложены варианты применения пескографии, техник sand-art и sand-play, а также песочной анимации в работе с детьми с ОПФР. Описывается применение песочных технологий на занятиях по образовате...

Нетрадиционные технологии в коррекционно-педагогической работе с обучающимися, воспитанниками с задержкой психического развития

В статье рассматривается опыт использования нетрадиционных коррекционных-развивающих технологий арт-терапии, используемых в работе с обучающимися, воспитанниками с задержкой психического развития с целью дальнейшего внедрения в практику общеобразоват...

Описание опыта работы «Занимательные занятия аппликаций из нетрадиционных материалов как средство развития творческих способностей детей с задержкой психического развития дошкольного возраста»

В статье рассматриваются особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; основы диагностики творческих способностей; описывается опыт работы с дошкольниками с задержкой психического ...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник аппликации

В статье рассматривается возможность использования нетрадиционных техник аппликации в дошкольной образовательной организации для развития творческих способностей дошкольников.

Тандем арт-терапевтических техник и метода наблюдения в работе психолога с детьми в дошкольном учреждении

В статье рассматривается положительное влияние применения психологом в дошкольном учреждении метода наблюдения наряду с методами и техниками арт-терапии. Анализируя возможности применения этих методов в своей работе, будь то диагностика или коррекцио...

Применение техники граттаж в работе с дошкольниками

В статье рассматривается применение техники Граттаж в работе с дошкольниками как игровой технологии, способствующей развитию творческих способностей, мелкой моторики, пространственного мышления и воображения детей.

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Данная статья посвящена методам формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Рассматривается необходимость использования инновационных подходов и креативных методик в работе с такими детьми. Примеры эффективности инновац...

Арт-терапия в работе с младшими дошкольниками

В предоставленной статье рассмотрены важность арт — терапии для младших дошкольников, арт — терапевтические техники и способы, применяемые в работе педагога — психолога в детских дошкольных учреждениях.

Арт-терапевтические методы в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье описываются методы арт-терапии, как мощный инструмент работы педагогов-психологов в реабилитационном центре. Показана целесообразность данного метода при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Возможности использования компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи

В статье раскрываются варианты использования компьютерных технологии в логопедической практике. Анализируются игровые приемы и методы работы с детьми с речевыми нарушениями. Обозреваются интерактивные игры коррекционной направленности, применяемые в ...

Похожие статьи

Песочные арт-технологии в работе с детьми с особенностями психофизического развития

Статья посвящена основным видам песочных арт-технологий. Предложены варианты применения пескографии, техник sand-art и sand-play, а также песочной анимации в работе с детьми с ОПФР. Описывается применение песочных технологий на занятиях по образовате...

Нетрадиционные технологии в коррекционно-педагогической работе с обучающимися, воспитанниками с задержкой психического развития

В статье рассматривается опыт использования нетрадиционных коррекционных-развивающих технологий арт-терапии, используемых в работе с обучающимися, воспитанниками с задержкой психического развития с целью дальнейшего внедрения в практику общеобразоват...

Описание опыта работы «Занимательные занятия аппликаций из нетрадиционных материалов как средство развития творческих способностей детей с задержкой психического развития дошкольного возраста»

В статье рассматриваются особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; основы диагностики творческих способностей; описывается опыт работы с дошкольниками с задержкой психического ...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник аппликации

В статье рассматривается возможность использования нетрадиционных техник аппликации в дошкольной образовательной организации для развития творческих способностей дошкольников.

Тандем арт-терапевтических техник и метода наблюдения в работе психолога с детьми в дошкольном учреждении

В статье рассматривается положительное влияние применения психологом в дошкольном учреждении метода наблюдения наряду с методами и техниками арт-терапии. Анализируя возможности применения этих методов в своей работе, будь то диагностика или коррекцио...

Применение техники граттаж в работе с дошкольниками

В статье рассматривается применение техники Граттаж в работе с дошкольниками как игровой технологии, способствующей развитию творческих способностей, мелкой моторики, пространственного мышления и воображения детей.

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Данная статья посвящена методам формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Рассматривается необходимость использования инновационных подходов и креативных методик в работе с такими детьми. Примеры эффективности инновац...

Арт-терапия в работе с младшими дошкольниками

В предоставленной статье рассмотрены важность арт — терапии для младших дошкольников, арт — терапевтические техники и способы, применяемые в работе педагога — психолога в детских дошкольных учреждениях.

Арт-терапевтические методы в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье описываются методы арт-терапии, как мощный инструмент работы педагогов-психологов в реабилитационном центре. Показана целесообразность данного метода при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Возможности использования компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи

В статье раскрываются варианты использования компьютерных технологии в логопедической практике. Анализируются игровые приемы и методы работы с детьми с речевыми нарушениями. Обозреваются интерактивные игры коррекционной направленности, применяемые в ...

Задать вопрос