В статье описан опыт работы педагогов детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта. Акцент делается на экспериментальную и игровую деятельность.
Ключевые слова: соляная пещера, полезные ископаемые, исследования, эксперименты
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы найти ответы на данные вопросы, удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления. Для этого создаются условия к поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей познавательно активности, творчества и воображения. В работе с детьми активно используем метод проектов, который повышает интерес к созданию чего-то нового, интересного, что способствует формированию интегративных качеств дошкольника. Поэтому мы организовали работу по проекту «Волшебные свойства соли». Тема была выбрана не случайно: на свой день рождения Дима Хапиков принес детям в подарок сертификаты на посещение соляной пещеры, а его мама принесла фотографии соляной пещеры. Работа закипела!
Цель: формирование у детей представлений о соли как необычном для человека продукте. Задачи:
- Образовательные:
− вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого — соли, ее свойств и качеств, способам использования человеком;
− стимулировать познавательную активность детей, создавая условия для исследовательской деятельности.
- Развивающие:
− развивать мыслительные операции, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
− развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей.
- Воспитательные:
− воспитывать аккуратность в работе, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом;
− воспитывать интерес к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентированный, творческий, краткосрочный (2 недели). Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители. Ожидаемый результат:
- Дети узнают разные виды соли, где можно использовать соль (кроме пищи) и будут делиться своими знаниями с другими.
- У ребят будет совершенствоваться умение проводить опыты, отбирать необходимые материалы, определять последовательность действий, радоваться процессу и результату.
- Появится интерес к использованию соли в продуктивной деятельности.
1 этап. Подготовительный.
- Постановка проблемы. Что же там необычного? Для чего люди ходят в пещеры? Такие вопросы встали перед нами с детьми. И мы решили узнать что-то новое и интересное про соль. Вопросы:
1) Что такое соль?
2) Какая бывает соль?
3) Как добывают соль?
4) Где используют?
- Определение цели и задач проекта.
- Создание условий для организации работы.
- Подбор художественной литературы: сказка, загадки, пословицы и поговорки.
- Подбор познавательной, научной литературы.
- Создание фотоальбомов: «Эта разная соль», «Добыча соли».
- Презентация о соляной пещере.
2 этап. Организация исследований в рамках проекта.
- Сбор, анализ и систематизация информации:
− Беседы: «Что такое соль?», «Полезные советы», «Откуда пришла к нам соль?»
− Экспериментальная деятельность (опыты):
1) «Соль растворяется в воде». Вывод: соль растворяется в воде, оставляя ее прозрачной и бесцветной.
2) «Эффект моря». Опускали одно яйцо в обычную воду, оно оказывалось на дне, другое -в соленую воду — яйцо оставалось на поверхности воды. Вывод: соленая вода удерживает предметы на поверхности.
3) «Соль растапливает лед». Посыпали солью кусочки льда. Лед постепенно превращался в воду. Вывод: при соприкосновении льда с солью, лед превращается в воду, поэтому солью посыпают дорожки во время гололеда.
4) «Выращивание кристаллов». Для выращивания кристалла мы поместили в концентрированный раствор соли на проволоке шишку так, чтобы она не касалась стенок емкости. Через 4 дня обратили внимание, что результата нет. Добавили в раствор еще соли. На 5 день наблюдаем появление небольшого белого налета. Дети очень рады хоть и маленькому, но результату. Через неделю шишка хорошо покрылась соляными кристаллами. Вывод: возможно в домашних условиях вырастить кристаллы разных цветов, окрашивая воду в различные цвета.
5) «Выпаривание соли». Держали соляной раствор в ложке над горящей свечой. Вывод: соль не испаряется вместе с водой, оставаясь на стенках ложки.
6) «Влияние соли на рост растений». Посадили два одинаковых отростка антуриума: один в обычную землю, другой – с добавлением соли. Вывод: в земле, содержащей соль, растение практически не растет.
7) «Соль — чистящее средство». Почистили солью бокалы из-под чая. Вывод: можно использовать соль в качестве чистящего средства.
− Разучивание пословиц и поговорок о соли, отгадывание загадок.
− Творческая деятельность:
а. Рисование «Деревья в инее».
б. Лепка из соленого теста «Подарок маме».
в. Аппликация «Символ года».
3 этап. Заключительный.
- Фотоотчет «Мы — экспериментаторы».
− Выставка детских рисунков, поделок из соленого теста.
− Подарок мамам на День Матери — «Сердечко» (из соленого теста).
− Изготовление подарков на Новый год — аппликация «Символ года».
− Консультация для родителей о пользе соляной пещере. Результат проекта: В результате проделанной работы дети узнали, что без соли ни человек, ни животное обходиться не могут; узнали о применении соли на кухне, в быту и домашнем хозяйстве, в личной гигиене. Дети знают разные виды соли: пищевая, каменная, морская, черная гималайская соль, розовая гималайская соль, розовая гавайская соль, шведские соляные хлопья, кошерная соль. Ребята освоили технику рисования и аппликации с помощью соли. На День Матери дети подарили мамам сердечко, сделанное своими руками из соленого теста. Для своей семьи в качестве новогоднего подарка изготовили петуха (аппликация). На сайте детского сада разместили презентацию о проделанной работе.
Литература:
- С. Николаева. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010.— Энциклопедия «Все обо всем», М.: «Пресса», 1995. — Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М. 2009. — Энциклопедия «Я узнаю мир», М.: АСТ «Астрем», 2009.
- doy174@yandex.ru
- http://www.o-soli.ru/ Соль: истории и факты.
- http:// infomed. bx/articie/ 492.html Соль: вред или польза для организма?
- http://www.infoniac.ru/news/Interesnye-sposoby-primeneniya-soli.html Интересные способы применения соли.