В статье рассмотрены результаты опроса студентов РГУФКСМиТ о суточном уровне физической активности в период дистанционного обучения. Установлено, что у студентов значительно снизился уровень физической активности, они стали больше времени проводить за компьютером, что негативно может сказаться на осанке и физическом состоянии. На основе данных опроса предложены рекомендации по профилактике нарушений осанки.
Ключевые слова : осанка, дистанционное обучение, физическая активность, физическая активность студентов.
The article describes the results of a survey of students rsupesy & t on the daily level of physical activity in the period of distance learning. It was found that the students ' level of physical activity significantly decreased, they began to spend more time at the computer, which can negatively affect their posture. We have given recommendations for the prevention of posture disorders.
Keywords: posture, distance learning, physical activity, physical activity of students.
Актуальность . Физическая активность, двигательный режим — фактор здорового образа жизни. В условиях пандемии физическая активность студентов РГУФКСМиТ значительно снизилась (таблица № 1). Оптимальный двигательный режим должен учитывать не только исходное состояние здоровья, но и частоту и систематичность применяемых нагрузок. Занятия, направленные на физическую активность, физическую культуру и спорт, должны базироваться на принципах индивидуализации, постепенности, последовательности, регулярности, систематичности. Именно, двигательный режим во многом определяет уровень здоровья, и именно, режим физической активность не всегда соответствует необходимому уровню. Так дистанционная форма обучения, которая приводит к низкому уровню физической активности, малоподвижному образу жизни неблагоприятно сказывается на здоровье студента, и в частности, это касается осанки. Нарушения осанки могут привести к развитию ряда патологических состояний, таких как остеохондроз с его многочисленными неврологическими проявлениями, сколиоз, остеоартроз [1]. Достаточный уровень физической активности является необходимым условием гармоничного развития личности и телесности человека.
Цель работы — получить данные о физической активности студентов РГУФКСМиТ и дать рекомендации по двигательному режиму и профилактике нарушений осанки в условиях дистанционного обучения
Задачи работы:
1) Определить среднесуточное время пребывания за компьютером.
2) Определить среднесуточный объем физической активности.
3) На основе данных опроса дать рекомендации по профилактике нарушений осанки.
Методы исследования: опрос .
В исследовании был проведен опрос учащихся Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК). Метод выборки — метод основного массива. В анкетировании приняли участие 108 студентов 3-го курса очной формы обучения ИСиФВ возрастом от 18 до 22 лет, что составило 60 % от объема генеральной совокупности. Данная величина выборочной совокупности является репрезентативной.
Описание результатов.
Время пребывания за компьютером. В первую очередь, было определено время пребывания у компьютера в течение дня до и во время дистанционного обучения, далее сравнили эти величины и подсчитали процент студентов, проводивших время за компьютером до и в время дистанционного обучения, который показал, как изменились эти величины за этот период (см.табл. № 1).
Таблица 1
Процент студентов, проводящих время за компьютером в течение дня.
Процент студентов, проводящих время за компьютером в течение дня. |
||
Время за компьютером |
До дистанционного обучения |
Во время дистанционного обучения |
1–3 часа |
55 |
5 |
3–6 часов |
25 |
15 |
6–8 часов |
15 |
70 |
Более 10 часов |
5 |
10 |
Рис. 1. Процент студентов, проводящих время за компьютером в течение дня.
Количество студентов, проводивших время за компьютером 6–8 часов в день выросло более чем в 4 раза.
Объем физической активности. Для оценки уровня физической активности определили и сравнили количество шагов в течение дня до и во время дистанционного обучения. Все респонденты имели устройства для отслеживания шагов: наручные часы, приложение в телефоне. Результаты приведены в таблице № 2.
Таблица 2
Процент студентов, с объемом физической активности в течение дня (количество шагов в день /среднемесячный показатель/)
Процент студентов, проходивших в день (количество шагов в день /среднемесячный показатель/) |
||
Объем физической активности (количество шагов в день /среднемесячный показатель/) |
До дистанционного обучения |
Во время дистанционного обучения |
< 5000 |
5 |
20 |
5000–10000 |
25 |
62,5 |
10000–15000 |
55 |
10 |
> 15000 |
15 |
7,5 |
Рис. 2. Объем физической активности (количество шагов в день /среднемесячное значение/)
Если до дистанционного обучения большинство респондентов (55 %) имели среднесуточное количество шагов от 10 000 до 15 000, то в период дистанционного обучения эта цифра снизилась до 10 000 (и это 62,5 % респондентов).
Всемирная Организация Здравоохранения использует ежедневные 10 000 шагов не как строгий ориентир, а лишь как нижнюю границу показателя активного образа жизни. [2] Сам факт подсчета шагов тесно связан с повышением уровня физической активности, поэтому его часто используют как критерий ее отслеживания.
Время занятия физической культурой и спортом. Следующий показатель оценки уровня физической активности — время занятий физической культурой и спортом в неделю (см. табл.№ 3).
Таблица 3
Процент студентов, занимающихся физической культурой и спортом (по оценке длительности занятий в минутах в неделю)
Процент студентов, занимающихся физической культурой и спортом (по оценке длительности занятий в минутах в неделю) |
||
Длительность занятий в минутах в неделю |
До дистанционного обучения |
Во время дистанционного обучения |
<=120 мин |
2,5 |
7,5 |
120–180 мин |
17,5 |
45 |
180–240 мин |
60 |
30 |
>240 мин |
20 |
17,5 |
Рис. 3. Процент студентов, занимающихся физической культурой и спортом (по оценке длительности занятий в минутах в неделю)
Результаты опроса показали, что большинство студентов до дистанционного обучения занимались 180–240 минут в неделю. Во время дистанционного обучения — 120–180 мин в неделю. Все это свидетельствует о снижении уровня тренировочной активности.
Малые формы занятий физическими упражнениями. Здесь особое внимание было обращено на физкультпаузы и физкультминуты. С целью определения применения этих форм занятий, в анкету был включен вопрос «Применяете ли вы во время дистанционного обучения физкультпаузы или физкультминуты?». Это кратковременные сеансы физических упражнений, вводимые в качестве активного отдыха. Они снимают мышечные зажимы, способствуют восстановлению оперативной работоспособности в интервалах, специально выделяемых для этого в процессе обучения и труда. Как правило, они имеют продолжительность 5–7 мин. [3].
Таблица 4
Процент студентов, применяющих физкультпаузы и физкультминуты во время дистанционного обучения (%).
Практикую |
0 |
Не практикую |
100 |
Рис. 4. Доля студентов, практикующих физкульминутки, во время обучения
Никто из студентов не выполняет физические упражнения в рамках учебного дня в дистанционном обучении.
Проанализировав данные опроса, мы сделали выводы:
1) Студенты 3-го курса очной формы обучения РГУФКСМиТ стали больше времени проводить за компьютером, из-за чего упал суточный уровень физической активности.
2) Несмотря на снижение уровня физической активности, студенты продолжают самостоятельно заниматься физической культурой и спортом вне учебного времени.
3) Все факторы, способствующие снижению уровня физической активности: а) дистанционная форма обучения, повышающая длительность проведения времени за компьютером в течение дня; б) снижение длительности занятий спортом (в минутах); в) снижение двигательной активности (в шагах); г) отсутствие физкультпауз и физкультминуток во время учебных занятий способствуют развитию мышечных зажимов, снижают оперативную работоспособность, что может привести к нарушению осанки.
Рекомендации. Исходя из данных опроса, и с целью профилактики нарушений осанки нами были предложены рекомендации, основанные на работах Матвеева Л. П. и Вайнера Э. Н. При длительном малоподвижном образе жизни во время дистанционного обучения для профилактики нарушений осанки необходимо соблюдать правильную позу за столом: поза за столом должна быть удобной и ненапряженной; необходимо следить, чтобы позвоночник был прямым, живот подтянут, плечи разведены, голова поднята; локти обеих рук на столе, плечи на одном уровне, голова чуть наклонена вперед; сидеть надо с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, не перекашиваясь на одну сторону; стопы должны стоять на полу (или на подставке); при такой позе голеностопный, коленный и тазобедренный суставы образуют прямой угол. Расстояние от глаз до стола должно составлять 30–35 см, между грудью и столом — 8–10 см (проходит ладонь). Нельзя сидеть скрестив ноги, заводить их за ножки стула [1].
В режиме учебного дня целесообразно выделять до 5–6 физкультпауз и физкультминут, в том числе 2 основные физкультпаузы, одна из которых вводится спустя примерно 2–3 ч после начала обучения, а вторая — за 2–2,5 ч до ее окончания (физкульминуты проводятся при необходимости через каждые час-полтора работы, а микропаузы — и чаше) [3]. Данные рекомендаций могут помочь студентам во время дистанционного обучения предупредить нарушения осанки.
Литература:
- Лечебная физическая культура: учебник / Э. Н. Вайнер.— М.: КНОРУС, 2016. — 346 с.
- Рекомендации суточной нормы физической активности (ВОЗ). Режим доступа: https://www.who.int/dietphysicalactivity/factsheet_recommendations/ru/
- Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для институтов физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с, ил.