В статье автор рассматривает предусмотренные в международных актах правовые способы защиты иностранных инвестиций. Были изучены, особые нормы национального законодательства, направленные на защитуиностранных инвестиций и имущества инвестора. Особо были выявлены и рассмотрены международные стандарты гарантий прав инвесторов.
Ключевые слова: иностранный инвестор, иностранные инвестиции, международные стандарты, Сеульская Конвенция 1985 г., Вашингтонская Конвенция 1965 г., ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
В период зарождения и становления международного инвестиционного права, инвесторы столкнулись с проблемой правовой защиты своих инвестиций. Изучение автором отдельных норм международного права, показало наличие двух международно-правовых институтов, регулирующих механизм защиты инвестиций:
— обычное международное право, регулирующее режим пребывания и деятельности иностранцев;
— межгосударственные соглашения о предоставляемых гарантиях для иностранных инвесторов.
Начнем с изучения норм обычного международного права. Так, основная сущность вышеуказанных механизмов заключается в предоставлении со стороны государства правовой защиты и гарантии иностранным инвесторам и иностранным инвестициям. В общем факторе, государства обязуются в соответствии с взятыми на себя обязательствами не изымать инвестиции, не препятствовать репатриации капитала, не чинить препятствия по осуществлению деятельности инвестора и т. д.
Подробно рассмотрим каждый вышеуказанный механизм. В международно-правовых документах, гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам по отношению к иными международно-правовым гарантиям, являются специальными, так как присутствует специальный предмет регулирования правовых отношений — принятые государством, организацией, на себя обязательства по обеспечению защиты собственности зарубежных инвесторов.
Автор после изучения международно-правовых документов в сфере регулирования инвестиционной деятельности, сделал вывод о том, что нормы, регулирующие международные стандарты гарантий прав зарубежных инвесторов, присутствуют в следующих актах:
— в Сеульской Конвенции 1985 г., было предусмотрено создание Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (далее по тексту МАГИ). Согласно ст. 2 данного акта, МАГИ правомочно предоставлять гарантии инвесторам в отношении тех инвестиций, которые осуществляются ими в определенной стране-подписанта данной Конвенции. Предоставленные гарантии распространяются ими на повторное и совместное страхование от некоммерческих рисков [2].
В свою очередь, к покрываемым на случай убытков результате капиталовложений, со стороны МАГИ, отнесены такие риски, как:
- перевод валюты;
- экспроприация имущества либо совершение аналогичных ему мер;
- нарушение одной из сторон, норм подписанного договора;
- войны и определенные гражданские беспорядки.
— В соответствии со ст. 2 Вашингтонской Конвенции об урегулировании инвестиционных споров, в рамках эгиды Международного банка реконструкции и развития, был создан Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (далее по тексту МЦУИС) [1].
Согласно данной нормы, в качестве первоочередной цели МЦУИС была предусмотрена задача обеспечивать разрешение возникающих инвестиционных споров между договаривающими странами и лицами иных договаривающихся стран. При этом инвестиционные споры разрешаются посредством:
— арбитража;
— примирения.
Сущностная характеристика МЦУИС, была направлена на создание особого международно-правового института, который будет способствовать скорейшему разрешению международных инвестиционных споров.
Помимо вышеуказанных организаций, инвестиционные споры, которые возникают между инвесторами и государствами, разрешаются в:
— Арбитражном институте Стокгольмской торговой палаты;
— Комиссии ООН по международному торговому праву (ЮНСИТРАЛ).
Перейдем к рассмотрению межгосударственных соглашений о предоставляемых гарантиях для иностранных инвесторов. Анализ автором перечня соглашений между Правительством РФ и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений, показало, что Россией (СССР) заключено порядка 82 соглашений, из них в семидесяти соглашениях выполнены внутригосударственные процедуры, при этом на сегодняшний момент действует лишь шестьдесят пять соглашений [6].
Изучение данных соглашений, показало наличие особых правовых особенностей защиты иностранных инвестиций:
— «зонтиковая» либо «защитная» оговорка предполагает практическую реализацию принципа выполнения, взятых в соответствии с заключенными инвестиционными договорами, обязательств.
На примере, заключенных Россией соглашений рассмотрим практическую реализацию принципа «защитной оговорки»:
— согласно п.2. ст. 2 Соглашения Правительств РФ и КНР о поощрении и взаимной защите капиталовложений 2006 г., стороны, заключившие Соглашение на основании собственных законов и иных нормативно-правовых актов, обеспечивают на территории своего государства защиту в полном объёме капиталовложениям инвесторов иного государства [5];
— в соответствии с п. 2 ст. 2 Соглашения Правительств РФ и Азербайджана, государства-подписанты на территории своих стран обеспечивают полную защиту инвестиций инвесторов другого государства [4].
Иной, отличительной и важной возможностью защиты иностранных инвестиций является «стабилизационная оговорка». Данный вид гарантии предполагает невозможность применения к иностранному инвестору норм нового законодательства, которое ухудшает его положение. При смене законодательства либо его изменении, к иностранному инвестору вплоть до истечения срока инвестиционного соглашения, автоматически применяется прежнее законодательство.
Так, согласно ст. 9 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», в случаях вступления в силу новых федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, изменяющих размеры федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, либо в федеральные законы и НПА вносятся дополнения и изменения, увеличивающие совокупную налоговую нагрузку на деятельность иностранного инвестора и коммерческой деятельности с иностранными инвестициями, они не могут быть применены к вышеуказанным лицам и структурами в течении срока окупаемости инвестиционного проекта. Особо отмечается, что данная гарантия будет гарантирована на срок, не превышающий семь лет, со дня начала финансирования проекта за счет иностранных инвестиций [3].
Особая форма защиты иностранных инвестиций и имущества инвестора предусмотрена в ст. 8 вышеуказанного закона. Данная норма, предусматривает, что не подлежат принудительную изъятию имущество иностранного инвестора либо коммерческой организации с иностранными инвестициями. В качестве исключения выступает реквизиция имущества, земельных участков в случаях эпидемий, аварий, стихийных бедствий и т. д.
Подвести итог, проведенному исследованию, можно выводом согласно которому международное инвестиционное право предоставляет особые гарантии иностранным инвестициям, посредством обеспечения надлежащего правового режима для зарубежных инвестиций в международных (многосторонних и двухсторонних) договорах и нормах национального законодательства.
Литература:
- Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (ИКСИД/ICSID) [рус., англ.] (Заключена в г. Вашингтоне 18 марта 1965 г.) // Защита иностранных инвестиций в Российской Федерации (документы и комментарии). Библиотечка журнала «Вестник ВАС РФ». Специальное приложение к N 7, июль 2001 года. — М.: ЮРИТ-Вестник, 2001. С. 74–92.
- Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Вместе с «Гарантиями спонсорских инвестиций в соответствии со статьей 24", «Урегулированием споров между членом и Агентством по статье 57", «Комментарием к Конвенции об учреждении»...) (Заключена в г. Сеуле в 1985 г.) // Международно-правовые основы иностранных инвестиций в России. Сборник нормативных актов и документов. — М.: Юридическая литература, 1995. С. 197–276.
- Федеральный закон от 09 июля 1999 г. N 160-ФЗ (ред. от 31.05.2018) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1999. — N 28. — ст. 3493; Российская газета. — 2018. — N 119.
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о поощрении и взаимной защите инвестиций (Заключено в г. Астрахани 29 сентября 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2016. — N 3. — ст. 466.
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений (вместе с Протоколом от 09.11.2006) (заключено в г. Пекине 09 ноября 2006 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2009. — N 46. — ст. 5421.
- Перечень соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:https://www.economy.gov.ru/material/departments/d11/investicionnye_soglasheniya/perechen_soglasheniy_mezhdu_pravitelstvom_rf_i_pravitelstvami_inostrannyh_gosudarstv_o_pooshchrenii_i_vzaimnoy_zashchite_kapitalovlozheniy/ (дата обращения 17.07.2021).