В статье авторы даютописание активного применения элементов технологии имитационно-игрового обучения в учебной деятельности.
Ключевые слова: иностранный язык, русский язык, дети.
Дидактические возможности игровой методики велики. В игре обучающийся чувствует себя свободно, раскрепощённо, а если ученик и ошибётся, то отрицательные эмоции достаточно редки. В форме игры порой легче постигаются знания, больше даётся свободы выбора действий и аргументов, присутствует право на ошибку и отсутствует страх получить плохую оценку. В игре обучающийся находится в условиях, приближённых к естественной речевой ситуации, и поэтому проще формируются навыки как подготовленной, так и неподготовленной монологической речи.
На уроках русского языка и иностранного языка педагог самостоятельно определят, какой вид игровой деятельности будет применён на том или ином этапе урока: то ли это будет игра со словом, связанная с выполнением одного определённого задания (мини-игры), то ли макро-игра, требующая коллективных форм решения заданий, развёрнутых аргументированных ответов, выстраивания траектории выбора правильного решения.
Игры с родными и иностранными словами — это своего рода «речевая тренировка», подготавливающая участника игры к умственной и речевой деятельности, вовлекающая ребёнка в групповое общение. Такие мини-игры, как «Назови одним словом», «Кто быстрее», «Строители слов», «Назови предмет другим словом», «Аукцион», «Слово на одну букву», «Словарное домино» смягчают эмоциональную напряжённость, создают благоприятную доверительную атмосферу на уроках. Они не только содержат развлекательную информацию, но и обогащают участников новыми знаниями, умениями. Игра делает процесс обучения русскому и иностранному языку динамичным, радостным, творческим.
Языковые игры-аналоги телепередач («Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Сто к одному», «Устами младенца») дают возможность учащимся убедиться в реальности ситуации общения, в которой необходимо применить лингвистические знания и умения. В игре развивается воображение, идёт процесс мысленного создания новых образов, формируются коммуникативные навыки.
Творческому воображению, инициативе способствуют такие речевые конкурсы на русском и иностранном языках, как «Создай рассказ по картинке», «Допиши рассказ по данному началу», «Сочини историю, используя фразеологизмы», «Нарисуй картину эпитетами». Привлекать учащихся нужно не только к «сочинительству» в прозе. Самостоятельность творческого мышления развивается в процессе создания поэтических шедевров: это могут быть стихотворения-загадки, стихотворения-правила, стихотворения-подсказки. Достаточно интересными получаются стихотворения по уже готовым рифмам из произведений известных классиков. Стихотворения-правила облегчают процесс усвоения нового материала. Теория становится занимательнее и более доступнее. Стихотворения-загадки помогают расширить словарный запас обучающихся. А стихотворения-подсказки помогают в качестве сжатой информации сконцентрировать различные задания.
В условиях введения новых ФГОС современна и ролевая игра-общение, развивающая коммуникативные УУД. Ролевая игра — это метод группового обучения умению общаться как на родном, так и на иностранном языках. Каждый участник ролевой игры получает возможность выбора социальной роли, которую он должен «сыграть» на языке поступков, действий, характерных для определённой ситуации. Ролевые игры дают возможность проявить эмоциональность, артистичность, контактность. Помимо определённой личной роли школьник, вовлечённый в игру, понимает, что от него зависит успешность игрового коллектива. Несмотря на порой соревновательный характер, ролевые игры способствуют сплочённости классного коллектива, повышают эмоциональный уровень работы, порождают мотивацию.
Конечно, заставить учиться ребёнка невозможно, заставить играть тоже не получится, если школьник не увлечён данной деятельностью. Превращать уроки в постоянное игропровождение тоже нельзя. Грамотный педагог должен ввести игру незаметно, предложить деятельность в формате сотрудничества. Задача учителя — вовлечь обучающихся в творческую активную деятельность, где участники строят диалоги, взаимодействуют друг с другом и самостоятельно получают знания. Если ребёнок будет увлечён процессом, он сможет вовремя понять, что это не просто развлекательное действие. Игра должна стать для школьника частью учебной работы, которая даст обязательно положительный результат.
Небольшая копилка лингвистических мини-игр.
- Алфавитный квест. Цель игры: активизировать словарный запас обучающихся, укрепить навык владения алфавитом. Условия игры: команды предлагают назвать/написать тематические слова на определённую по счёту букву алфавита. Темы и количество слов устанавливаются во время игры. Это могут быть тематические группы, называющие предметы, явления, географические названия, а также лингвистические понятия. Критерии оценки: правильность определения буквы, произношение/написание слов, верное количество.
- Про всё на свете. Цель игры: активизировать словарный запас обучающихся (знание фразеологизмов), расширить культурологические знания. Условия игры: командам предлагаются фразеологизмы, связанные с мифами, странами, литературой. Участникам необходимо дать определение фразеологизма, связать его появление с историей/литературой. Критерии оценки: правильность определение значения фразеологизмов, исторический/литературный комментарий.
- Схожи-похожи. Цель игры: обогатить словарный запас обучающихся (омонимы, паронимы), совершенствовать речевые навыки. Условия игры: командам вручаются карточки со словами, участникам необходимо, используя определения-прилагательные, составить словосочетания, учитывая созданную ситуацию (омонимы/паронимы). Можно предложить вариант встречной дуэли: участники одной команды предлагают определения-прилагательные, другая команда угадывает слова (омонимы/паронимы).
- Ярко и образно. Условия игры: переписать текст, заменяя выделенные слова фразеологизмами. Дописать окончание текста 2–3 строчками.
Однажды Вова проснулся РАНО, оделся КОЕ-КАК и БЫСТРО побежал в школу. А там ещё никого нет. Вова слонялся без дела, носился как угорелый по коридорам, ещё до занятий очень устал. На уроке он НИЧЕГО НЕ СЛЫШАЛ И НЕ ВИДЕЛ. У доски он стоял МОЛЧА. Учитель говорит: «Ты ПОЧЕМУ МОЛЧИШЬ?» Все ЗАСМЕЯЛИСЬ. В дневник Вове выставили ДВОЙКУ. Нечего теперь ПЛАКАТЬ, надо …
- Ярмарка объявлений. Условия игры: например, записать сказочное объявление, используя следующие слова: ХВОСТ, МЁД, КИСТОЧКА, ГОРШОЧЕК