Активные методы обучения младших школьников на уроках русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (539) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 06.10.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Юрченко, О. Н. Активные методы обучения младших школьников на уроках русского языка / О. Н. Юрченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 203-205. — URL: https://moluch.ru/archive/539/117630/ (дата обращения: 16.10.2024).



Овладевать нормами устного и письменного языка дети начинают именно в начальной школе. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, учитель должен формировать у младших школьников позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека, способствовать овладению обучающимися первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка [3].

Для ребенка грамотная речь — это залог успешного обучения и развития, возможность успешно реализовать себя в обществе. К сожалению, в настоящее время дети допускают большое количество ошибок в произношении слов, словообразовании, словоизменении, употреблении слов, постановке ударения. Курс русского языка в начальной школе, основной практической целью которого является развитие, усовершенствование речевых навыков учащихся, в той или иной степени решает культурно-речевые вопросы. Но в связи с резким увеличением объема информации, который необходимо усвоить обучающимся, современному учителю сложно уделять должное внимание формированию культуры речи детей. Поэтому сегодня необходим поиск путей ее повышения.

Одним из возможных способов повышения культуры речи младших школьников является использование в практике начальной школы активных методов обучения.

Активные методы обучения — это методы, характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач [1, с. 5].

Особенность активных методов обучения заключается в их реализации, которая возможна только через совместную деятельность педагога и обучающихся.

М. М. Новик к отличительным особенностям активных методов обучения относит:

1) принудительную активизацию мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

2) достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т. е. в течение всего занятия);

3) самостоятельную творческую выработку решений, повышенную степень мотивации и эмоциональности обучающихся [2, с. 93–94].

В настоящее время не существует единой классификации активных методов обучения. На рис. 1 дана наиболее полная и известная классификация активных методов обучения, по М. М. Новик.

Классификация активных методов обучения (по М. М. Новик)

Рис. 1. Классификация активных методов обучения (по М. М. Новик)

Уроки русского языка, построенные с применением активных методов обучения, позволяют создать условия, которые стимулируют речевую активность младших школьников и помогают более прочно усвоить учебный материал за счет своей активной, интересной формы.

Покажем возможность применения активных методов обучения при повышении культуры речи младших школьников на фрагментах уроков, организованных в форме: ролевой игры, деловой игры и дискуссии.

1. Фрагмент урока в форме ролевой игры (урок — суд).

Тема: Систематизация и обобщение изученного материала по теме “Имя существительное”.

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об имени существительном.

Этап: повторение и обобщение знаний и способов действий.

Судья: — Слово предоставляется обвинению.

Прокурор: Кисковому заявлению приложена тетрадь по русскому языку учащегося 3 класса, в которой он выполнял задание, где нужно было образовать от существительных в форме ед.ч. форму мн. ч. и наоборот (На экран выводится упражнение, выполненное пострадавшим).

Дерево (ед.ч.) — деревья (мн.ч.), ножницы (мн.ч.) — ножница (ед.ч.), мёд (ед.ч.) — мёды (мн.ч.), птица (ед.ч.) — птицы (мн.ч.), молоко (ед.ч.) — молоки (мн.ч.), каникулы (мн.ч.) — каникула (ед.ч.).

Прокурор: — Учитель красной пастой зачеркнул образованные пострадавшим пары слов: ножницы (мн.ч.) — ножница (ед.ч.), каникулы (мн.ч.) — каникула (ед.ч.), мёд (ед.ч.) — мёды (мн.ч.), молоко (ед.ч.) — молоки (мн.ч.). Но кто виноват в этой ошибке? Прошу документ приобщить к делу и выслушать обвиняемых — формы множественного и единственного числа существительных.

(Выходят двое учащихся, к костюмам которых приколоты надписи «форма единственного числа», «форма множественного числа»).

Судья: — Прошу вызвать обвиняемых. Принесите, пожалуйста, клятву на главном документе страны Морфологии — учебнике русского языка.

Обвиняемые: — Клянемся говорить правду, только правду и ничего, кроме правды.

Судья: — Ваше имя? (Обращается к стоящему справа).

Обвиняемый: — Форма единственного числа. Я обозначаю один предмет.

Судья: А ваше имя? (К стоящему слева).

Обвиняемый: — Форма множественного числа. Я обозначаю более одного предмета.

Судья: — Как объясните свое нежелание образовывать от указанных существительных форму множественного или единственного числа?

Адвокат: — Ваша честь, мои подзащитные волнуются, прошу разрешить пояснить. Пусть это сделают присутствующие в зале. (Кто-то из учащихся рассказывает правило об употреблении множественного и единственного чисел имени существительного).

Судья: — Обвиняемые могут занять свое место, а присутствующих прошу выполнить задание № 3, которое поможет добиться оправдания.

Задание № 3. Выпишите слова в таком порядке:

а. имена существительные, которые изменяются по числам;

б. имена существительные, которые употребляются только в единственном числе;

в. имена существительные, которые употребляются только во множественном числе.

Очки, шофёр, молоко, рисунок, газета, творог, ножницы, синица, сахар, шашки, дружба, тетрадь, санки, пальто, мёд, сливки, шоссе, яблоко, брюки.

2. Фрагмент урока в форме деловой игры (урок — заседание редакционного совета журнала «Русская речь»).

Тема: «Мир фразеологии».

Цель: совершенствовать умения обучающихся распознавать фразеологизмы в тексте, использовать их в речи.

Этап: повторение и обобщение знаний и способов действий.

У. — Приступим к работе с рубрикой «Фразеологический наблюдательный пункт». Каждому отделу дан текст, в котором нужно распознать фразеологизм. Приступайте к выполнению задания.

У. — Редакторы отделов, доложите о результатах вашей работы.

Редактор отдела новостей: — Нам нужно было прочитать новости и найти фразеологизм, их объединяющий.

Первая новость. К сожалению, в этом сезоне деду не удалось вытащить репку. Он слишком часто менял свой план: то зовет внучку и Жучку, а бабку отправляет домой, то снова зовет бабку, но отправляет домой Жучку. Или зовет кошку и просит уйти внучку. Семь пятниц на неделе! Мышке надоело ждать, хвостиком махнула и убежала в другую сказку.

Вторая новость. Царевна Несмеяна осталась одна. Была тысяча женихов, а теперь ни одного. И все потому, что у нее семь пятниц на неделе — требования каждый день меняются: то ей анекдот расскажи, то клоуна изобрази, то комикс прочитай, то в комнату смеха своди, а результат один — кислое выражение лица. Этого никакой жених не выдержит!

Редактор отдела новостей: — Мы пришли к выводу, что эти две статьи объединяет фразеологизм «семь пятниц на неделе».

У. — Все с этим согласны?

У. — Так о ком же так говорят?

Д. — О том, кто часто меняет свое решение.

У. — Отдел новостей успешно справился с задачей и получает 1 балл.

У. — Прошу представить отчет о проделанной работе информационный отдел.

2. Фрагмент урока в форме дискуссии.

Тема: «Орфоэпические и акцентологические нормы русского языка».

Цель: отработать навык произношения слов повышенной орфоэпической и акцентологической опасности.

Этап: повторение и обобщение знаний и способов действий.

У. — Прочитайте стихотворение Юрия Тимянского «Рассказ школьного портфеля».

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор», а «колидор»,

«Дилектор входит в кабинет…»,

«Закрыт маг Аз ин на обед…»,

«Хозяйка моет стакан Ы …»,

«Секёт свеклУ…»,

«Пекёт блины…».

И до меня дошёл черёд:

Портфель он «п О ртфелем» зовёт.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал, не шутя:

Пусть и его зовут Пет Я .

— Пет Я ! — несётся со двора, –

Тебе домой идти пора!

— Не трогай малыша, Пет Я ,

Ведь ты большой, а он дитя!

«Пет Я » обижен на ребят:

— Скажите, в чём я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

У. — Какие слова мальчик произносил неправильно? Как эти слова нужно произносить?

У. — Как бы вы ответили на вопрос мальчика?

(Дети высказывают свои мнения)

У. — Ребята, кто же прав в этой ситуации? Может быть, Петя и не виноват вовсе?

У. — Разделимся на две команды. Команда № 1, подумайте, что можно сказать в защиту Пети? Команда № 2, подумайте, что можно сказать в защиту Портфеля?

Детям дается время для обсуждения. Учитель приглашает по три человека от каждой команды за стол переговоров, за которым завязывается дискуссия между представителями соперничающих команд, после чего обучающиеся приходят к выводу о том, что Пете нужно учиться говорить правильно и обратить особое внимание на расстановку ударений в словах.

Таким образом, использование активных методов обучения на уроках русского языка позволяет превратить их в интересный, увлекательный процесс, способствует развитию учебной мотивации. На уроках, организованных с применением активных методов обучения, у младших школьников развиваются коммуникативные навыки, а также повышается уровень владения нормами современного литературного языка.

Литература:

  1. Зарукина Е. В., Логинова Н. А., Новик М. М. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие. — СПб.: СПбГИЭУ, 2010. — 59 с.
  2. Кукушин В. С., Буланова-Топоркова М. В., Духавнева А. В., Сучков Г. В. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей. — М.: ИКЦ «МарТ», 2004. — 336 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение, 2010. — 31с.
Основные термины (генерируются автоматически): активный метод обучения, единственное число, русский язык, множественное число, начальная школа, обобщение знаний, способ действий, фрагмент урока, ваше имя, деловая игра.


Похожие статьи

Задать вопрос