Применение игровых технологий в начальной школе
Авторы: Клемешова Нина Сергеевна, Иванникова Ольга Тимофеевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (25) октябрь 2019 г.
Дата публикации: 06.10.2019
Статья просмотрена: 3832 раза
Библиографическое описание:
Клемешова, Н. С. Применение игровых технологий в начальной школе / Н. С. Клемешова, О. Т. Иванникова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 5 (25). — С. 26-29. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/139/4458/ (дата обращения: 16.11.2024).
Работая в школе учителями начальных классов более 25 лет и изучив особенности детей младшего школьного возраста, пришли к такому выводу: игра является необходимой, неотъемлемой частью обучения. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В силу своего возраста ребёнок (даже в младшем школьном возрасте) всё ещё в большей степени познаёт мир через игру. С приходом в школу начинается новая жизнь, основным компонентом которой становится учебная деятельность. Это очень сложный период, трудный в плане адаптации. Чтобы не испугать новшествами, связанными с учебной деятельностью, не отбить желание у ребёнка учиться, а наоборот повысить интерес нужно правильно организовать учебный процесс, сделать его содержательным, познавательным, учитывая при этом возрастные особенности детей. Нельзя сразу обрывать невидимые нити с детством. Детство — это игра. Значит, и основным приёмом в работе должна быть игровая деятельность. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель.
Выдающиеся педагоги придавали огромное значение включению игры в учебную деятельность. Методологической основой являются основные положения теории игровой деятельности, разработанные классиками русской и советской педагогики К. Д. Ушинским, В. А. Сухомлинским, А. С. Выготским, и также положения отечественной педагогики, сформулированные в трудах С. Т. Шацкого, В. Г. Коваленко.
Известный педагог С. Т. Шацкий называл игру жизненной лабораторией детства и призывал включить ее в программу школы: «Когда человек играет, он повышает свои эмоции. Нашу школу мы должны сделать местом как раз такого оживления». Говоря об активизации процесса обучения, С. Т. Шацкий рекомендовал не давать готовые знания, а развивать склонность детей к самостоятельному исследованию, к проявлению себя в труде, игре.
Л. С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу, игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает всю деятельность ученика. «В школьном возрасте, — говорил он, — игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…»
Чтобы реализовать Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован «не только на «знаниевый», но в первую очередь на деятельностный компонент образования, нужно применять различные технологии, идущие в ногу со временем, искать новые пути решения задачи. Но как показала практика, игровые моменты остаются необходимой частью, и могут быть применимы во всех нововведениях.
Включение игры в учебный процесс повышает интерес к предметам, т. к. в процессе игры мышление протекает более активно под воздействием положительных эмоций, соревнования, желания выиграть. Использование игровых моментов на уроках — один из вариантов повышения мотивационной составляющей, а также создание условий для самореализации, самораскрытия творческих возможностей учащихся, проявления ими личностных функций.
Дидактическая игра, игровой компонент, соревнование, дух творчества должны присутствовать на всех уроках, тогда урок вызовет интерес, желание работать и знать предмет. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Игровая деятельность содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний учащихся.
Проводя игру, обязательно нужно помнить, что детям даются сложные учебные задания, а в игру их превращает педагог. При выполнении всех условий, дидактическая игра помогает учащимся в непринуждённой форме овладеть учебным материалом по математике, развивая при этом их познавательные способности. Дидактические игры кратковременны (10–20 мин.), педагог должен следить за тем, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Особенно важно это в коллективных играх. Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребёнок, а другие бездействовали. Обычно при таком проведении игры дети быстро утомляются от пассивного ожидания. Другая картина наблюдается, если все играющие включены в решение задачи. В игре проявляются особенности характера ребёнка, обнаруживается уровень его развития.
Учителю нужно считаться с индивидуальными особенностями каждого ребёнка при выборе задания, постановке вопроса: одному дать задание легче, другому — труднее, одному стоит задать наводящий вопрос, а от другого потребовать вполне самостоятельного решения.
Игра выполняет функции: -обучающую (способствует формированию мировоззрения, теоретических знаний и практических умений, расширения кругозора, навыков самообразования и т. д.), -развивающую (происходит развитие мышления, активности, памяти, способности выражать свои мысли, а также развития познавательного интереса), -воспитывающую (воспитание коллективизма, доброжелательного и уважительного отношения к партнерам и оппонентам по игре), -мотивационную. |
Структура -дидактической игры: -дидактическая задача -игровая задача -игровые действия -правила игры -результат (подведение итогов). При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. |
Игра —является источником получения знаний, —формирует умения, —позволяет пробуждать и поддерживать познавательные интересы учащихся, -улучшает наглядность учебного материала. |
Как показывает опыт, наибольший успех достигается тогда, когда отводится на игру отводится лишь третья (четвёртая) часть урока. Недооценка или переоценка игры отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе. При недостаточном использовании игры снижается активность учащихся на уроке, ослабляется интерес к обучению, при её чрезмерном использовании ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых условиях.
Включение игры в учебный процесс повышает интерес к предмету, т. к. в процессе игры мышление протекает более активно под воздействием положительных эмоций, соревнования, желания выиграть.
Применяем игру абсолютно на всех уроках, всех этапах урока и во внеурочной деятельности. Это могут быть части урока, задания, представленные в игровой форме и уроки в виде сказки, путешествия и ли чего-то другого. Всё зависит от творчества учителя и особенностей класса.
В урок могут включаться: занимательные задания, занимательное содержание материала, игровой материал, составление ребусов, конкурсы, соревнования
Приведём примеры некоторых заданий по русскому языку.
Прочитайте пары слов, запомните (1–2 мин.). Второе слово каждой пары закрывается. Ориентируясь на первое слово, запишите в столбик вторые слова. Подберите к ним проверочные и напишите их. Орфограмму подчеркните.
Мост р…ка
Шум в…да,
Внимательно прочитайте слова в левом и правом столбиках. Напишите в строчку слова, которых нет в правом столбике. Найдите среди них лишнее, ответ обоснуйте.
(М, м)аршак (П, п)оэт
(П, п)оэт (М, м)ихаил.
Используя рассыпанные буквы, отгадайте загадки.
а) р о е к к у а н ь
Только этот водоём для него родимый дом. (река, окунь)
На литературном чтении можно применять приёмы «Синквейна», «Чтение с остановками», «Работа с вопросником», «Знаю, узнал, хочу узнать».
На окружающем мире активизировать внимание детей помогают проблемные вопросы:
Почему термометр иногда называют термоизмеритель или градусник?
Можно ли уличным термометром измерить температуру человека?
Чем опасен медицинский термометр?
В каком случае исправный водный термометр покажет неверную температуру? (если вынуть его из воды)
Есть ли разница между термометрами, если один висит в столовой, а другой — в цехе, где варят сталь?
Проблемные задачи:
Осенью по радио сообщили, что температура воздуха +5 градусов. Нина решила проверить сообщение, взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что термометр показывает +20 градусов. Почему термометр показал неправильную температуру?
Лена очень любила свой комнатный термометр. Он ей во многом помогал. Коту Ваське тоже нравился забавный прибор. Однажды Лена заметила, что красный ручеёк исчез из термометра. Что случилось с прибором, и как он помогал девочке?
Задачи помогают активизировать учебный процесс, их могут составлять и сами учащиеся.
Учебный материал уроков математики особенно удобен для применения игр. Очень часто использую такие игры как «Магический квадрат», «Индивидуальное лото», «Числовая мельница», «Кто быстрей?»
Изобразительное искусство и трудовое обучение занимают особое место в этих системах. Лежащая в их основе предметно-практическая деятельность по своему психолого-педагогическому механизму обладает наиболее заметным среди других учебных дисциплин развивающим потенциалом, особенно по отношению к детям младшего школьного возраста и особенно это удобно делать через игру. Успешно применяются такие игры как «Мой цвет»: группы детей получает три цвета: синий и еще два других. Цвета у разных групп не повторяются. На листе ватмана рисуют море или небо, используя только свои цвета, «Синяя птица»: рисуют синюю птицу или синего зверя и придумывают о них сказку, «Красные дары земли»: перечисляют дары земли красного цвета. На большом листе бумаги рисуют «Красные дары земли. Например: ожерелье из ягод красного цвета, венок из красных цветов, вазу с красными овощами или фруктами, «Путешествие бабочки»: каждому ребенку дается карточка, расчерченная на 4 пронумерованных квадрата и фишка-бабочка. Учитель говорит детям, а они выполняют задания: «Ситуация: бабочка находится в правом нижнем квадрате. Передвигаем фишки вниз, вверх, налево, направо СТОП! Где оказалась бабочка? Такое упражнение можно включить в любой урок конструирования, перед тем как дети начнут делать разметку,
«Какая геометрическая фигура исчезла?»: эта игра проста с логической точки зрения, но важна с психологической точки зрения, так как содействует развитию внимания, более точному представлению о геометрических фигурах и запоминанию терминологии. На доске карточки со следующими геометрическими фигурами: треугольник, отрезок, квадрат, прямой угол, прямоугольник, круг. Дети стараются их запомнить в течение 15 секунд. Затем они отворачиваются или закрывают глаза, а учитель в это время убирает одну из фигур. Дети поворачиваются и пытаются определить, какая из фигур исчезла, изображают ее в тетрадях, а потом дают ответы. Затем задание можно усложнить, убирая сразу несколько фигур. Такое упражнение можно включить в урок по теме: «Аппликация из бумаги»
Мы привели только малую часть используемых заданий из игровых технологий. Как показала практика, игровые технологии, как ничто другое, способствуют развитию познавательных способностей учащихся на уроках, что является одним из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Используя возможности содержания преподаваемых предметов, природную любознательность маленького школьника, его опыт и стремление к общению со взрослым и сверстниками, необходимо раскрыть перед ним широкую картину мира, создавая такие условия учебной деятельности, которые ведут его к сотрудничеству с учениками и к сотворчеству с учителем.
Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Современное общество нуждается в образованных, умеющих нестандартно творчески мыслить людях. По исследованиям учёных начальное звено обучения является наиболее благоприятным для развития познавательных и творческих способностей ребёнка. Основная задача учителя начальной школы не упустить момент, а поможет нам в этом игра.