В современном мире цифровая экономика неразрывно связана с развитием новых технологий. На сегодняшний день они распространяются достаточно быстрыми темпами. В свою очередь, это приносит выгоды частным лицам:
— упрощен процесс общения и получения информации
— появились бесплатные цифровые продукты.
— возникли новые формы досуга.
— сложилось ощущение глубинной социальной взаимосвязи и глобальной общности.
Цель работы — изучить проблемы, зарубежный опыт а также перспективы развития информационной и цифровой экономики России.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- Изучить базовые характеристики цифровизационного внедрения в странах-лидерах по уровню цифровой трансформации;
- Сравнить уровень развития цифровой экономики в России с мировыми лидерами в области цифровой революции;
- Рассмотреть проекты по созданию цифровой экономики в России;
- Оценить влияние внедрения цифровой экономики в систему государственного управления на общество и государство.
Начнем с определения цифровой экономики. В указе Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» содержится официальное государственное определение:
Цифровая экономика — это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования, позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг.
В настоящее время Россия отстает от стран-лидеров по уровню развития цифровой экономики. Так, в нашей стране интернет в течение последних трех месяцев использовал 81 % населения, в то время как в Южной Корее и Японии — 96 %. При этом для обучения интернет использовался только в 3 % случаев, для поиска работы — в 8 % случаев. Только 49 % российских организаций имеют веб-сайты, против 96 % в Финляндии и 92 % в Швеции. По индексу развития электронного правительства Россия занимает 32-е место в рейтинге из 193-х государств.
Несмотря на то, что доля цифровых компаний в ВВП развитых стран не такая уж и большая (например, в США около 7 %), влияние данных технологий на общество является более всеобъемлющим, его можно сравнить с энергетикой или транспортом, которые стали неотъемлемой частью инфраструктуры любой страны.
Влияние цифровых технологий на общество и государство заключается в следующем:
1) У компаний, работающих внутри страны, расширяются возможности для продажи своих товаров и услуг за рубеж.
2) Повышается эффективность использования капитала за счет получения более качественной информации.
3) Развивается конкуренция.
Слабые компании уходят, сильные остаются и развиваются. Например, наличие сайтов, позволяющих сопоставить цены на товары и услуги, позволяет потребителям находить оптимальные решения.
4) Создаются новые рабочие места.
В самой сфере цифровых технологий создается не так много новых рабочих мест, зато они имеют высокую оплату труда. Например, активное развитие интернет-торговли создает тысячи рабочих мест на предприятиях-производителях, компаниях, занимающихся транспортными услугами и доставкой.
5) Ускоряется движение рабочей силы на рынке.
Появление сервисов сравнения вакансий и резюме ускорило процессы перемещения рабочей силы внутри рынка и между рынками. Теперь большинство сотрудников могут в два клика разместить свое резюме и оценить спрос на свои услуги, при заданных параметрах квалификации и зарплаты.
6) Улучшается качество государственного сервиса.
Государство тратит огромные ресурсы для обеспечения функционирования центров, оказывающих государственные услуги. В отличие от того же бизнеса, у государства нет конкуренции, и, как следствие, стимулов для инноваций.
7) Расширяются возможности прямой коммуникации граждан и государства.
Например, уже сейчас сайт mos.ru позволяет москвичам оставить жалобу, допустим, на яму на дороге. Данная жалоба автоматически поступает в коммунальные службы, в регламентные сроки обращение будет отработано, сформируется электронный отчет. Такие сервисы позволяют улучшить взаимодействие граждан и органов государственного управления.
Цифровая трансформация России в период до 2024 года:
7 мая 2018 года президент России издал указ о национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. В рамках данного документа зафиксированы следующие национальные цели: обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, ускорение технологического развития Российской Федерации. 24 декабря 2018 года был утвержден паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». В рамках данного документа описаны основные цели, результаты, сроки и ответственные за создание цифровой экономики у нас в стране до 2024 года.
Заключение
Цифровые технологии оказывают масштабное влияние на современное государство. Это влияние является инфраструктурным, предполагает создание условий для функционирования всех других отраслей экономики. Цифровая трансформация изменит облик экономики, обеспечит высокий темп экономического роста России, что послужит основанием для вхождения в десятку стран-лидеров.
Литература:
- Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы.
- Цифровая экономика 2020: краткий статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 112 с.
- Доклад о мировом развитии «Цифровые дивиденды» / МБРР, Всемирный банк, 2016. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/23347/210671RuSum.pdf