Концепция толерантности как основа ценностно-идеологической политики Объединённых Арабских Эмиратов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Регионоведение

Опубликовано в Молодой учёный №30 (372) июль 2021 г.

Дата публикации: 19.07.2021

Статья просмотрена: 289 раз

Библиографическое описание:

Пахомова, Д. А. Концепция толерантности как основа ценностно-идеологической политики Объединённых Арабских Эмиратов / Д. А. Пахомова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 30 (372). — С. 92-96. — URL: https://moluch.ru/archive/372/83322/ (дата обращения: 22.11.2024).



В статье проанализирована концептуализация идея толерантности в Объединённых Арабских Эмиратах, её отличительные черты, мотивация выбора ценностной основы и потенциал воплощения. Баланс между универсально признаваемыми идеями терпимости и инклюзивности и традиционными исламскими ценностями — основная особенность продвигаемой ОАЭ идеи толерантности. С учётом растущего влияния ОАЭ, в первую очередь на Ближнем Востоке, представляется, что толерантность по-эмиратски получит дальнейшее развитие, формируя положительный образ ОАЭ и, возможно, внося вклад в формирование новой концептуальной основы консолидации региона.

Ключевые слова : ОАЭ, Ближний Восток, толерантность, традиционные ценности, идеология.

Понятие толерантности в современном мультикультурном мире занимает значимое место в концептуальных основах как внутренней, так и внешней политики многих государств. В то же время некорректно было бы говорить о её главенстве, ведь наблюдается и противоположная тенденция, проявляющаяся в усилении традиционализации, в частности, выстраивании ценностных ориентиров общества вокруг религиозно обоснованных норм. Мусульманские государства ближневосточного региона нередко служат образцом такой традиционализации. Укоренившееся во множестве аспектов региональной политики противостояние шиитов и суннитов, риторика, выстраиваемая на религиозной основе, а также государственные правовые нормы, часто базирующиеся на законах Шариата — всё это способствует формированию образа Ближнего Востока как консервативного региона с главенством традиционных ценностей.

В этом контексте представляется интересным изучение концепции толерантности, внедрённой в общественно-политическую риторику в Объединённых Арабских Эмиратах. Для углубления понимания современных эмиратских ценностей и идеологии целесообразно проанализировать формулировку и воплощение концепции толерантности в ОАЭ, а также мотивацию выбора такого ценностно-идеологического посыла как во внутренней, так и во внешней политики ОАЭ.

Концептуализация ценностей внутри страны, а также транслирование их на международной арене, в межгосударственных отношениях на различных уровнях могут считаться отличительными чертами политики ОАЭ на современном этапе. Формулируемые идеи активно продвигаются и становятся рефреном, а не просто фиксируются в нормативно-правовых актах внутри страны. Такое внимание идейной сфере можно объяснить в первую очередь тем, что ОАЭ — относительно молодое государство, которое нуждается в формировании ценностей и принципиальной основы действий. При этом, учитывая экономическую модель ОАЭ и положение страны на международной арене, затруднительно однозначно отнести Эмираты к какой-либо единственной страновой группе или блоку. Уровень благосостояния населения, индекс развития человеческого потенциала и экономические показатели развития свидетельствуют о том, что ОАЭ относится к развитым странам [14]. Более того, ОАЭ можно отнести даже к государствам, которым удалось осуществить так называемое экономическое чудо. Колониальное прошлое и история отношений с Великобританией до 1970-х годов дают ОАЭ идейную почву для выстраивания связей с развивающимися государствами с колониальным прошлым. Наконец, сохраняющаяся важнейшая роль религии в жизни государства (Ислам конституционно закреплён в качестве официальной религии ОАЭ) [8] и общества позволяет категоризировать ОАЭ как страну традиционалистскую.

Отдельно следует отметить положение, которое ОАЭ заняли в регионе: страна ведёт очень активную политику в рамках Ближнего Востока. ОАЭ участвуют в возглавляемой Саудовской Аравией коалиции, ведущей боевые действия в Йемене. Также знаковыми являются события 2020 г., когда ОАЭ — вместе с Бахрейном — при посредничестве США заключили соглашения о нормализации отношений с Израилем (Авраамовы соглашения) [13]. В настоящее время в Израиле открыто посольство ОАЭ [12]. Случай можно назвать беспрецедентным, ведь более полувека консолидированная позиция арабских государств (за исключением Египта и Иордании) в отношении Израиля, хотя и подвергалась некоторым корректировкам, оставалась неизменной в главном: еврейское государство не признавали и официальных политических отношений с ним не выстраивали, договоров не заключали. Шаг, на который решились ОАЭ, говорит не только о стремлении изменить ситуацию в регионе или получить политико-экономические (от сотрудничества с Израилем) и военно-политические (от США) выгоды, но также о том, что ОАЭ уже занимают достаточно сильную позицию в ближневосточном регионе, чтобы не ориентироваться на другие государства с их подходами, а самостоятельно задать политическую тенденцию.

В контексте такого серьёзного внешнеполитического шага, как налаживание отношений с Израилем, для ОАЭ особенно важно было на идейном уровне подкрепить свои действия, вписав их в общую ценностную картину. В данном случае реализуемая в ОАЭ концепция толерантности оказалась не просто применима, но и весьма эффективна благодаря заложенным в неё формулировкам и созданному вокруг идеи инструментарию.

Базовым нормативным документом эмиратской политики толерантности служит Национальная программа толерантности, одобренная Кабинетом министров ОАЭ в 2016 г. [1] Однако этот документ — лишь компонент масштабной и продолжительной кампании, нацеленной прежде всего на консолидацию общества и закрепление общего представления об основных ценностях в социальном сознании, а также в восприятии Объединённых Арабских Эмиратов за рубежом. В феврале 2016 г. был создан пост министра толерантности и сосуществования, а сегодня Министерство толерантности и сосуществования на постоянной основе проводит мероприятия — как внутри страны, так и на международном уровне, — посвящённые продвижению концепции [2].

В соответствии с Национальной программой, в основе эмиратского понимания толерантности лежат семь основных ценностей:

  1. Ислам;
  2. Конституция ОАЭ;
  3. Наследие шейха Зейда и этика ОАЭ;
  4. Международные конвенции;
  5. Археология и история;
  6. Человечность (природа человека);
  7. Общечеловеческие ценности [1].

С одной стороны, необычна религиозная основа концепции толерантности ОАЭ, с другой — как представляется, именно такой подход к внедрению относительно новой для страны (как и для всего региона) идеологии, может быть успешным при условии акцентирования его теснейшей связи с традиционными ценностями. Выстраивание толерантности на исламской основе также имеет внешнеполитический эффект: соседям по региону — тоже мусульманским странам — сложнее становится оспорить в идеологическом аспекте действия, которые эмиратская сторона аргументирует, прибегая в концепции толерантности. Ведь основа — Ислам, где идея терпимости и принятия других, действительно, занимает значимое место [3]. Таким образом, при обсуждении, например нормализации отношений с Израилем нерелевантным становится аргумент о том, что это государство, помимо объективно антипалестинских действий, несёт чуждые религиозные ценности.

В 2019 г. в ходе визита в ОАЭ папы римского Франциска — в рамках первой в истории поездки главы Римской католической церкви на Аравийский полуостров [4] — большое внимание было уделено именно развитию толерантности и взаимодействию между различными религиями. Папа римский и имам мусульманского духовного университета «Аль-Азхар» шейх Ахмад Аль Тайиб подписали Документ о человеческом братстве за мир во всё мире и совместной жизни [5]. Кроме того, сегодня продолжается создание в Абу-Даби Авраамова семейного дома: культурно-религиозного центра, нацеленного на углубление взаимопонимания между людьми, в том числе на основе религиозных знаний [6]. Внимание к другим религиям, помимо Ислама, характерно для ОАЭ: на территории страны расположено около 50 храмов различных конфессий [7]. Тем не менее, при сильной и концептуально подкреплённой идее разнообразия, основой толерантности в эмиратском понимании остаётся Ислам, а не разнообразие как таковое. Более того, именно на религиозные нормы ссылается Национальная программа толерантности при выражении, например, непринятия экстремизма [1].

Конституция ОАЭ, стоящая в списке основ толерантности сразу после Ислама, содержит нормативную базу и общую идейную основу для Национальной программы толерантности: равенство перед законом и недискриминация (Статья 25), свобода проведения религиозных церемоний (Статья 32), гарантия прав для иностранцев на основе международых норм (Статья 40) [8]. Последние также причислены к числу опор толерантности: прежде всего, имеются в виду документы, принятые в рамках ООН [1].

Отдельно упоминается наследие шейха Зейда — отца-основателя ОАЭ. Именно ему принадлежит изначальная идея объединения семи эмиратов, и именно он является для эмиратцев идейным вдохновителем и примером для подражания. Ценностное наследие шейха Зейда также строится на исламской религиозной основе, однако особый акцент делается на умеренности Ислама и таких ценностях, как справедливость, равенство, гармония [1]. Внесение наследия шейха Зейда в число столпов понимания толерантности в ОАЭ — это, во-первых, выражение признания авторитета отца-основателя, во-вторых, подчёркивание связи воспринятой всем миром идеи терпимости и традиционных ценностей, включающих, помимо религии, арабские традиции.

Среди задач продвижения Национальной программы толерантности ОАЭ на первое место вынесено укрепление роли государства как «инкубатора» толерантности [1]. То есть центральная роль в осуществлении концепции официально отведена государственным органам.

Можно заключить, что эмиратская концептуализация толерантности носит комплексный характер и является хорошо сбалансированной: в ней нашли отражение универсальные ценности, положения международных документов и разделяемые на глобальном уровне моральные принципы. В то же время толерантность по-эмиратски выстраивается на сильной исламской основе при центральной консолидирующей роли государственных институтов. Так, сохраняется равновесие между приемлемостью такого подхода к толерантности на мировом уровне и возможностью его гармоничного встраивания в социально-идеологический контекст внутри страны и в рамках ближневосточного региона.

Выбор толерантности в качестве одной из идеологических основ как внутри ОАЭ, так и на международной арене, а также относительную чёткость формулировок концепции можно объяснить следующими факторами. Сам состав населения ОАЭ и огромное количество иностранцев, находящихся в стране (лишь около 11 % от общей численности 10 млн чел. являются подданными ОАЭ) [9] формируют предпосылки для того, чтобы официально закрепить ценностные основы социальных отношений. С одной стороны, численное большинство подданных составляют мусульмане (85 %) [10], с другой — стране важно сохранить привлекательность и открытость и для немусульман.

В региональном контексте ОАЭ, уже занимая по многим вопросам компромиссную позицию, стараются, с одной стороны, продемонстрировать единство с арабскими соседями, в первую очередь другими монархиями Персидского залива, с другой стороны — подходят к тому, чтобы более активно транслировать и продвигать собственное видение регионального порядка не только в измерениях политики и безопасности, но и в идейном плане. Так, Саудовская Аравия, являющаяся страной-хранительницей исламских святынь, воплощает образ консервативного мусульманского государства, в то время как имидж ОАЭ выстраивается на основе большей открытости, в том числе со стороны религиозных институтов. Социальная политика Объединённых Арабских Эмиратов, где важное место занимает обеспечение равных прав женщин, работа с молодёжью [7] также свидетельствует о стремлении руководства страны сформировать образ ОАЭ как государства не традиционалистского, а открытого и прогрессивного.

Таким образом, со временем, возможно, именно ценностные ориентиры, развиваемые ОАЭ смогут стать идейной основой консолидации на Ближнем Востоке. Концепции панарабизма и панисламизма оказались неприменимы в реальной региональной ситуации в связи с тем, что заложенные в них идеи, хотя и объединяют огромное количество людей, не являются ни универсальными, ни гибкими, и, как ни парадоксально, в них недостаточно выражена именно идея толерантности. Концепция же, основанная, с одной стороны, на исламских ценностях, с другой — на разнообразии и сотрудничестве, имеет потенциал привлечь все страны региона и превратиться в основу — или предпосылку создания — новой коллективной ценностной базы.

Что касается глобального посыла, безусловно, признанные на площадке ООН идеи неоспоримы, а множество инициатив, направленных на внедрение толерантного подхода во всех сферах жизни, создают образ ОАЭ как одной из наиболее открытых и гибких стран арабского мира. Более того, высокий уровень отношений с Западом (в первую очередь с США и ЕС) [11] способствует постоянному общению и обмену в бизнесе и на межчеловеческом уровне, что формирует позитивное восприятие ОАЭ на международной арене.

Литература:

  1. National Tolerance Program. — Текст: электронный // The Official Portal of the United Arab Emirates Government: [сайт]. — URL: https://u.ae/en/about-the-uae/strategies-initiatives-and-awards/federal-governments-strategies-and-plans/national-tolerance-programme (дата обращения: 17.07.2021).
  2. Initiatives. — Текст: электронный // The United Arab Emirates Ministry of Tolerance: [сайт]. — URL: http://www.tolerance.gov.ae/en/uae-tolerance-initiatives.aspx (дата обращения: 17.07.2021).
  3. Nafisi, S., 2018, «Tolerance in Islam», HTS Teologiese Studies/ Theological Studies 74(3), a5145. https://doi.org/10.4102/hts.v74i3.5145 (дата обращения: 17.07.2021)
  4. Старцев, С. Папа Франциск приветствовал реализацию документа «о человеческом братстве» / С. Старцев. — Текст: электронный // РИА Новости: [сайт]. — URL: https://ria.ru/20190826/1557921953.html (дата обращения: 17.07.2021).
  5. A Document on Human Fraternity For World Peace and Living Together. — Текст: электронный // La Santa Sede: [сайт]. — URL: https://www.vatican.va/content/francesco/en/travels/2019/outside/documents/papa-francesco_20190204_documento-fratellanza-umana.html (дата обращения: 17.07.2021).
  6. Abrahamic Family House. — Текст: электронный // The Higher Committee on Human Fraternity: [сайт]. — URL: https://www.forhumanfraternity.org/ (дата обращения: 17.07.2021).
  7. Tolerance and Inclusion. — Текст: электронный // UAE Embassy in Washington, DC: [сайт]. — URL: https://www.uae-embassy.org/about-uae/tolerance-inclusion (дата обращения: 17.07.2021).
  8. The UAE Constitution. — Текст: электронный // The Official Portal of the United Arab Emirates Government: [сайт]. — URL: https://u.ae/en/about-the-uae/the-constitution-of-the-uae (дата обращения: 17.07.2021).
  9. Population and demographic mix. — Текст: электронный // The Official Portal of the United Arab Emirates Government: [сайт]. — URL: https://u.ae/en/information-and-services/social-affairs/preserving-the-emirati-national-identity/population-and-demographic-mix (дата обращения: 17.07.2021).
  10. 2018 Report on International Religious Freedom: United Arab Emirates. — Текст: электронный // US Department of State: [сайт]. — URL: https://www.state.gov/reports/2018-report-on-international-religious-freedom/united-arab-emirates/ (дата обращения: 17.07.2021).
  11. United Arab Emirates. — Текст: электронный // US Department of State: [сайт]. — URL: https://www.state.gov/countries-areas/united-arab-emirates/ (дата обращения: 17.07.2021).
  12. Embassy of the United Arab Emirates in Israel. — Текст: электронный // UAE Embassy to Israel — Tel Aviv: [сайт]. — URL: https://www.mofaic.gov.ae/en/missions/tel-aviv (дата обращения: 17.07.2021).
  13. The Abraham Accords. — Текст: электронный // US Department of State: [сайт]. — URL: https://www.state.gov/the-abraham-accords/ (дата обращения: 17.07.2021).
  14. Developed Countries List. — Текст: электронный // World Population Review: [сайт]. — URL: https://worldpopulationreview.com/countries/united-arab-emirates-population (дата обращения: 17.07.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): ОАЭ, Ближний Восток, ценность, международная арена, ближневосточный регион, государство, Национальная программа толерантности, идея толерантности, концепция толерантности, США.


Похожие статьи

Бизнес и культура как инструменты латентного управления глобальным миром. Способы модернизации (на примере Российской Федерации)

В статье авторы рассмотрели актуальность использования «мягкой силы» в условиях текущей международной обстановки, проанализировали условия развития данного концепта в рамках внешней политики Российской Федерации и предположили, что в основе эффективн...

Эволюция политики формирования советской идентичности и современная модель российской идентичности

Настоящая статья посвящена проблеме формирования гражданской и национальной идентичности в контексте разработки современной российской модели идентичности. При анализе факторов, влияющих на современную идеологию исторической и монокультурной общности...

Социокультурная специфика публицистического дискурса о воспитании на материале английских и русских статей

Дискурс крайне активно используется в современной лингвистике. Обобщение различных определений позволяет говорить о таких обязательных составляющих дискурса, как коммуникативная направленность, неразрывная связь с ситуативным контекстом и социокульту...

Создание мультикультурной и мультинациональной среды в школе как средство снижения националистических настроений: на примере движения United World College

В статье рассматривается создание специфического образовательного пространства, основанного на межкультурном и межнациональном диалоге и кооперации на примере движения «Колледжи объединенного мира» (United World College). Центром изучения являются ха...

Повышение актуальности и практической значимости международного права в условиях глобализации международных отношений

В данной статье рассмотрены основные проблемы и изменения, которые происходят в международном праве, а также в мировом сообществе в целом, посредствам стремительного и быстроразвивающегося процесса глобализации. Актуальность данной статьи заключается...

Государство и право в пространстве транзита: от «идеальной машины управления» к клинике власти

Теория государства и права как комплексная наука зачастую уделяет внимание исключительно моделированию и определению сущности систем и ее элементов в определении рассматриваемых институтов. Архитектура современных правовых исследований позволяет сдел...

Социокультурные предпосылки гендерного равенства

В статье рассматриваются факторы, которые привели к противоречию между законодательно закрепленным принципом гендерного равенства и транслируемой из до современности рядом социальных институтов социальной дифференциацией по признаку пола и порождаемо...

Значение айдентики российских регионов в их коммуникационном продвижении

В данной статье исследуется значение айдентики российских регионов и их роль в коммуникационном продвижении. Региональная айдентика — важный фактор для формирования имиджа регионов и привлечения внимания к его потенциалу. В статье анализируются основ...

Инновационная концепция «Умный город»: опыт развитых стран и реализация в Российской Федерации

Каждый город нуждается в стратегии развития, которую он создает на основе идеальных представлений о будущем и имеющихся возможностях. У каждого человека свой жизненный путь и личная история успеха, которая зависит от многих факторов и обстоятельств. ...

Социокультурная компетенция студентов языкового вуза: анализ компонентного состава и возможные средства развития

В статье приведены доводы о важности развития социокультурной компетенции при подготовке квалифицированных специалистов в свете смены образовательной парадигмы. Приводятся дефиниции термина «социокультурная компетенция», предлагаемые разными исследов...

Похожие статьи

Бизнес и культура как инструменты латентного управления глобальным миром. Способы модернизации (на примере Российской Федерации)

В статье авторы рассмотрели актуальность использования «мягкой силы» в условиях текущей международной обстановки, проанализировали условия развития данного концепта в рамках внешней политики Российской Федерации и предположили, что в основе эффективн...

Эволюция политики формирования советской идентичности и современная модель российской идентичности

Настоящая статья посвящена проблеме формирования гражданской и национальной идентичности в контексте разработки современной российской модели идентичности. При анализе факторов, влияющих на современную идеологию исторической и монокультурной общности...

Социокультурная специфика публицистического дискурса о воспитании на материале английских и русских статей

Дискурс крайне активно используется в современной лингвистике. Обобщение различных определений позволяет говорить о таких обязательных составляющих дискурса, как коммуникативная направленность, неразрывная связь с ситуативным контекстом и социокульту...

Создание мультикультурной и мультинациональной среды в школе как средство снижения националистических настроений: на примере движения United World College

В статье рассматривается создание специфического образовательного пространства, основанного на межкультурном и межнациональном диалоге и кооперации на примере движения «Колледжи объединенного мира» (United World College). Центром изучения являются ха...

Повышение актуальности и практической значимости международного права в условиях глобализации международных отношений

В данной статье рассмотрены основные проблемы и изменения, которые происходят в международном праве, а также в мировом сообществе в целом, посредствам стремительного и быстроразвивающегося процесса глобализации. Актуальность данной статьи заключается...

Государство и право в пространстве транзита: от «идеальной машины управления» к клинике власти

Теория государства и права как комплексная наука зачастую уделяет внимание исключительно моделированию и определению сущности систем и ее элементов в определении рассматриваемых институтов. Архитектура современных правовых исследований позволяет сдел...

Социокультурные предпосылки гендерного равенства

В статье рассматриваются факторы, которые привели к противоречию между законодательно закрепленным принципом гендерного равенства и транслируемой из до современности рядом социальных институтов социальной дифференциацией по признаку пола и порождаемо...

Значение айдентики российских регионов в их коммуникационном продвижении

В данной статье исследуется значение айдентики российских регионов и их роль в коммуникационном продвижении. Региональная айдентика — важный фактор для формирования имиджа регионов и привлечения внимания к его потенциалу. В статье анализируются основ...

Инновационная концепция «Умный город»: опыт развитых стран и реализация в Российской Федерации

Каждый город нуждается в стратегии развития, которую он создает на основе идеальных представлений о будущем и имеющихся возможностях. У каждого человека свой жизненный путь и личная история успеха, которая зависит от многих факторов и обстоятельств. ...

Социокультурная компетенция студентов языкового вуза: анализ компонентного состава и возможные средства развития

В статье приведены доводы о важности развития социокультурной компетенции при подготовке квалифицированных специалистов в свете смены образовательной парадигмы. Приводятся дефиниции термина «социокультурная компетенция», предлагаемые разными исследов...

Задать вопрос