Проблемы и перспективы современной цивилизации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №30 (372) июль 2021 г.

Дата публикации: 26.07.2021

Статья просмотрена: 5799 раз

Библиографическое описание:

Полященко, И. И. Проблемы и перспективы современной цивилизации / И. И. Полященко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 30 (372). — С. 133-135. — URL: https://moluch.ru/archive/372/83394/ (дата обращения: 17.12.2024).



Какова специфика современной мировой цивилизации? Главная черта — это постоянно возрастающий уровень глобальных проблем и их значимость, являющаяся признаком большого кризиса цивилизаций. А связано это непосредственно с зарождением цивилизации аж с возникновения истории европейской культуры. Этот кризис цивилизаций не только обобщенных сторон бытия, но и повседневных форм жизни европейской индустриально-технической цивилизации, идейно-мировоззренчески восходящей к греческой культуре.

Еще с древности, во времена Античности и Средневековья, влияние человека на окружающую природу было очень заметным. Это приносило свои плоды — экологические кризисы. В итоге на местах уже бывших процветающих цивилизаций, под песками пустынь, образовались погребенные развалины. Взять, к примеру, историю Месопотамии и Греции, где тучные пастбища были выбиты скотом, или же земли Ливана, где из-за вырубки лесов ливанского кедра произошло опустынивание. Случалось это во времена, когда индустрии в настоящем ее значении еще не было, и количество населения в странах, потерпевших бедствия, было совсем не велико.

Со времен эпохи Возрождения человек являлся центром мироздания, и вся окружающая природа служила средством удовлетворения его потребностей. Игнорировалась экологические аспекты, появилась наука механика, послужившая началом для становления промышленности и всей индустрии в целом.

Как говорили философы, цель науки — пользоваться дарами природы для службы человека. Такое мнение бытует и на сегодняшний день. Вспомним известные слова Ивана Мичурина «Нам нечего ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача».

Человек постепенно механизировал под себя то, что можно было взять у природы. Общество эволюционировало, развивалось, но никто не задумался об изменениях этой самой окружающей природы и ее отрицательного воздействия на человека.

Механическое мировоззрение ученых не давало истинности в реальном видении. Не было новых подходов к пониманию фактического взаимодействия человека и природы, обуславливалось это сложившейся ранее старой системой мировоззренческих взглядов. По мнению философов, в данном случае человек значится, как внеприродный объект.

Природа — материальный мир ресурсов и запасов, которые дозволено использовать в зависимости от потребности человека и общества в целом, а человек- «хозяин природы» и имеет возможность изменять среду обитания, как ему захочется. Данный агрессивно-потребительский антропоцентризм служит основой образования глобальных проблем и кризиса современной цивилизации.

В трудах Владимира Вернадского о ноосфере заключена важная мысль, что население планеты, на какой бы ступени развития оно ни было, должно понимать важность внесения изменений в природу, иначе у людей не будет дальнейшей жизни. Человек несет ответственность за будущее нашей планеты.

Учение Вернадского служило появлению нового мировоззренческого понимания того, что происходит на Земле. Но «свет» не сразу принял во внимание значимость трудов ученого. Довольно долгое время исследования волновали лишь небольшой круг людей, а зря. На сегодняшний день не особо что-то изменилось в этом плане. Человек по-прежнему относится к природе как к неисчерпаемому резервуару с неограниченным количеством ресурсов и полезных ископаемых, способных удовлетворить любую его прихоть.

Безразличие человека по отношению к дарам природы является проблемой, а то и глобальным кризисом. Чтобы этого избежать, следует искать решения для поиска ресурсов, нужных для реализации задуманного, не только во внешних факторах, но и во внутренних: в человеке, в его видении, в его мировоззрении. Также следует в корне изменять ценностные ориентиры.

Людское общество так или иначе сталкивается с возникновением непредвиденных препятствий и затруднений. Этого не избежать, на то она и жизнь, чтобы преодолевать трудности и невзгоды на пути к становлению, развитию и совершенствованию всего встречающегося по жизни.

Пути решения глобальных проблем.

Для решения проблемы любой сложности в первую очередь требуется четкое понимание причины и сути происходящего или возможного происшествия. Как, почему, зачем и для чего?

Все глобальные проблемы по своей сути возникают по трем причинам:

 Духовное несовершенство человека (меркантильное отношение человека, не знающего чувство меры в чем-либо, меры дозволенного, когда не обозначены границы, хоть с людьми, обществом или природой);

 Противоречивость исторического развития человеческой цивилизации и культуры (стремление выявить потенциал и способы возможного использования чего-либо; признание не только культуры, но и антикультуры; противоборство различных тенденций в обществе, который положительные результаты культурного развития преобразует в социальные ценности);

 Объективные природные процессы (воздействие элементов природной среды, которое по интенсивности, масштабу распространения может оказать негативные воздействия на жизнедеятельность населения, объекты народного хозяйства и окружающую среду).

Большая часть проблем непосредственно связана с первой и/или второй причинами. Но, как утверждают ученые, есть и такие проблемы, которые только и усложняются под действием всех трех причин. Это такие проблемы, как: увеличение сейсмической активности земной коры, серьезные изменения климата и др.

На основании этого можно сделать вывод, что многие неприятности связаны с человеком, его ошибочным и неправильным по отношению к окружающему сознанием, мировоззрением и пониманием. Проблемы только и делают, что развиваются, возможно, и от стремительного шага в области науки, техники, демографии. В современное, цивилизованное, время ответственность человека за свою деятельность возрастает в разы. Раньше, например, война не грозила исчезновением всего живого на планете. Сегодня же так уже не скажешь, разногласии между соседствующими и другими странами с применением массового оружия предсказать невозможно. Ядерное оружие способно уничтожить не только все человечество, но, о боже, и все живое на Земле.

Поэтому лучшим методом во избежание глобальных проблем является духовное совершенство и преображение человеческих ценностей. Иначе говоря, следует развивать новое планетарно-космическое мышление и более гуманное мировоззрение, относящегося по большей части на общечеловеческие ценности, экологические и культурные приоритеты. Ведь не зря принято говорить, что термин «цивилизация» идет в ногу с понятием «культура».

В заключение лишний раз хочется добавить, что было бы очень здорово, если бы человек в полной мере понимал и осознавал, какая огромная ответственность лежит на его плечах перед судьбой планеты не только с позиции общества, но и с позиции отдельного гражданина своего государства. Избавиться от всех проблем разом и в корне невозможно, для этого необходимо делать мелкие, но верные шажочки на пути к развитию не только человечества, но и природы. Давайте поможем ей уже сегодня!

Литература:

  1. Евразийский дискурс философии. Шпилькин Ю. И., Издательство: Академия Естествознания, Год издания: 2014, ISBN: 978–5–91327–267–6
  2. История мировых цивилизаций. Владимир Фортунатов
  3. Курс: Философия об обществе, человеке и ценностях — Особенности современной мировой цивилизации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://madrace.ru/osnovi-filosofii/kurs-filosofiya-ob-obschestve-cheloveke-i-tsennostyach/osobennosti-sovremennoy-mirovoy-tsivilizatsii (дата обращения 17.04.2020)
  4. Научная электронная библиотека. 14.3. Философия цивилизаций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://monographies.ru/en/book/section?id=7731 (дата обращения 17.04.2020)
  5. Пурынычева Г. М., Загайнова В. И., Вархотов Т. А. Философия: учебное пособие. Йошкар-Ола: ПГТУ, 2017. С. 35.
  6. Современная цивилизация, её особенности и противоречия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://otherreferats.allbest.ru/philosophy/00674307_0.html (дата обращения 17.04.2020)
  7. Современная цивилизация, её особенности и противоречия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rgrtu-640.ru/philosophy/filosofiya70.html (дата обращения 17.04.2020)
Основные термины (генерируются автоматически): природа, проблема, дар природы, кризис цивилизаций, окружающая природа.


Задать вопрос