2020–2021 годы — время пандемии Covid-19 — стало серьезным испытанием для музеев всего мира. Временное закрытие стоило музеям огромных денежных потерь, чтобы их восполнить понадобится время, но вирус не уменьшил интереса людей к искусству и культуре, и они готовы снова возвратиться в музеи. Аудитория является для музеев главным мотиватором развития и стимулом в работе. У каждого музея может быть своя миссия, но все они направлены на то, чтобы люди знакомились с искусством и культурой как наследием сообщества.
Китай был первой крупной страной, пострадавшей от вируса, но стал также и первой страной, которая открыла двери своих музеев в марте, наряду с Южной Кореей и Японией. Среди европейских музеев немецкие музеи были первыми, которые постепенно открылись снова в конце апреля, за ними следуют музеи Австрии, Польши, Бельгии, Франции и Италии в мае. Британские музеи ждали до июля, чтобы получить разрешение выйти из режима ограничений и подготовиться к открытию. Такие музеи, как Лувр и Национальная галерея, распродали все билеты, доступные после их открытия. Принятые меры предосторожности помогли посетителям чувствовать себя комфортно, и многие из них вернутся в музеи в ближайшие месяцы.
В это непростое время музеям приходится искать новые пути взаимодействия со своими посетителями и использовать для этого новые платформы. Интернет-пространство позволит им стать ближе к своей аудитории, уделять больше внимание клиентам, а также привлекать новых посетителей в музей. С помощью цифровой среды у музеев появится возможность провести новые эксперименты, проявить себя и привлечь еще больше внимания. Музеи открывают свои коллекции для широкой публики, в том числе с помощью новых цифровых технологий: оцифровки коллекций, создания мобильных приложений для доступа к цифровым архивам, широкого использования социальных сетей. Теперь миллионы людей могут посещать музеи и знакомиться с их коллекциями как в реальности, так и в Интернете.
Рынок мобильных приложений для музеев начал развиваться в начале 2010-х годов. В настоящее время существуют два популярных приложения, которые активно используются как посетителями, так и музеями, причем приложения обеспечивают бесплатный контент: платформа сторителлинга izi.travel и платформа дополненной реальности Artefact. Крупные музеи, такие как Государственная Третьяковская галерея и Эрмитаж, создают собственные мобильные приложения. У Третьяковской галереи работает приложение «Книги Третьяковской галереи», где пользователь может приобрести электронные версии каталогов и бесплатно скачать научные сборники.
В 2025 году произойдет важное событие в сфере цифровых технологий, применяемых музеями: размещение оцифрованных коллекций и информации обо всех экспонатах российских музеев на портале «Госкаталог».
Музеи стали более активно использовать маркетинговые инструменты для привлечения разных слоев населения к своим коллекциям. Так, например, Дарвиновский музей воссоздает свои экспонаты в формате 3D и публикует их на популярном ресурсе sketchfab. Отдел маркетинга знаменитой галереи Тейт Модерн в Лондоне провел исследования своей целевой аудитории и пришел к выводу, что большая часть молодежи сейчас настолько ограничена в своих средствах, что иногда приходится выбирать между приемом пищи и походом в музей. Работники Тейта создали очень успешный проект совместно с японским брендом- UNIQLO TATE LATES- целью которого являлось привлечь молодых людей, а также вовлечь в процесс изучения искусства, обсуждения сложных социально-политических вопросов по средствам дискуссий и дебатов. Проводились данные мероприятия совершенно бесплатно по вечерам пятниц. Также осуществлялись и бесплатные экскурсии по галерее. В общем, этот проект сумел привлечь более 15 000 человек, и большая часть из них- молодежь.
Исследователь Стефан Битсгуд считает, что важным фактором для посетителя музея является сохранение концентрации внимания. Для этого Битсгуд предлагает поощрять перерыв на кофе, закуски или обед, чтобы дать возможность посетителям переключить внимание для продолжения продуктивного изучения музейных коллекций. Музеи должны оставаться актуальными для современных посетителей, знать и выявлять их нужды и потребности. Для этого важно проводить исследования аудитории, которые становятся не только инструментом получения данных, но и новым каналом коммуникации, общения с аудиторией. Такой диалог позволит создать уникальные музейные продукты, которые обязательно привлекут к себе внимательных и заинтересованных гостей музея. Для музея очень важна работа с аудиторией, направленная на повышение мотивации людей к посещению музея и выявления недостатков в работе для улучшения качества его деятельности.
Для этих целей в музеях создаются отделы маркетинга, которые занимаются сбором и обработкой информации о работе музея: экспонатах, выставках; анализирует информацию с целью выявления изменений во вкусах и поведении аудитории, в работе конкурирующих музеев, выявлением возможных слабых мест в мероприятиях, предложенных музеями своей аудитории, повышением эффективности коммуникационной политики, анализом тенденций на рынке рекламы, разработкой рекламных компаний и других проектов для привлечения посетителей. После анализа потребностей различных сегментов общества, музей может выбрать различные направления социально-культурной деятельности: например, мероприятия для школьников, взрослой аудитории, студентов, пенсионеров, а также индивидуальные маршруты для одиночных посетителей, экскурсионных групп, семей и т. д. Использование различных форматов работы с посетителями может сопровождаться применением гибкой ценовой политики, например, использование абонементов, выгодных групповых скидок, скидок на интерактивные мероприятия для детей и родителей. Аудиторию музеев условно можно разделить на «физических» и «цифровых» посетителей. «Физические» посетители — те, кто непосредственно посещают пространство музея, участвуют в мероприятиях. «Цифровые» посетители — те группы, которые взаимодействуют с музеем через сеть Интернет, социальные сети или веб-сайты. Для мониторинга аудитории музеев отделами маркетинга постоянно проводятся различные методы исследования, в частности, опросы. Для опроса «физической» аудитории часто используется анкетирование — анкеты можно размещать на стойке регистрации или раздавать на мероприятиях. Анкета должна быть краткой, понятной, внешне привлекательной для посетителей. Важно, чтобы сотрудник, отвечающий за анкетирование, сумел привлечь к анкетированию как можно больше респондентов. С постоянными посетителями музея или на мероприятиях возможно проведение мини-интервью, которое может органично вписываться в формат различных мероприятий, проводимых учреждениями культуры. На мероприятиях также удобно будет провести голосование, которое позволит получить мгновенную обратную связь. Голосование лояльных посетителей музея поможет улучшить и разнообразить работу музея. Если музей заинтересован в получении мнения о конкретном проекте, то участие в фокус-группе представителей различных слоев населения будет более информативным. Если в музее есть пространство для обратной связи, например, «Стена обратной связи», то ее можно использовать для сбора отзывов о музее, выставке или мероприятии. Создание пространства для такой обратной связи может показать посетителям заинтересованность в их мнении.
Для работы с «цифровой» аудиторией сотрудники отдела маркетинга осваивают социальные сети, оптимизируют работу официального сайта, просматривают отзывы и мнения на различных веб-сайтах. На официальных сайтах музеев и главных страничек в социальных сетях возможно опубликовывать онлайн-опросы, которые быстро и эффективно помогут получить обратную связь, привлечь внимание, очень удобны и нравятся пользователям. Важно, чтобы опрос был максимально удобным для пользователя, чтобы он был коротким и имел какой-нибудь мотивирующий стимул. Стимулом может быть скидка на посещение выставки, абонемент и даже бесплатное посещение музея. Главное- умело проявить творческий подход, чтобы получить ценные отзывы или предложения от онлайн-аудитории. После обработки мнений маркетологи уже лучше представляют себе основные сегменты своей целевой аудитории. Именно такие знания помогут сделать музеям более выгодные предложения своим посетителям, понять, как удивить и заинтересовать новую аудиторию. Особенно популярна таргетированная реклама — достаточно мощный и действенный инструмент привлечения посетителей, это вид онлайн-рекламы, в котором используются методы и настройки поиска целевой аудитории в соответствии с заданными параметрами (характеристиками и интересами), которые могут интересоваться рекламируемым товаром или услугой. После знакомства со своей целевой аудиторией — основная задача музеев создать контент, который будет освещать уникальные выставки, тематические и интерактивные встречи, work-shops. Если контент музея будет восприниматься аудиторией как аутентичный, если он будет поддерживать интересы и убеждения лояльных посетителей, если он будет открыт новым идеям и новым посетителям, то в таком пространстве люди захотят общаться, обмениваться мнениями и идеями. В такой атмосфере музей сможет продуктивнее работать, развиваясь и, тем самым, привлекая все больше новых посетителей.
Литература:
- Макушева О. Н. Основы маркетинга: учебное пособие, — М.: МГИК, 2017, — 111 с.
- Charr, Manuel How technology is bringing museums back to life / Manuel Charr. // Museum next: [сайт]. — URL: https://www.museumnext.com/article/how-technology-is-bringing-museums-back-to-life/ (дата обращения: 07.07.2021).
- Deakin, Tim Museums, consumer trends and COVID-19: taking stock of the world we find ourselves in today / Tim Deakin. Текст: электронный // Museum next: [сайт]. URL: (дата обращения: 07.07.2021).
- Deakin, Tim This is why the public will rush to museums / Tim Deakin. — Текст: электронный // Museum Next: [сайт]. — URL: (дата обращения: 07.07.2021).