Проблема эстетического воспитания в школе — это проблема современного мира вообще и молодежи в частности. Современное общество переполнено различными источниками древнего и современного искусства, и различий между ними оно не замечает. Сейчас существует один критерий, который определяет ценность какого-либо произведения — это его цена. Современной молодежи очень трудно оценить эстетическую красоту того или иного произведения, поскольку само понятие эстетики в современном мире утратило свое значение, уступив место практичности и доступности. Но, говоря это, ни в коем случае нельзя обобщать, нельзя говорить о том, что все общество больно. Есть и среди молодежи настоящие ценители прекрасного.
Потребность развития эстетического воспитания в школе связана с тем, что в школе разносторонне раскрывается человеческая культура, возникает особенное ощущение мира, взращивается творческое отношение к труду, жизни. Первостепенное значение имеет эстетическое сознание учителя, его педагогическая культура. В данный момент стоит острая необходимость в переходе от просто петь, лепить и рисовать — к умению чувствовать, мыслить, жить.
Для самореализации школьников в трудовой и других сферах жизни в будущем необходимо уже сегодня приобщать их к профессиональным, эстетическим и социально-культурным ценностям. Всестороннее воспитание, реализуемое школой, дает основу для наиболее полного определения интересов, склонностей и способностей школьников. Эстетическое воспитание имеет наиболее важное значение в воспитании и обучении.
Под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического (творческого) отношения к действительности.
На уроках технологии, во время практической деятельности происходит всестороннее развитие личности, которая может чувствовать и оценивать прекрасное — это и является целью эстетического воспитания.
Практическая деятельность в воспитании личности — это только малая часть единой системы. В этой статье я хочу рассмотреть условия для эстетического воспитания на уроках технологии. «Предметная область «Технология» является организующим центром познания технологий, в том числе: материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных».
Различные виды технологий, в том числе обозначенные в Национальной технологической инициативе (далее — НТИ), являются основой передового развития внутреннего рынка, устойчивого положения России на внешнем рынке. Вне зависимости от изучаемых технологий содержание программы учитывает освоение материала по следующим образовательным направлениям:
— культура труда;
— поиск, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
— основы построения чертежа, графики и дизайна;
— элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
— влияние техники и производств на окружающую среду и здоровье человека;
— творческая, проектно-исследовательская деятельность;
— история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
— популярные технологии современного производства.
Предметная область «Технология» направленна на всестороннее развитие учащихся, применение ими знаний и умений для изготовления конкретных изделий.
Освоение в процессе творческой деятельности на уроках технологии, эстетики, экономики, экологии, практических знаний и умений, доведение этих умений до совершенства, является важнейшим средством эстетического воспитания учащихся при изготовлении и художественной обработке изделий из древесины и конструкционных материалов.
Развивать не только активность к познанию, зрительную память, скорость реакции, умение анализировать, но и сенсорную и общую культуру позволяет приобщение к искусству и эмоциональное отношение к жизни, так показывает анализ психологических и педагогических исследований. Через восприятие реализация себя проходит более эффективно во всех сферах жизни.
Выполнение самостоятельно красивого и необходимого изделия вызывает повышенный интерес к труду и приносит удовольствие от своей работы, при этом возникает желание к последующей деятельности.
Эстетическое воспитание на уроках технологии основополагается на формировании интереса и творческих возможностей школьников. Уроки технологии отличаются от других. Всё, что изучается теоретически, можно применить в жизни, но любое дело требует от учащихся знаний эстетических законов. Все учебные изделия выбираются дифференцированно, поскольку только в этом случае возникает интерес и появляется мотивация к дальнейшей учебно-познавательной деятельности. Все задания подбираются таким образом, чтобы они были максимально познавательными, имели эстетическую красоту и давали представление о традиционных художественных видах обработки материала. В последствии учащиеся принимают участие в конкурсах, мастер-классах, олимпиадах, выставках.
Интеграция образовательных областей «Технология», «ИЗО» «МХК» и «Искусство» поспособствует формированию творческого потенциала подростков. Главной причиной формирования эстетической культуры на уроках технологии является проектная деятельность. В настоящее время проектная деятельность является самостоятельным видом деятельности, которым возможно овладевать только в процессе организованного обучения.
Данная тема имеет перспективу развития в будущем:
— создание учебно-методических комплексов, содержащих теоретический и практический материал, объекты проектной деятельности и методы диагностики.
Итак, в ходе изучения данной темы я выяснил, что метод проектов позволяет удовлетворить потребности подростка в исследовательской, познавательной и творческой деятельности. А целенаправленное эстетическое воспитание школьников может подготовить детей к хорошей адаптации в обществе, что приобретает важное значение, как в более старших классах, так и после окончания школы и дальнейшем обучении в учреждениях профессионального образования.
Литература:
- Мустафаев М. Эстетическое воспитание в школе. Баку, 1992
- Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников: учеб. пособие по спецкурсу для студентов / Б. Т. Лихачев. — М.: Просвещение, 1985. С.76.