На обложке
изображен Арнольд Джозеф Тойнби (1889–1975),
английский историк, социолог, философ истории и культуролог.
Арнольд Тойнби
родился в Лондоне, в семье секретаря Гарри Тойнби и Сары Эдик
Маршал. Он был стипендиатом Винчестерского колледжа и Бейлиол-колледжа
Оксфорда, а также учился в афинской Британской школе. По окончании
учебы Тойнби стал преподавать в стенах родного Бейлиола историю античности.
В составе департамента разведки британского МИДа он был делегирован на
мирную конференцию в Париже. Тойнби был профессором Лондонского
университета и профессором школы экономики в Лондоне, а также
возглавлял столичный Королевский институт международных отношений. Не оставляя
сотрудничества с МИДом, историк руководил его исследовательским отделом.
Арнольд Тойнби
стал автором цивилизационной теории, отвергая идею общественно-экономических
формаций. Помимо множества его работ, данная теория получила полное отражение
в его фундаментальном 12-томном труде «Постижение истории» (A Study of
History), который профессор создавал и публиковал с 1934 по 1961 год.
В нем он описал свыше двадцати существовавших в разное время
цивилизаций, большая часть из которых благополучно развилась (например, западный
мир), а меньшая — либо так и не осуществилась, либо была
задержана в развитии (например, спартанцы). Для ХХ века ученый выделял десять
действующих цивилизаций.
По теории Тойнби,
история состоит из отдельных цивилизаций, и все они проходят схожие стадии
существования, все рождаются и со временем погибают. Факторами,
определяющими цивилизацию, являются ее религиозная и территориальная
составляющие, это часто видно и из названий, например православная
христианская цивилизация в России. Жизнеспособность же той или иной
цивилизации, как и само ее развитие, определяется тем, как она реагирует на так
называемые вызовы (климата, социальной обстановки, внешнего воздействия других
цивилизаций и т. д.). На этапах зарождения и расцвета
цивилизация может легко давать ответ на вызовы, на стадии заката эта
способность теряется, что и определяет ее вырождение, а затем
и конец.
Основным вызовом,
определившим развитие русской православной цивилизации, Тойнби считает
непрерывное внешнее давление. Впервые оно началось со стороны кочевых народов в
1237 году походом хана Батыя. Ответ заключался в изменении образа жизни и
обновлении социальной организации.
Утвердившийся в
России коммунизм Тойнби рассматривал как «контрудар», отбивающий назад то, что
Запад навязал России в XVIII веке.
Юрий Иванович
Семёнов, советский и российский историк, философ, этнолог, специалист по
философии истории, утверждал: «Тойнби подгоняет реально существующие общества и
системы обществ под свои схемы, не останавливаясь перед прямым насилием над
фактами».
До 1960-х годов
теория Тойнби, несмотря на определенную критику, была невероятно популярна, ее
изучали и поддерживали многие ученые (Г. А. Иннис, Э.
Р Курциус и др.). «Постижение истории» расходилось огромные тиражами,
его содержание обсуждали на семинарах, а сам профессор выступал со своими
идеями на Би-би-си. Однако позднее теория потеряла свою популярность
в науке и средствах массовой информации, но многие историки
продолжают ссылаться на «Постижение истории» вплоть до наших дней.