Сказкотворчество как метод развития речи детей школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (376) август 2021 г.

Дата публикации: 24.08.2021

Статья просмотрена: 167 раз

Библиографическое описание:

Давлетова, С. Ш. Сказкотворчество как метод развития речи детей школьного возраста / С. Ш. Давлетова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 34 (376). — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/archive/376/83761/ (дата обращения: 16.11.2024).



Сказкотворчество — популярный метод, который используется психологами и преподавателями с детьми разного возраста. Этот метод помогает ребенку раскрыться как творцу и использовать багаж своих знаний (слов, образов, приемов, сюжетов и т. п.). Кроме того, ребенок действует в определенных этических рамках и рамках той культуры, которой он принадлежит.

Психологи отмечают, что сказка является средством встречи слушателя или читателя с самим собой: «что метафора, лежащая в основе сказки выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но — в первую очередь — его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира…» [7, с. 17]

Сказкотерапия помогает достичь следующих целей: разобраться человеку в мире своих внутренних переживаний, обеспечить контакт с самим собой и окружающими, не навязывая нравоучительных рекомендаций.

Любая сказка, по мнению психологов, выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и прогностическую.

Диагностическая сказка выявляет жизненные сценарии и стратегии поведения человека. Например, психолог предлагает сочинить сказку: «Сочини сказку о мальчике пяти лет», затем он проводит анализ сказки и выявляет проблемные моменты в поведении на основе полученного текста. Диагностическая сказка может способствовать выявлению отношения или состояния человека, о которых он не хочет или не может говорить вслух.

Терапевтическая сказка — сказка, благодаря которой, собственно, происходят позитивные изменения в состоянии и поведении человека.

В источниках отмечается, что сказкотерапия — наиболее детский метод психотерапии, потому что «обращен к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу даем знания о законах жизни и способах появления творческой силы и смекалки, а также помогает ему лучше узнать и понять самого себя». [7, с. 17]

Однако заниматься сказкотерапией самостоятельно без предварительной подготовки не стоит. Следует почитать необходимую литературу по теме, так как сказкотерапия — интимный процесс.

Сочинение сказки — это интересная игра, в которую легко вовлечь ребенка. Сказка помогает решить какие-то моральные проблемы, которые всегда в конце разрешатся чудесным образом. Сказка способствует развитию воображения.

Изучая материал по методу сказкотворчества, мною найдено несколько вариантов составления текстов:

  1. Работа с шаблонами
  2. Принцип ассоциаций
  3. Конструирование сказок по карточкам Проппа
  4. «Сказочная карта»

Более подробно о каждом из вариантов.

Работа с шаблонами — самый простой способ сочинительства. Ребенок ориентируется на определенный шаблон, схему:

Время действия (когда происходило /будет происходить событие?). Например: давным-давно, в стародавние времена.

– Место действия (где происходило /будет происходить событие?). Например, в тридевятом царстве, на дне морском.

– Главный герой (кто участвует в основных событиях?). Придумай имя герою, опиши его внешность, расскажи, какой он по характеру, что он любит, что ему не нравится...

– Основной противник (тот, с кем придётся сражаться, обыгрывать в состязании или победить в отгадывании загадок). Придумай ему имя и опиши его внешность.

– Основное событие (что произошло, чтобы главный герой и основной противник встретились?).

– Помощники главного героя (те, кто помогают герою справиться с проблемой, дают совет или волшебный предмет, приходят на помощь в сложной ситуации).

– Помощники могут быть и у основного противника (они вредят герою, мешают справиться с задачей, отвлекают).

– Заключительное событие (чем заканчивается сказка?). [4, c.17]

Возможен вариант более сжатого шаблона — схематическая характеристика героев будущей сказки: главный герой — кто? — какой?; его помощник — кто? — какой?; волшебный предмет — что? — для чего? что умеет?; злодей — кто? — какой? и т. п.

Принцип ассоциаций помогает ребенку быстро создать текст. Для этого сочинителю достаточно заполнить таблицу из трех столбиков по следующему алгоритму: в первый столбик ребенок записывает 5–7 слов-ассоциаций будущей сказки. Любые, первое, что придет в голову. Неважно, какой они будут части речи. Одно слово из этого столбика подчеркивается. Во второй столбик записываются синонимы к подчеркнутому слову. Из второго столбика тоже выделяется одно слово, к которому в третьем столбике сочинитель запишет антонимы. Завершающий этап — составить предложения с каждым словом таблицы. Этот способ требует внимательности и достаточного мастерства. Поэтому не всегда сказка, написанная на ассоциациях, будет понятна и логична. Ребенок часто не думает о сюжете сказки, а увлечен составление предложений [5, c.17].

Способ конструирования сказок по карточкам Проппа основан на учении об устойчивых функциях действующих лиц сказки. Так В. Я. Пропп [8, с.17] в волшебной сказке выделял 31 функцию:

  1. отлучка кого-либо из членов семьи,
  2. запрет, обращенный к герою,
  3. нарушение запрета,
  4. выведывание,
  5. выдача,
  6. подвох,
  7. невольное пособничество,
  8. вредительство (или недостача),
  9. посредничество,
  10. начинающееся противодействие,
  11. герой покидает дом,
  12. даритель испытывает героя,
  13. герой реагирует на действия будущего дарителя,
  14. получение волшебного средства,
  15. герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков,
  16. герой и антагонист вступают в борьбу,
  17. героя метят,
  18. антагонист побежден,
  19. беда или недостача ликвидируется,
  20. возвращение героя,
  21. герой подвергается преследованиям,
  22. герой спасается от преследования,
  23. герой неузнанным прибывает домой или в другую страну,
  24. ложный герой предъявляет необоснованные притязания,
  25. герою предлагается трудная задача,
  26. задача решается,
  27. героя узнают,
  28. ложный герой или антагонист изобличается,
  29. герою дается новый облик,
  30. враг наказывается,
  31. герой вступает в брак.

Многие исследователи заметили, что сказочные сюжеты «дублируются», кочуют из одного произведения в другое. В классификации А. Н. Афанасьева выделяются бытовые, волшебные и сказки о животных [1, с.17]. Пропп предлагал изучать сказки не по сюжетам, а по мотивам:

  1. причина, заставляющая героя действовать (выгнали из дома, заставили что-либо найти),
  2. появление цели,
  3. обнаружение предмета и помощи в поиске,
  4. стремление перехитрить врага,
  5. бегство и погоня,
  6. содействие чудесных помощников и предметов,
  7. битва с врагом,
  8. победа и наказание,
  9. торжество героя.

Мотивы выписываются или зарисовываются на отдельные листы-карты. Ребёнок рассказывает свою историю, «переходя» от мотива к мотиву, и добавляет в повествование «обстоятельства», выпавшие случайным образом на карточке.

«Сказочная карта» — увлекательная игра для детей дошкольного и младшего школьного возраста. На игровое поле наносятся знакомые ребенку объекты. [5, c.17] Следуя по маршруту, сочинитель-игрок будет получать каждый раз новую историю.

Сказка — не просто жанр устного народного творчества. Сказка помогает человеку организовать психику, увидеть себя в этом огромном мире, разобраться в скрытых проблемах. Именно в сказках ребенок видит пример того, как могут выстраиваться отношения между людьми.

Сказкотворчество — увлекательный игровой процесс по созданию текстов и развитию речи у детей. Существует несколько способов сочинительства сказок: от работы по шаблонам до выдумывания на игровом поле по картам-конструкторам.

Сказкотворчество — это метод развития речи школьников. Он позволяет расширять кругозор, пополнять словарный запас, стилизовать тексты под народную сказку, развивать творческие способности ребенка.

Литература:

  1. Афанасьев, А. Н. Народные русские сказки. / А. Н. Афанасьев. — М.: Альфа-Книга, 2008. — 1087с.
  2. Белокурова, С. П. Словарь литературоведческих терминов [Электронный ресурс] / Белокурова, С. П. Словарь литературоведческих терминов. — М., 2005 — Режим доступа: http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0, свободный. — Загл. с экрана.
  3. Бикбаева, Г. П. Сочинение сказок по картам Проппа. Конспект занятия в детском саду [Электронный ресурс] / Г. П. Бикбаева — Режим доступа: http://50ds.ru/vospitatel/8896-sochinenie-skazok-po-kartam-proppa.html, свободный. — Загл. с экрана.
  4. Вдовиченко, Н.Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Что за прелесть эти сказки!» [Электронный ресурс] / Н. Вдовиченко — Режим доступа: http://www.maaam.ru/detskijsad/konspekt-neposredstveno-obrazovatelnoi-dejatelnosti-chto-za-prelest-yeti-skazki.html, свободный. — Загл. с экрана.
  5. Кашина, А. Как сочинить сказку [Электронный ресурс] / А.Кашина. — Режим доступа: http://www.4kiddy.com/ru/education/how-to-compose-a-story#.UZ0W39Mpkrs, свободный. — Загл. с экрана.
  6. Кудрявцев, В. Т. О смысле детского словотворчества / В. Т. Кудрявцев // Детский сад от А до Я. — 2005. — № 2. — С.142.
  7. Пономарева, В. Что такое сказкотерапия? [Электронный ресурс] / В. Пономарева — Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-4670/, свободный. — Загл. с экрана.
  8. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. — Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1986. — 368с.
Основные термины (генерируются автоматически): герой, сказка, главный герой, ребенок, основной противник, будущая сказка, волшебный предмет, диагностическая сказка, ложный герой, принцип ассоциаций.


Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Мультстудия как способ формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития мышления младших школьников

Ментальная арифметика как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста

Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Мультстудия как способ формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития мышления младших школьников

Ментальная арифметика как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста

Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Задать вопрос