Сказкотворчество — популярный метод, который используется психологами и преподавателями с детьми разного возраста. Этот метод помогает ребенку раскрыться как творцу и использовать багаж своих знаний (слов, образов, приемов, сюжетов и т. п.). Кроме того, ребенок действует в определенных этических рамках и рамках той культуры, которой он принадлежит.
Психологи отмечают, что сказка является средством встречи слушателя или читателя с самим собой: «что метафора, лежащая в основе сказки выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но — в первую очередь — его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира…» [7, с. 17]
Сказкотерапия помогает достичь следующих целей: разобраться человеку в мире своих внутренних переживаний, обеспечить контакт с самим собой и окружающими, не навязывая нравоучительных рекомендаций.
Любая сказка, по мнению психологов, выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и прогностическую.
Диагностическая сказка выявляет жизненные сценарии и стратегии поведения человека. Например, психолог предлагает сочинить сказку: «Сочини сказку о мальчике пяти лет», затем он проводит анализ сказки и выявляет проблемные моменты в поведении на основе полученного текста. Диагностическая сказка может способствовать выявлению отношения или состояния человека, о которых он не хочет или не может говорить вслух.
Терапевтическая сказка — сказка, благодаря которой, собственно, происходят позитивные изменения в состоянии и поведении человека.
В источниках отмечается, что сказкотерапия — наиболее детский метод психотерапии, потому что «обращен к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу даем знания о законах жизни и способах появления творческой силы и смекалки, а также помогает ему лучше узнать и понять самого себя». [7, с. 17]
Однако заниматься сказкотерапией самостоятельно без предварительной подготовки не стоит. Следует почитать необходимую литературу по теме, так как сказкотерапия — интимный процесс.
Сочинение сказки — это интересная игра, в которую легко вовлечь ребенка. Сказка помогает решить какие-то моральные проблемы, которые всегда в конце разрешатся чудесным образом. Сказка способствует развитию воображения.
Изучая материал по методу сказкотворчества, мною найдено несколько вариантов составления текстов:
- Работа с шаблонами
- Принцип ассоциаций
- Конструирование сказок по карточкам Проппа
- «Сказочная карта»
Более подробно о каждом из вариантов.
Работа с шаблонами — самый простой способ сочинительства. Ребенок ориентируется на определенный шаблон, схему:
– Время действия (когда происходило /будет происходить событие?). Например: давным-давно, в стародавние времена.
– Место действия (где происходило /будет происходить событие?). Например, в тридевятом царстве, на дне морском.
– Главный герой (кто участвует в основных событиях?). Придумай имя герою, опиши его внешность, расскажи, какой он по характеру, что он любит, что ему не нравится...
– Основной противник (тот, с кем придётся сражаться, обыгрывать в состязании или победить в отгадывании загадок). Придумай ему имя и опиши его внешность.
– Основное событие (что произошло, чтобы главный герой и основной противник встретились?).
– Помощники главного героя (те, кто помогают герою справиться с проблемой, дают совет или волшебный предмет, приходят на помощь в сложной ситуации).
– Помощники могут быть и у основного противника (они вредят герою, мешают справиться с задачей, отвлекают).
– Заключительное событие (чем заканчивается сказка?). [4, c.17]
Возможен вариант более сжатого шаблона — схематическая характеристика героев будущей сказки: главный герой — кто? — какой?; его помощник — кто? — какой?; волшебный предмет — что? — для чего? что умеет?; злодей — кто? — какой? и т. п.
Принцип ассоциаций помогает ребенку быстро создать текст. Для этого сочинителю достаточно заполнить таблицу из трех столбиков по следующему алгоритму: в первый столбик ребенок записывает 5–7 слов-ассоциаций будущей сказки. Любые, первое, что придет в голову. Неважно, какой они будут части речи. Одно слово из этого столбика подчеркивается. Во второй столбик записываются синонимы к подчеркнутому слову. Из второго столбика тоже выделяется одно слово, к которому в третьем столбике сочинитель запишет антонимы. Завершающий этап — составить предложения с каждым словом таблицы. Этот способ требует внимательности и достаточного мастерства. Поэтому не всегда сказка, написанная на ассоциациях, будет понятна и логична. Ребенок часто не думает о сюжете сказки, а увлечен составление предложений [5, c.17].
Способ конструирования сказок по карточкам Проппа основан на учении об устойчивых функциях действующих лиц сказки. Так В. Я. Пропп [8, с.17] в волшебной сказке выделял 31 функцию:
- отлучка кого-либо из членов семьи,
- запрет, обращенный к герою,
- нарушение запрета,
- выведывание,
- выдача,
- подвох,
- невольное пособничество,
- вредительство (или недостача),
- посредничество,
- начинающееся противодействие,
- герой покидает дом,
- даритель испытывает героя,
- герой реагирует на действия будущего дарителя,
- получение волшебного средства,
- герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков,
- герой и антагонист вступают в борьбу,
- героя метят,
- антагонист побежден,
- беда или недостача ликвидируется,
- возвращение героя,
- герой подвергается преследованиям,
- герой спасается от преследования,
- герой неузнанным прибывает домой или в другую страну,
- ложный герой предъявляет необоснованные притязания,
- герою предлагается трудная задача,
- задача решается,
- героя узнают,
- ложный герой или антагонист изобличается,
- герою дается новый облик,
- враг наказывается,
- герой вступает в брак.
Многие исследователи заметили, что сказочные сюжеты «дублируются», кочуют из одного произведения в другое. В классификации А. Н. Афанасьева выделяются бытовые, волшебные и сказки о животных [1, с.17]. Пропп предлагал изучать сказки не по сюжетам, а по мотивам:
- причина, заставляющая героя действовать (выгнали из дома, заставили что-либо найти),
- появление цели,
- обнаружение предмета и помощи в поиске,
- стремление перехитрить врага,
- бегство и погоня,
- содействие чудесных помощников и предметов,
- битва с врагом,
- победа и наказание,
- торжество героя.
Мотивы выписываются или зарисовываются на отдельные листы-карты. Ребёнок рассказывает свою историю, «переходя» от мотива к мотиву, и добавляет в повествование «обстоятельства», выпавшие случайным образом на карточке.
«Сказочная карта» — увлекательная игра для детей дошкольного и младшего школьного возраста. На игровое поле наносятся знакомые ребенку объекты. [5, c.17] Следуя по маршруту, сочинитель-игрок будет получать каждый раз новую историю.
Сказка — не просто жанр устного народного творчества. Сказка помогает человеку организовать психику, увидеть себя в этом огромном мире, разобраться в скрытых проблемах. Именно в сказках ребенок видит пример того, как могут выстраиваться отношения между людьми.
Сказкотворчество — увлекательный игровой процесс по созданию текстов и развитию речи у детей. Существует несколько способов сочинительства сказок: от работы по шаблонам до выдумывания на игровом поле по картам-конструкторам.
Сказкотворчество — это метод развития речи школьников. Он позволяет расширять кругозор, пополнять словарный запас, стилизовать тексты под народную сказку, развивать творческие способности ребенка.
Литература:
- Афанасьев, А. Н. Народные русские сказки. / А. Н. Афанасьев. — М.: Альфа-Книга, 2008. — 1087с.
- Белокурова, С. П. Словарь литературоведческих терминов [Электронный ресурс] / Белокурова, С. П. Словарь литературоведческих терминов. — М., 2005 — Режим доступа: http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0, свободный. — Загл. с экрана.
- Бикбаева, Г. П. Сочинение сказок по картам Проппа. Конспект занятия в детском саду [Электронный ресурс] / Г. П. Бикбаева — Режим доступа: http://50ds.ru/vospitatel/8896-sochinenie-skazok-po-kartam-proppa.html, свободный. — Загл. с экрана.
- Вдовиченко, Н.Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Что за прелесть эти сказки!» [Электронный ресурс] / Н. Вдовиченко — Режим доступа: http://www.maaam.ru/detskijsad/konspekt-neposredstveno-obrazovatelnoi-dejatelnosti-chto-za-prelest-yeti-skazki.html, свободный. — Загл. с экрана.
- Кашина, А. Как сочинить сказку [Электронный ресурс] / А.Кашина. — Режим доступа: http://www.4kiddy.com/ru/education/how-to-compose-a-story#.UZ0W39Mpkrs, свободный. — Загл. с экрана.
- Кудрявцев, В. Т. О смысле детского словотворчества / В. Т. Кудрявцев // Детский сад от А до Я. — 2005. — № 2. — С.142.
- Пономарева, В. Что такое сказкотерапия? [Электронный ресурс] / В. Пономарева — Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-4670/, свободный. — Загл. с экрана.
- Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. — Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1986. — 368с.