Зарубежный опыт и особенности процессов обучения и развития персонала в медицинских учреждениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №34 (376) август 2021 г.

Дата публикации: 22.08.2021

Статья просмотрена: 1409 раз

Библиографическое описание:

Атай, Айгуль. Зарубежный опыт и особенности процессов обучения и развития персонала в медицинских учреждениях / Айгуль Атай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 34 (376). — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/archive/376/83753/ (дата обращения: 17.12.2024).



Обучение и развитие медицинского персонала как никогда становится актуальным вопросом для медицинских организаций. Это необходимое условие для успешной работы в условиях постоянных изменений и развитой конкурентной среды. Организация процессов обучения и развития помогает персоналу быстро адаптироваться к изменяющейся среде и работать с наибольшей эффективностью. Повышение квалификации — это вид профессионального обучения сотрудников с целью развития их теоретических и практических навыков.

Следует отметить, что для выявления направлений по повышению квалификации медицинских работников требуется анализ факторов, влияющих на этот процесс. Изменения внешних и внутренних условий труда, влияющих на медицинских сотрудников (рисунок 1), меняют спрос к качеству их образования. Среди них:

– увеличение требований к качеству основного медицинского образования (более углубленная практическая направленность, внедрение в преподавание новейших технологий, введение структур, контролирующих качество основного и послевузовского образования) и продление сроков обязательной послевузовской подготовки врачей;

– усиление требований по допущению врачей к практической деятельности.

– обязательная послевузовская подготовка в течение 2–6 лет, в зависимости от выбранной специальности с дальнейшим присвоением квалификации специалиста;

– развитие непрерывной системы медицинского образования (НМО), т. е. повышение квалификации не должно проходить как в настоящее время — 1 раз в 5 лет в РК, а постоянно, при условии накопления ежегодной определенной суммы кредитов (кредит — это условная единица, которая равна в основном 1 ч. образовательной деятельности);

– перевод НМО из вынужденной обязательной повинности для медицинских сотрудников в норму закрепленную законодательством, в которой предусмотрены строгие санкции за ее несоблюдение. Такие механизмы реализуются через лицензирование врачей, заключение трудовых договоров с медицинскими сотрудниками, где предусмотрено ежегодное подтверждение повышения квалификации и др;

– усиление контролирующей роли государства по качеству послевузовского образования;

– активное применение в образовании современных обучающих технологий: проблемно-ориентированное образование, командное обучение, интерактивные выступления, работа с информационными, телекоммуникационными технологиями для обучения в малых группах;

– использование в каждодневной практической деятельности электронных систем и рекомендаций врачей при принятии клинических решений, на основе доказательной медицины;

– изменение содержания основного и послевузовского образования, а точнее — увеличение количества часов на рациональную фармакотерапию хронических неинфекционных болезней и профилактику этих заболеваний.

– обучение экономике здравоохранения (здесь же обучение методике принятия экономически правильных решений), вопросам развития здравоохранения (здесь же организация преемственности в излечении больных), общеклинической эпидемиологии, медицинской информатики, а также работе в междисциплинарных группах и эффективных взаимоотношений с пациентами.

Факторы, влияющие на квалификацию медицинского персонала

Рис. 1. Факторы, влияющие на квалификацию медицинского персонала

Научные исследования, проведенные в 18 европейских странах (Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Италия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания, Швеция и Швейцария), показали свой опыт реализации непрерывного медицинского обучения. В 17 из которых, считается обязательным, в 6 — контролируется законом, в 13 — обеспечено профессиональными медицинскими союзами. Во многих странах предусматривается НМО в кредитах, где не требуется обязательный итоговый экзамен. За 5 лет, равномерно распределенных по годам, в среднем, нужно набрать не менее 248 кредитов или часов образовательной деятельности.

В названных странах врачи имеют возможность, и вместе с тем обязаны, постоянно повышать свою медицинскую квалификацию, с помощью традиционных обучающих (в образовательных учреждениях), а также с применением современных дистанционных технологий. Профессиональные медицинские ассоциации несут ответственность за качество послевузовского обучения (палаты, общества), и вместе с этим разрабатывают обучающие программы и требования по уровню квалификации, а чаще и сами организовывают образовательные мероприятия.

НМО финансируются различными источниками: медицинские работники обучение оплачивают самостоятельно, либо платят работодатели, фармацевтические компании и производители медицинского оборудования, страховые компании и государство.

В настоящее время для обеспечения принятия уровней и качества обучения практикующих работников страны ЕС и США разрабатывают единые обоюдные требования к НМО и кредитам. К примеру, Европейским советом медицинских специальностей (European Union of Medical Specialties) планируется создать комиссию по аккредитации качества обучающих мероприятий по различным профессиям. Медицинская ассоциация Америки (American Medical Association — АМА) также будет привлекаться к данной работе. На сегодняшний день Федерация европейских обществ по онкологии уже разработала первую транснациональную аккредитованную систему кредитов (Federation of European Cancer Societies).

Таким образом, опыт работы развитых стран в повышении квалификации медицинского персонала можно обобщить следующим образом: особое внимание направлено на повышение качества основного медицинского обучения, на развитие сферы непрерывного медицинского обучения с применением дистанционных технологий, а на современном этапе прежде всего на обеспечении медицинских сотрудников информационной поддержкой на рабочих местах (свободное пользование электронными медицинскими библиотеками, системами содействия принятию правильных клинических решений, клиническими рекомендациями профессиональных медицинских сообществ) [1].

Таким образом, современные технологии постоянного обучения позволяют повышать качество предоставляемых услуг, снижают затраты на образование для медицинских учреждений, повышают социальную и экономическую рентабельность здравоохранения.

Далее представлена структура повышения квалификации, обучения и переподготовки медицинских сотрудников в таких странах как: Франция, Германия, Япония и США.

Франция — это страна с самой успешной системой здравоохранения. В среднем продолжительность жизни населения более 80 лет, что считается одним из самых лидирующих показателей в странах Европы. Качество медицинских услуг во Франции контролируется на национальном уровне. Каждые четыре года больницы проходят аттестацию и вместе с тем для медицинских сотрудников не предусмотрена повторная сертификация или лицензирование. Повышение квалификации производится не только на государственном, но и на местном уровне. Основанные в 2010 г. территориальные агентства по здравоохранению, отвечают за разработку стратегии по улучшению местного здравоохранения [2].

Нынешняя французская политика непрерывного повышения медицинской квалификации, сталкиваясь с определенными сложностями, развивалась довольно медленно. В частности, начальный этап ознаменовался принудительными мерами, штрафными санкциями, не принесшими ожидаемых положительных результатов. Затем карательные меры перешли к поощрительным, в которых предусматривалось введение различных доплат по итогам работы конкретного сотрудника, если им (или ею) достигнуты определенные показатели (результаты).

В данное время процесс непрерывного обучения контролируется Национальным советом НМО, членство в котором обязательно для всех врачей. С промощью непрерывного обучения врачи совершенствуют свои знания и качество предоставляемых ими услуг.

В законодательстве предусмотрено, что каждые 5 лет государственные организации должны аттестовывать всех врачей. А это значит, что в пять лет один раз каждый врач должен предоставлять свою копию сертификата и ряд других документов, направляющихся после предварительного рассмотрения в внутриведомственный медицинский совет. Врачам, которые осуществляют частную практику, нужно отправлять единственный экземпляр документов с места деятельности в службу руководства совета врачей. В соответствии с законодательством, чтобы подтвердить свое право заниматься врачебной деятельностью каждый работник должен накопить за пять лет 250 кредитов. Для этого существуют четыре способа [4]:

  1. Программы по повышениею квалификации, которые организуют уполномоченные органы (медицинские ассоциации, советы и т. п.). При этом врач лично присутствуя на учебе, получает 8 баллов за полный день, 4 балла за половину дня или за вечер.
  2. Индивидуальное обучение, а также дистанционные технологии. Здесь широко используются различные свовременные информационные технологии. Организаторы программы учитывают количество набранных кредитов.
  3. Программы по повышению квалификации, которые организуют учебые заведения. Осуществляются поэтапно на основе клиники или на основе учебного заведения. Здесь есть возможность получить за 5 лет до 100 баллов.
  4. Оценивание профессиональной деятельности. Это оценка профессиональной деятельности на соответствие действующим государственным программам и рекомендациям, включающая в себя анализ личных достижений практикующего врача, а также мониторинг повышения уровня его профессиональной компетенции [3, 4].

Подготовка сотрудников в Германии реализуется в соответствии с протоколом Болонской конвенции (2001 г.), в котором общеевропейская образовательная система признает дипломы и сертификаты сотрудника, а Врачебное самоуправление занимается медицинским обучением, состоящим из Общефедеральной (определяет содержание, сроки и время обучения врачей, и вместе с требованиями к образованию и квалификации сотрудников, разрабатывает современные методы обучения) и Земельной врачебной палатами (эти ведомства занимаются обучением специалистов на рабочем месте с последующим получением сертификата врача-специалиста и контролем НМО — Continuing Medical Education). Самой главной особенностью системы медицинского образования в Германии является то, что врачи получают обучение непосредственно в лечебно-профилактических учреждениях, где учитываются определенные знания, опыт и навыки, полученные за время работы, а не часы, потраченные на подготовку врача. Университеты с медицинским профилем не участвуют в непрерывном обучении.

Через каждые пять лет сертифицированный специалист должен повышать свои знания по избранной им специальности. Система накопительных баллов здесь имеет следующие зачетные единицы: для подтверждения своей квалификации, где учитывается посещение недельных курсов, семинаров, мастерклассов и вебинаров, врач должен набрать 36 баллов, а за пять лет должно набраться около 500 баллов. В случае недобора баллов, страховые компании уменьшают оплату, а если же этот случай повторяется, то договор с сотрудником расторгается.

Подготовка среднего медицинского персонала осуществляется, так же как и подготовка врачей, но меньше по срокам (3 года). НМО оплачивается лечебно-профилактической организацией, спонсором и фармацевтическими фирмами. Таким образом, государство гарантирует качественное медицинское образование, тем самым, повышая уровень здоровья населения, получая финансовую привлекательность, и создавая реальную конкурентную среду, в целях улучшения экономики отрасли [5].

Следующий пример — это ассоциация Японской медицины, основанная в 1916 году, а затем воссозданная в 1947 году. Задачей ассоциации стало обеспечение руководства над деятельностью врачей и продвижение высокого качества медицинских услуг для всего населения Японии. Ассоциация состоит из 165 000 человек, или около 60 процентов от всех лицензированных врачей.

Данная медицинская ассоциация существует за счет денежных взносов членов, и финансово независима от государства. Распределение полномочий позволило Министерству здравоохранения, труда и социального обеспечения Японии управлять сферой здравоохранения, а медицинской ассоциации обеспечивать охрану здоровья населения оказанием квалифицированной медицинской помощи, а также непрерывным повышением уровня профессиональной подготовки японских врачей.

Японская медицинская ассоциация в 1987 году начала работать с программами по повышению квалификации медицинского персонала для обеспечения активного вовлечения врачей в систему профессиональной автономии, основанной на саморегулировании.

Эта система способствует тому, что врачи самостоятельно и добровольно стремятся улучшить клинические исследования, а также изучают основные задачи здравоохранения. Одним из главных показателей престижа учреждения являются доверительные отношения между доктором и пациентом, а также высокое качество медицинского сервиса.

Ассоциация собирает информацию от всех своих участников об их профессиональном мнении и идеях как может быть улучшена сфера здравоохранения. Позже эти данные передаются в правительство для формирования реформ в медицинской сфере. Вместе с тем, для осуществления этих реформ нужно достаточное финансирование через правительство государства.

Медицинская ассоциация Японии своей первоочередной целью ставит внесение максимум усилий для дальнейшего улучшения всей системы здравоохранения не только у себя, но и посредством привнесения своего вклада в международное движение через World Medical Association и CMAAO.

В США в регулировании сферы здравоохранения ключевую роль играют профессиональные медицинские ассоциации. Их количество довольно велико: имеются региональные, городские и нациоанльные ассоциации, а также ассоциации по отдельной специализации и другие. Самая крупная в стране — это медицинская ассоциация Америки, которая функционирует с 1847 г. Основной функцией Американской ассоциации является обеспечение высокого профессионализма в медицине. А также — обеспечение защиты прав и интересов, как врачей, так и пациентов, формирование политики в сфере медицинского обучения, этической политики и многое другое [6].

Также, периодичность переподготовки и усовершенствования специалистов-медиков высшего звена, курируются соответствующими комиссиями на уровне штатов. Специалисты каждого профиля объединены в профильные общенациональные ассоциации [7, 8].

Таким образом, в этой дискриптивной статье были описаны и проанализированы особенности повышения квалификации медицинских работников в таких странах как Франция, Германия, Япония и США. Каждая страна по-своему решает вопросы обучения, переобучения и повышения квалификации медицинского персонала, однако, следует отметить, что особая роль в этих процессах отведена ассоциациям, палатам и комитетам, которые заинтересованы в высоком качестве предоставления медицинских услуг населению.

Литература:

  1. Монография Г. Э. Улумбековой «Здравоохранение России. Что надо делать: научное обоснование «Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 года». — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 589 с.
  2. Le systeme de santeen France fait la fierte de ses habitants. URL: http://www.ledevoir.com/societe/sante/187843/le-systeme-de-sante-enfrance-fait-la-fierte-de-ses-habitants.
  3. Modalités de la formation médicale continue. URL: http://santemedecine.commentcamarche.net/contents/droit-securite-sociale/ modalites-de-la-formation-medicale-continue.
  4. Тигранян А. С., Левченко Т. А. Развитие системы повышения квалификации работников здравоохранения // Опыт партнерства вузов с работодателями 2021:222–231. https://science.vvsu.ru › files (Дата обращения: 01.07.2021)
  5. Резников А. Система непрерывного медицинского образования в Германии. West Kazakhstan Medical Journal 2019;61(3):189–193.
  6. Концепция проекта Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» Кодекс О здоровье народа и системе здравоохранения https://atameken.kz › uploads › content › files (Дата обращения: 10.07.2021)
  7. Маевская В. А., Чурилов Л. П. О медицинском образовании в России и за рубежом. Ч.I-III. // Вестник МАПО. 2002. Т. 11, № 4. С. 2.
  8. Строев Ю. И., Утехин В. И., Цинзерлинг В. А., Чурилов Л. П. Российские традиции медицинского образования и Болонский процесс: об интегрированном преподавании теоретических и клинических дисциплин. / Тезисы доклада международной конференции. — ХII-е акад. чтения «Образ-е и наука», 22–23 мая 2006 г., Астана, Казахстан. — Астана, 2006. С.148–150.
Основные термины (генерируются автоматически): повышение квалификации, медицинский персонал, врач, США, ассоциация, непрерывное обучение, обучение, послевузовское образование, сотрудник, высокое качество.


Похожие статьи

Зарубежный опыт развития профессиональных учебных заведений и его использование в теории и практике профессионального образования Узбекистана

Опыт внедрения профориентационных образовательных курсов в систему дополнительного профессионального образования в процессе модернизации российского образования

Модель практико-ориентированного обучения в системе повышения квалификации среднего медицинского персонала

Зарубежный опыт этических принципов сестринского дела и этического воспитания

Особенности структуры деятельности педагогического состава и курсантов военных вузов в условиях использования информационных технологий

Направленность и специфика инновационных процессов в подготовке педагога-дефектолога

Перспективы использования зарубежных моделей практической подготовки бакалавров социальной работы

Проблемы вузовской подготовки бакалавров в области ИТ-образования и пути их решения

Инновационные технологии в преподавании иностранного языка в организациях среднего профессионального образования

Роль воспитательной системы классного руководителя в развитии младшего школьника в условиях современной школы

Похожие статьи

Зарубежный опыт развития профессиональных учебных заведений и его использование в теории и практике профессионального образования Узбекистана

Опыт внедрения профориентационных образовательных курсов в систему дополнительного профессионального образования в процессе модернизации российского образования

Модель практико-ориентированного обучения в системе повышения квалификации среднего медицинского персонала

Зарубежный опыт этических принципов сестринского дела и этического воспитания

Особенности структуры деятельности педагогического состава и курсантов военных вузов в условиях использования информационных технологий

Направленность и специфика инновационных процессов в подготовке педагога-дефектолога

Перспективы использования зарубежных моделей практической подготовки бакалавров социальной работы

Проблемы вузовской подготовки бакалавров в области ИТ-образования и пути их решения

Инновационные технологии в преподавании иностранного языка в организациях среднего профессионального образования

Роль воспитательной системы классного руководителя в развитии младшего школьника в условиях современной школы

Задать вопрос