В статье автор рассматривает различные зарубежные практики в области повышения квалификации педагогических кадров.
Ключевые слова: система образования, преподаватель, профессиональная компетенция, повышение квалификации, зарубежный опыт.
Повышение квалификации педагогических кадров является важной составляющей, без которой не может обойтись ни один специалист в области образования. Постоянное развитие и совершенствование навыков позволяет преподавателям расширять границы видения научной области и донести актуальную информацию до своих учеников.
Отталкиваясь от мировой практики повышения квалификации педагогических кадров, можно сделать вывод о том, что большой акцент делается на развитии молодого учителя, то есть того, кто только начинает свой путь в педагогике. С этой целью в ряде таких стран, как США, Южная Корея и Финляндия, присутствует система наставничества, а также специальный оценочный комплекс, который позволяет отслеживать прогресс педагога. Исходя из итогов вносятся те или иные коррективы.
В указанных странах акцент делается не только на профессиональных, но и личных качествах. Иными словами, важно развитие не только в рамках своей специальности, но и во всех психологических и индивидуальных аспектах, позволяющих человеку трансформироваться и оказывать положительное влияние на своих учеников. Такой подход, отталкиваясь от анализа, кажется прагматичным и грамотным. Ведь повышение квалификации исключительно с позиции профессионального роста и развития позволяет получить только грамотного специалиста, не более. Однако, когда речь идёт о такой области знаний, как педагогика, нельзя не отметить важность комплексного подхода, в том числе духовной составляющей. Когда наставник взаимодействует со своими учениками, то между ними формируется доверительный контакт, особая ментальная связь, на уровне которой осуществляется передача знаний. Чтобы подобная коммуникация была выстроена правильно, а процесс образования принёс ожидаемые итоги, необходимо, чтобы преподаватель обладал соответствующими личностными качествами, дающими возможность создавать доверительную атмосферу и мотивировать своих учеников на усвоение знаний и достижение результатов.
На сегодняшний день зарубежные программы повышения квалификации педагогов базируются на ряде составляющих, главные из которых [1]:
— индивидуальный подход — для каждого педагога используется своя система развития, которая зависит от опыта работы, личностных качеств, мотивации;
— предварительная диагностика — каждый специалист сначала проходит опрос и анкетирование для выявления первоначальных составляющих, оценки развития и профессионализма;
— мотивация — в ходе применения обучающих курсов, программ, мастер-классов обязательно продумывается стимулирующая составляющая. При этом в зарубежных странах значительный акцент делается непосредственно на нематериальных средствах мотивации;
— психологическое сопровождение — для каждого педагога предусмотрены также и программы психологической поддержки с целью обеспечения комфортного и всестороннего развития.
В США на данный момент применяются три типа моделей повышения квалификации для педагогов — каскадная, стандартная и комбинированная [2]. Первая предусматривает развитие сразу на нескольких ступенях. При этом специалист овладевает определённым уровнем знаний и далее передаёт его другим. Программы, базирующиеся на такой модели, дают возможность быстро и эффективно распространить нужный материал с целью повышения квалификации и развития педагогов.
Стандартная модель основывается на проведении мастер-классов, конференций, семинаров, курсов с целью расширения опыта в конкретной области знаний. Такой подход применяется чаще всего в нашей стране, так как является одним из самых простых и привычных в реализации.
Комбинированный вариант предусматривает использование элементов разных представленных выше моделей. При этом нередко применяют самостоятельные исследовательские виды деятельности в сочетании с традиционными курсами.
Анализируя опыт Германии в данном направлении, можно сказать, что он является довольно гибким, но обязательным. При этом повышение квалификации осуществляется педагогами в комфортном режиме. Они могут делать это, как вне рабочего времени, так и в процессе. В данном контексте и рассматривается гибкость программ, которые подстраиваются под потребности специалистов. В данной стране применяются как классические подходы, подразумевающие внедрение в программу мастер-классов, тренингов, обучающих курсов, семинаров и конференций, так и современные модели непрерывного тренинга. Последние подразумевают командную работу педагогов, направленную на реализацию той или иной обучающей задачи. Сейчас большинство таких моделей включают комплексный подход в борьбе с агрессией среди учеников. Педагогов обучают более современным, командным средствам, позволяющим мягко влиять на психику обучающихся. Комфортной образовательной среде на данный момент в Германии уделяется достаточное количество времени.
В то же время сейчас очень ценны дистанционные курсы повышения квалификации с опорой на социальное развитие. Таким образом, педагоги могут заниматься в удобное для себя время.
Также в контексте данной темы в этой стране, как показал анализ ситуации на 2023 год, являются распространёнными и выдвигаются на передний план курсы, нацеленные на подготовку модераторов в сфере повышения квалификации сотрудников образовательных учреждений. Данное направление на сегодняшний день можно считать довольно новым, однако оно уже набирает обороты не только в Германии, но и других странах.
Если сравнивать Германию и Швецию, то в плане повышения квалификации последняя страна является более добровольной.
По традиции здесь применяется модель самоуправления, которая позволяет педагогу взять ответственность в свои руки и в то же время почувствовать себя более свободным. Так, специалисты самостоятельно выбирают обучающую модель, формируют цели и задачи, а также оценивают итоги. В данном случае работники сферы образования настроены на результат, так как в этой стране очень востребованы опытные учителя, они получают хорошую оплату труда. Ещё здесь довольно распространено наставничество, которое позволяет на личном примере показать и обучить менее опытного педагога.
Рассматривая Китай, можно сказать, что опыт этой страны суммируется из традиций и инноваций. Здесь применяются как индивидуальные, так и коллективные модели повышения квалификации. Довольно распространённым подходом в этой стране считается групповое обучение. В данном случае педагоги объединяются в специальные команды по целям, и образовательным интересам. Такие группы используются для передачи опыта, обучения новым педагогическим подходам.
Коллективные, классические модели — также не исчерпали себя. В Китае, как показывает анализ, распространены тренинги, семинары, конференции, мастер-классы и другие подобные способы повышения квалификации. Однако в последние несколько лет наметилась тенденция к внедрению индивидуальных способов развития. Так, педагоги могут выбрать область, в которой хотят совершенствовать свои знания, и подход, с помощью которого хотят достичь поставленной цели. Подобная тенденция, по мнению автора, считается довольно перспективной, так как позволяет работать самостоятельно, в процессе чего педагог чувствует себя более свободным, применяет творческий подход, расширяя границы собственного восприятия определённой темы.
Повышение квалификации в области образования Китая, в частности, базируется более на практике, чем на теоретических составляющих. Здесь сочетают между собой рефлексию и опыт, которые в сумме позволяют получить полноценное развитие. В этой связи распространение получило микропреподавание, при котором применяют упрощённые схемы обучения. При использовании данного подхода осуществляется записывание учебного фрагмента на видео, которое потом можно повторно посмотреть и проанализировать.
Далее, в ходе оценки опыта повышения квалификации в Великобритании, был сделан вывод о том, что в данной стране упор делается на постоянную адаптацию педагогов к современному миру, меняющемуся регулярно. Ведь очевидно, что классические модели обучения, которые были актуальны несколько лет назад, не могут постоянно оставаться эффективными. В первую очередь, большинство образовательных программ, нацеленных на повышение квалификации в сфере обучения, основаны на удовлетворении постоянно меняющихся потребностей общества [3].
Развитие педагогов всегда рассматривается в ключе долгосрочной перспективы. Часто программы по развитию расписываются на значительный срок и включают целый комплекс мероприятий, направленных не только на профессиональный рост, но и на психологическое совершенствование и трансформацию личности.
В этой стране педагоги являются активными участниками, а не наблюдателями. Они могут вносить свои коррективы в ход программы, предлагать новые идеи, обосновывая их значимость. Также большой акцент делается на сочетании практики и теории в гармоничном ключе. Когда ни один аспект не вытесняет другой, а дополняет. В Великобритании педагогом не может быть обычный человек. Под данным термином здесь понимается зрелая, самодостаточная и постоянно развивающаяся личность с амбициозными планами. Этот подход, как полагает автор, является верным, ведь педагог является примером для своих учеников. В связи с этим позитивный, сильный и успешный образ позволит вырастить более прогрессивное будущее поколение.
Подводя итог анализа, можно сделать вывод о том, что зарубежный опыт повышения квалификации кадров является довольно ценным для современных педагогов. Он базируется не на принудительных курсах с целью выполнения плана, а на самостоятельном, добровольном, творческом подходе, который позволяет специалисту развиваться полноценно во всех направлениях. Ещё одним преимуществом можно считать опору на самостоятельность, свободу, рефлексию.
На данный момент зарубежный опыт позволяет современным педагогам чувствовать себя более гибкими, инновационными и востребованными. Подводя итоги, следует выделить основные принципы, которые объединяют современные зарубежные модели повышения квалификации педагогов:
1) Принцип свободы выбора того или иного обучающего подхода. Зарубежный опыт показывает важность предоставления педагогу самостоятельно определять для себя необходимые критерии и способы обучения.
2) Принцип динамического непрерывного развития. Подразумевает постоянное совершенствование без отрыва от рабочего процесса в комфортных условиях при наличии необходимой мотивационной составляющей.
3) Принцип творческого подхода при повышении квалификации. Включает возможность развиваться во всех направлениях, используя разные самостоятельные способы, в том числе и принципиально новые.
4) Принцип совершенствования личности. Базируется на необходимости прокачки индивидуальных качеств специалиста, как успешного, сильного и творческого.
5) Принцип актуальности. Подразумевает применение только инновационных методов развития с исключением изживших, неэффективных в настоящее время моделей.
Таким образом, анализ зарубежного опыта повышения квалификации педагогов даёт возможность понять важность комплексного, инновационного подхода в области развития специалистов, а также умение грамотно интегрировать данные программы.
Литература:
- Анализ образовательных моделей подготовки педагогических кадров в зарубежных системах непрерывного образования — Современные проблемы науки и образования (сетевое издание) [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31038&ysclid=lr7quleh5p509997476
- Как повышают свою квалификацию учителя разных стран — Обрсоюз | Образовательный союз [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://obr.so/announcement/kak-povyshajut-svoju-kvalifikaciju-uchitelya-raznyh-stran/?ysclid=lr6kkf754e322000665
- Маленкова Л. О. О зарубежном опыте организации корпоративного обучения педагогов [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2007/1176.htm