Инновационные формы повышения квалификации учителей в Китае
Автор: Котельникова Надежда Николаевна
Рубрика: 13. Народное образование и педагогика за рубежом
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 6619 раз
Библиографическое описание:
Котельникова, Н. Н. Инновационные формы повышения квалификации учителей в Китае / Н. Н. Котельникова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 2. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/974/ (дата обращения: 19.12.2024).
Глобальные изменения, происходящие в настоящее время в области образования в большинстве стран мира, делают актуальным систематическое, скрупулезное и объективное изучение международного опыта развития образования в этих странах, в том числе и опыта Китая, как наиболее яркого и динамично развивающегося региона нашей планеты.
В последние десятилетия система образования КНР находится в состоянии активного реформирования, при этом базовым звеном реформирования образования является школа. Как известно, результаты образовательно-воспитательной деятельности напрямую зависят от профессионализма и общей культуры педагогов. Поэтому китайское общество и школа сегодня нуждаются в современных педагогических работниках, способных качественно решать новые задачи образования, эффективно и творчески работать в новых условиях современной педагогической действительности. В этой связи особую актуальность в Китае приобретает совершенствование последипломного педагогического образования, обновления его содержания и поиска новых форм профессионального совершенствования учителей.
Поскольку в системе образования наблюдается как стремительное развитие новых форм обучения, так и модификация традиционных форм, китайские ученые уделяют значительное внимание их классификации. Существует несколько вариантов классификации форм обучения, которые осуществляются по различным признакам. Так, например, формы повышения квалификации учителей, используемые в Китае, можно квалифицировать по количеству участников на:
коллективные – лектории, теоретические семинары, семинары-практикумы, тренинги, предметные недели, выставки, конкурсы мультимедийных презентаций, научно-практические конференции;
групповые – объединения учителей по профилям, творческие группы, деловые игры, взаимопосещения уроков и рефлексия, просмотр и обсуждение видеозаписей «показательных» уроков, семинары;
индивидуальные – наставничество, консультации и собеседования, работа над индивидуальной творческой темой, созданием мультимедийных презентаций, рефлексивный анализ собственных уроков, самообразование.
Конкретные формы организации учебного процесса китайский педагог Ли Шэнпин предлагает разделить на две группы: традиционные и инновационные [1, с. 19]. Используя такой подход, мы классифицировали методы и формы организации процесса обучения.
Рис. 1. Методы и формы организации процесса обучения, используемые в системе повышения квалификации учителей в Китае
Считаем необходимым кратко охарактеризовать некоторые основные методы и формы обучения, которые наиболее часто используются в системе повышения квалификации учителей в Китае.
Лекции. Традиционная форма обучения, преимущество которой в завершенности и цельности восприятия логики и взаимосвязи изложенного материала. Поиск новых методов преподавания привел к появлению лекций-дискуссий, лекций-диспутов, видео-лекций.
Семинары. Эта форма обучения предполагает активное взаимодействие участников образовательного процесса, и активизацию творческих способностей. Семинары способствуют прочному усвоению предмета, учат отстаивать свою позицию и считаться с мнениями других.
Рефлексивное наблюдение и активная практика. Эта форма обучения включает в себя посещение уроков, проведение уроков, анализ и оценка уроков, а также другие виды практической деятельности. На современном этапе развития последипломного педагогического образования в Китае рефлексия понимается как один из важных средств самопознания учителя в профессиональном самосовершенствовании, «увязывание» прежнего опыта с полученными новыми знаниями, способом формирования его творческих «качественных характеристик», способность к постоянному анализу и оценке собственной профессиональной деятельности. Китайский ученый Ли Сянэ, подчеркивая значение рефлексии, акцентирует внимание на том, что без рефлексии даже 20-летний педагогический опыт превращается всего лишь на 20-кратное повторение опыта первого года работы [2, с. 83]. Следует заметить, что исходной точкой для теоретического обоснования этой формы обучения часто служит «формула» Д. Познера: «опыт + рефлексия = развитие», используя которую китайские исследователи резюмируют, что умение анализировать свой опыт, делать важные выводы и оценки ведут педагога к развитию профессионального мастерства.
Обучение на практических примерах и ситуациях, которые слушатели курсов самостоятельно изучают, анализируют и пытаются найти им решение, является эффективным средством обучения. Оно, по мнению китайских исследователей, существенно приближает слушателей к реальным ситуациям, которые встречаются в преподавательской практике и позволяют им самостоятельно принять то или иное решение. Анализ конкретных учебных ситуаций или «метод кейсов» (case study), как его принято называть в мировой педагогике (от английского case – случай, ситуация) относится к активным неигровым имитационным методам обучения. Метод основан на рассмотрении конкретных ситуаций и направлен на формирование необходимых профессиональных и личностных качеств, умений, навыков, он соответствует особенностям образования взрослых, поскольку сочетает в себе теорию и практику. Этот метод активного проблемно-ситуационного анализа, зародившийся в США, проник в Китай в 90-е гг., когда происходило стремительное обновление содержания образования и были созданы благоприятные предпосылки для применения интерактивных методов обучения. Метод кейсов вызвал особый интерес у китайских педагогов и в настоящее время его широко и успешно применяют в передовых учебных заведениях, в том числе и учреждениях последипломного педагогического образования.
Микропреподавание. Этот инновационный метод широко используется как в системе последипломного, так и допрофессионального педагогического образования. Сущность метода, заимствованного у американских исследователей, заключается в упрощении учебной ситуации. Такое преподавание, организуемое в «лабораторных» условиях используется с целью отработки умений, овладения определенным учебным материалом, демонстрации различных методов преподавания на практике, создает возможность усиления контроля за педагогической деятельностью. На микроуроках ведется видеозапись, которая позволяет впоследствии многократно просмотреть тот или иной фрагмент урока, анализировать ошибки.
Написание и защита научно-исследовательских работ. Эта форма обучения формирует у школьных учителей навыки ведения научно-исследовательской деятельности. Написание работы способствует углубленному изучению литературы и аутентичных источников по заданной теме, овладению методами современных научных исследований и развития навыков самостоятельного творческого мышления.
С целью повышения результативности учебной деятельности в настоящее время в Китае используются в синтезе как традиционные, так и инновационные формы обучения. В качестве примера одного из таких педагогических нововведений приведем форму обучения «меню» (или «шведский стол»), которая широко используется в Институте повышения квалификации г. Шэньчжэнь (провинция Гуандун). При этой форме организации учебного процесса учителю предоставлена возможность выбрать из многообразия предлагаемых тематических блоков наиболее значимые и интересные для него. Поскольку тематика предлагаемых блоков достаточно широка и у педагогов есть возможность выбора, такая форма обучения «позволяет удовлетворить потребности и интересы практически всех учителей, очень положительно влияет на расширение профессиональных знаний и повышение профессионально-теоретического уровня» [3, С. 7].
Инновационные формы используются не только во время курсового обучения, но и при повышении квалификации учителей на базе школы: работа творческих групп, проведение научных исследований, тематические проекты, создание интернет-портфолио, конкурсы мультимедийных презентаций, рефлексивный анализ, коучинг и другие.
Традиционно повышение квалификации учителей в Китае проводилось по дневной, вечерней и заочной формами обучения, но сейчас, в эпоху бурного развития информационно-коммуникативных технологий, реальной альтернативой традиционного обучения становится дистанционное обучение, при котором в учебно-воспитательном процессе используются лучшие инновационные средства и формы обучения, основанные на новейших технологиях. Впервые дистанционное обучение появилось в Китае в 80-е годы ХХ в. в форме теле-радио обучения. Со временем новый толчок развитию дистанционного образования в стране дало использование компьютерных сетей, возможность общаться в режиме реального времени.
В первом десятилетии нового века под руководством Министерства образования в Китае был создан Национальный Интернет-альянс педагогического образования www.jswl.cn, задачей которого является «интеграция спутникового телевидения, компьютерной сети Интернет и системы педагогического образования, для общего применения качественных образовательных ресурсов с целью проведения крупномасштабного, экономически выгодного и эффективного непрерывного педагогического образования». Создано значительное количество образовательных сайтов, посредством которых проводится дистанционное повышение квалификации китайских учителей. Особенно актуальной дистанционную форму обучения делает то обстоятельство, что около 80% всей 10-миллионной «армии» китайских школьных учителей являются жителями сел и уездов, и у них ограничены возможности принимать участие в обучении на базе университетов либо институтов повышения квалификации. Подчеркивая преимущества использования дистанционного обучения, китайские исследователи отмечают, что оно позволяет охватить большее количество учителей, чем традиционное; сокращает не только стоимость обучения, но и расходы на проезд и проживание в гостиницах; дает возможность доступа к образовательному пространству без временных, территориальных ограничений и использования систематизированных каталогов информационных источников; минимизирует негативные последствия отрыва учителя от работы и семьи. Особенно привлекательны в дистанционном обучении, по мнению Ян Чинго, является мобильность информации, гибкость и адаптивность как содержания, так и процесса обучения, доступность и индивидуализация [4, с. 37].
Изложенное выше позволяет сделать вывод, что Китай планомерно и эффективно продвигается в сфере последипломного педагогического образования к мировым стандартам, сочетая в учебном процессе как традиционные многократно апробированные формы, так и инновационные, направленные на развитие у слушателей нового мышления, востребованного в современных условиях.
- Литература:
1. 李;胜;平;.新;一;轮;中;小;学;教;师;继;续;教;育;教;学;方;法;改;革;与;创;新;初;探;//继;续;教;育;研;究;. – 2007. – №1. – 页; 18–21.
2. 李;香;娥;.教;学;反;思;中;的;问;题;与;建;议;//教;学;研;究;. – 2010. – №2. – 页;83–86.
3. 刘;树;生;,刘;方;方;,帅;飞;飞;.论;教;师;继;续;教;育;的;课;程;规;划;//中;小;学;教;师;培;训;. – 2009. – №8. – 页;6–9.
4. 杨;庆;国;.论;教;师;继;续;教;育;培;训;方;式;的;多;元;化;趋;势;//中;国;职;业;技;术;教;育;. – 2006. – №10 (250). – 页;37–38.