Статья посвящена компаративистскому анализу и исследованию реализации права каждого на медицинскую помощь в Российской Федерации и зарубежных странах. Дана характеристика моделям здравоохранения, их особенности, преимущества и недостатки.
Ключевые слова: право на медицинскую помощь, реализация права, здоровье человека, Конституция РФ, международное право, правовая система государства, компаративный анализ, модель здравоохранения.
Право на оказание доступной и качественной медицинской помощи является одним из важнейших прав человека, которое должно регламентироваться и обеспечиваться каждым государством мира. Такое право выступает гарантией эффективной реализации всех конституционных прав граждан. Обязанность государств развивать систему обеспечения права на медицинскую помощь для населения предусмотрена в различных международных актах.
В статье 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., провозглашено: «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи» [2].
Статья 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах устанавливает, что участвующие в Пакте государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Меры, которые должны быть приняты участвующими в Пакте государствами для полного осуществления этого права, включают мероприятия по обеспечению сокращения детской смертности, здорового развития ребенка, предупреждение и лечение эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними, создание условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни [13].
Таким образом, международные акты, устанавливая основные социальные гарантии, закрепляют, в том числе, и право каждого на медицинскую помощь и предусматривают обязанность государств — членов соответствующих международных договоров обеспечивать возможность реализации гражданами прав в сфере охраны здоровья и медицинской помощи.
Используя компаративистский метод исследования, рассмотрим основные черты, особенности реализации и обеспечения права каждого на медицинскую помощь в Российской Федерации и в некоторых зарубежных странах.
Проанализируем для начала правовое регулирование. В Российской Федерации право каждого на медицинскую помощь гарантированно в статье 41 Конституции РФ [1], которая закрепляет взаимосвязь рассматриваемого права с правом на охрану здоровья, характеризует медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения как бесплатную и закрепляет основы государственной политики в сфере здравоохранения. Также в Российской Федерации действует Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [4], который устанавливает правовые и организационные основы реализации права на медицинскую помощь.
В зарубежных странах правовое обеспечение права на медицинскую помощь различается. В Преамбуле Конституции 1946 г. Франции закреплено только право на охрану здоровья вместе с другими социальными правами: на материальное обеспечение, отдых и досуг. В статье 20 Основного закона Федеративной республики Германия от 23 мая 1949 г. установлено, что Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством [9]. Вместе с тем, в Основном законе ФРГ отсутствуют нормы, принципы относительно реализации гражданами права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Реализация права на медицинскую помощь осуществляется в зависимости от исторически сложившейся модели здравоохранения, действующей в том или ином государстве. В современных условиях государства опираются на свою модель здравоохранения и решают вопросы с поиском баланса финансирования отрасли, повышению качества медицинской помощи путем внедрения новых медицинских технологий, борьбой с наиболее распространенными заболеваниями и пандемией. На практике существуют три основные модели здравоохранения: 1. Бюджетная 2. Социально-страховая 3. Частная.
Бюджетная модель здравоохранения характеризуется тем, что основным источником финансирования служит государственный бюджет, а именно налоговые поступления. Государство тем самым практически полностью покрывает медицинские услуги для всего населения и управляет системой оказания медицинской помощи через создание государственных лечебных учреждений.
Наиболее ярким примером бюджетной модели является система здравоохранения, действующая в Великобритании, где действует Национальная служба здравоохранения (англ. National Health Service — NHS), предоставляющая широкий спектр медицинских услуг, лекарственных препаратов бесплатно. На здравоохранение выделяется определенная процентная сумма средств от национального дохода. 9,8 % — вот ее показатель в Великобритании. Все полученные средства формируются в центральном бюджете и распределяются сверху вниз по управленческой вертикали [7].
В Великобритании также действует сбалансированная система возмещения стоимости лекарственных препаратов амбулаторного отпуска, включающая соплатеж (7,85 фунтов стерлингов за один рецепт). Некоторые категории лиц имеют льготы по соплатежам, а граждане, не достигшие 16 лет, студенты очных отделений до 19 лет, граждане старше 60 лет и инвалиды войн полностью освобождаются от соплатежей за лекарства.
При сравнении модели здравоохранения Великобритании и Российской Федерации можно выделить схожие черты. В Российской Федерации также гарантируется бесплатная медицинская помощь в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам [5] ежегодно утверждаемой Правительством РФ, закрепляющей перечень видов заболеваний при которых медицинская помощь оказывается бесплатно. Кроме того, для отельных групп населения (участники ВОВ, инвалиды, дети первых трех лет жизни) лекарственные средства при амбулаторном лечении отпускаются по рецепту врача бесплатно.
Следующей моделью здравоохранения является социально-страховая модель, при которой финансирование осуществляется из взносов работодателей и работников на медицинское страхование. В Европе социально-страховая модель наиболее развита в Германии и Франции, но также используется и другими странами, включая Нидерланды, Австрию, Бельгию, Швейцарию, Канаду и Японию.
В Германии страхование является универсальным для всего населения, легально находящегося на территории. Все работающие граждане (в т. ч. такие группы населения, как пенсионеры), которые зарабатывают менее US $5,422.80 в месяц или менее US $65,074.00 в год с 2012 года в обязательном порядке на бесплатной основе охватываются SHI (негосударственными фондами медицинского страхования (так называемые «больничные кассы» (statutory health insurance scheme SHI), в т. ч. неработающие члены их семей (супруги и дети). Граждане, чей валовый доход превышает указанные предел: государственные служащие, самозанятые лица могут самостоятельно выбирать: вступать в систему SHI на возмездной основе (таких 75 %) или приобретать программы добровольного медицинского страхования (им обладают около 10 % населения) [10].
Однако подоходные налоги на социальное страхование в Германии составляют в среднем около 15 % и основаны на принципе солидарности: здоровые за больных, богатые за бедных, молодые за старых. Налоги на медицинское страхование взимаются предприятием с заработной платы и отчисляются больничным кассам как с рабочих (служащих), так и с работодателей в равном размере; в настоящее время это около 7,5 % от дохода рабочего (служащего) [11]. Работодатель или пенсионный фонд добавляет остальные 7,3 %, так что совокупный максимальный размер составляет US $759 в месяц. При этом система обязательного медицинского страхования покрывает практически все необходимые услуги, лекарства и медицинские изделия, а соплатежи населения составляют незначительную долю.
Система здравоохранения, утвержденная в Германии, считается одной из лучших в мире в связи с высоким уровнем организации, качеством оказываемой медицинской помощи, финансированием государства (11,2 % ВВП), использованием высокотехнологичного медицинского оборудования, что является подтверждением обеспечения доступной и качественной медицинской помощи.
Если сравнивать с системой здравоохранения Российской Федерации, то также действует система обязательного медицинского страхования, взносы по медицинскому страхованию оплачиваются из фонда заработной платы работодателем, и в 2020 году на обязательное медицинское страхование отчисление с зарплаты работника составляет 5,1 % [12].
Особенностью частной модели здравоохранения является отсутствие единой системы государственного медицинского обслуживания или страхования. Медицинская помощь предоставляется преимущественно на платной основе, за счет частного страхования или за счет потребителя медицинских услуг. Государство финансирует только медицинские услуги для малообеспеченных слоев населения, пенсионеров и безработных.
Самым ярким примером использования данной модели является опыт ее использования в Соединенных Штатах Америки, где отсутствует национальная система здравоохранения, охватывающая все население. Тем самым гарантии государства распространяются на ограниченный круг граждан. Основу системы здравоохранения страны составляет платная медицина при доминирующей роли частного медицинского страхования. Государственное медицинское страхование доступно отдельным категориям населения в рамках федеральных и смешанных федерально-штатных программ, таких, например, как Медикейр (Medicare) и Медикейд (Medicaid).
В США около 84 % граждан имеют медицинскую страховку: 64 % — застрахованы работодателем, 9 % — самостоятельно, 27 % — в рамках государственных программ [6].
Существенная доля населения (50 млн. человек, или 16 %) не охвачена никакими видами медицинского страхования [8]. Это связано с высокой стоимостью страховки, которая растет в динамике быстрее заработной платы.
Для американской модели здравоохранения характерны высокие темпы роста уровня затрат на здравоохранение. На здравоохранение тратится более 17 % ВВП, но доля государства в финансировании здравоохранения не достигает 50 % за счет частного медицинского страхования. Однако при самых больших в мире расходах на здравоохранение показатели качества медицинской помощи, продолжительность жизни и здоровья населения отстают от показателей других развивающихся стран при меньших расходах на здравоохранение, что говорит о неэффективности практикующей модели здравоохранения.
Отметим, что в современных системах здравоохранения постоянно идут процессы реформирования, заключающиеся как в изменениях финансирования сферы здравоохранения, так и в различном сочетании всех моделей здравоохранения. Ни одна из моделей здравоохранения не существует нигде. Несмотря на германскую социально-страховую модель, государство выделяет существенные средства на здравоохранение из бюджета страны. В Великобритании не все потребности NHS финансируются из общих налоговых поступлений: за их счет формируется 76 % ее бюджета. Остальные 24 % покрываются взносами работодателей и работников на медицинское страхование (19 %), а также прочими взносами и сборами (5 %) [8].
Таким образом, несмотря на закрепление в Основном законе государства некого права, на практике оно может быть реализовано по-разному, как эффективно, так и с существенными проблемами. Опыт Германии подтверждает тот факт, что недостаточно одного лишь законодательного закрепления, необходимо эффективно финансировать отрасль здравоохранения, соблюдая баланс при взаимодействии государства со всеми участниками медицинских правоотношений. Для Российской Федерации для решения наиболее актуальных проблем необходимо увеличение финансирования сферы здравоохранения.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс.
- «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС «КонсультантПлюс».
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
- Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2020 г. № 2299 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» // СПС КонсультантПлюс.
- Ковалева И. П. Особенности системы здравоохранения и рынка медицинского туризма США // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития 2015. № 20. С.165–171.
- Лановик В. А., Тагиева Н. В. Национальная система здравоохранения Великобритании // Академическая публицистика 2019. № 3. С.194–197.
- Максимова Л. В., Омельяновский В. В., Сура М. В. Анализ систем здравоохранения ведущих зарубежных стран // Медицинские технологии. Оценка и выбор 2014. № 1(15). С.37–45.
- Окуньков Л. А. Конституции государств Европы. В 3 т. — Т.1. / Под общ. ред. Л. А. Окунькова. — М., 2001. — 528 с.
- Панов А. В., Миселёва М. А. Системы здравоохранения: международный опыт // Главный врач: хозяйство и право. 2013. № 5. С.18–24.
- Резников Д.-А. Организация медицинской помощи больным в Германии. Принципы и основы страховой медицины // Вестник современной клинической медицины. 2010. № 2. С.66–72.
- Все отчисления в фонды в 2020 году // URL: https://ppt.ru/art/nalogi/v-fondi
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС «КонсультантПлюс».