Управление качествоммедицинской помощи включает в себя организацию и контроль над деятельностью системы здравоохранения в реализации потребностей населения в получении качественной медицинской помощи.
Основной задачей медицинской организации является обеспечение качества медицинской помощи. В статье рассмотрены инновационные предложения с целью совершенствования процесса менеджмента качества. Проблемы, имеющиеся в любой медицинской организации: несовершенство законодательной базы; рекомендательный характер стандартов при необходимости их соблюдения; отсутствие специальной подготовки руководителей в области менеджмента качества. Только системный подход к решению вопросов в менеджменте, позволит добиться совершенствования качества медицинской помощи.
Оказание качественной медицинской помощи является приоритетным для граждан страны. Не вызывает сомнения острота проблем качества медицинской помощи и вопросы внутреннего мониторинга качества оказанных медицинских услуг медицинскими организациями, роль независимых экспертов и профессиональных медицинских ассоциаций в контроле качества медицинских услуг. Вектор качества оказания медицинских услуг в роли проведения национальной аккредитации медицинских организаций также являются приоритетом в отрасли.
К определению понятия «качество медицинской помощи» и его составляющих существуют различные подходы. Оно определяется не только уровнем научно-технического обеспечения и специализации, а собственно организацией всего лечебно-диагностического процесса, уровнем квалификации и профессионализма медицинского персонала, соблюдением морально-этических правил и т. д. [1].
Качество медицинской помощи это соответствие потребностям пациентов с учетом современных возможностей медицинской науки и практики при условии эффективного использования имеющихся ресурсов.
В системе здравоохранения качественно оказанные медицинские услуги определяют деятельность медицинских работников через индикаторы, это определяется знаниями, практическими навыками, мотивацией самих работников.
В различных документах ВОЗ написано об обеспечении лидерства в планировании, разработке стратегий развития человеческих ресурсов в системе здравоохранения. В2006 г. начал работу Глобальный альянс по трудовым ресурсам здравоохранения, он объединяет и правительство стран, и гражданское общество, и работников здравоохранения: где были выработаны направления к подготовке, распределению и управлению человеческими ресурсами, определен вектор инновационного подхода; проблемы человеческих ресурсов здравоохранения общие: дефицит, неравномерное распределение между городом и селом, миграционный компонент; отсутствие планирования, а также прогнозирования потребности в человеческих ресурсах системы здравоохранения.
Профессионализм и эффективность работы медицинских работников вносит весомый вклад в качество оказываемых населению медицинских услуг, разработка и внедрение объективных критериев оценки их труда позволяют своевременно получать объективную информацию о соответствии получаемого объема, срока получения медицинской помощи стандартам, проконтролировать качество и условия предоставления медицинской помощи по обязательному и добровольному медицинскому страхованию, оценить удовлетворенность граждан качеством медицины [2].
Медицинские организации, а также физические лица, занимающиеся частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью, которые осуществляют медицинскую деятельность и оказывают услуги обязаны (оказывать качественную медицинскую помощь; применять методы диагностики, профилактики и лечения, а также лекарственных средств, разрешенных уполномоченным органом; быть готовыми к работе в условиях чрезвычайных ситуаций, военных конфликтов и актов терроризма; проводить мероприятия по профилактике, предупреждению, диагностике и лечению заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также профессиональных заболеваний; предоставлять гражданам бесплатную, оперативную и достоверную информацию о формах и видах медицинской помощи; соблюдать нормативные правовые акты в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и гигиенических нормативов; взаимодействовать с другими организациями здравоохранения и обеспечивать преемственность в своей деятельности; формировать здоровый образ жизни и привычки здорового питания; вести первичную медицинскую документацию, представлять отчеты по формам, видам, в объеме, порядке и сроки, которые установлены уполномоченным органом; сообщать уполномоченному органу о случаях инфекционных заболеваний, отравлений, психических и поведенческих расстройств (заболеваний), представляющих опасность для окружающих, уполномоченному органу в сфере гражданской защиты — об угрозе возникновения и (или) о возникновении медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, органам внутренних дел — сведений о лицах, обратившихся по поводу свежих травм, ранений, криминальных абортов, о случаях заболеваний, представляющих опасность для окружающих при оказании медицинской помощи руководствоваться стандартами оказания медицинской помощи, клиническими протоколами диагностики и лечения.
В свою очередь, правильно организованный и управляемый процесс контроля качества деятельности медицинского персонала, способствует повышению качества оказываемых услуг, повлиять на оплату труда, используя дифференцированные стимулирующие выплаты и повлиять на удовлетворенность пациентов качеством медицинской помощи [3].
Вместе с тем причины некачественной медицинской помощи могут быть обусловлены не только персональными характеристиками конкретного медицинского работника, но и проблемами организации и управления деятельности медицинских учреждений.
Сформулированы принципы качества:
- эффективность — предоставление медицинских услуг, основанные на фактических данных услуг здравоохранения нуждающимся в них лицам;
- безопасность — не причинение вреда лицам, для которых предназначается медицинская помощь;
- ориентированность на потребности людей — оказание медицинской помощи в соответствии с индивидуальными предпочтениями, потребностями и ценностями в рамках служб здравоохранения;
- своевременность — сокращение времени ожидания, а иногда и задержек, причиняющих вред как тем, кто получает медицинскую помощь, так и тем, кто ее оказывает;
- справедливость — обеспечение одинакового качества медицинской помощи независимо от возраста, пола, гендера, расы, этнической принадлежности, географического местоположения, религии, социально-экономического статуса, а также языковой или политической принадлежности;
- интегрированность — предоставление медицинской помощи, скоординированной на всех уровнях и среди провайдеров услуг и обеспечивающей доступ ко всему комплексу услуг здравоохранения на протяжении всей жизни;
- действенность — получение максимальных преимуществ от имеющихся ресурсов и недопущения потерь времени и средств.
Качество медицинских услуг необходимо постоянно оценивать и контролировать в целях стимулирования улучшений. Все это зависит от точных, своевременных и имеющих практическую ценность данных индикаторов. Помимо оценки ключевых показателей улучшения имеется потребность в сборе и распространении информации об извлеченных уроках и опыте в области обеспечения качества. Такие знания должны распространяться, необходимо обмениваться опытом и проводить обучение. Оба понятия — качество и устойчивость тесно связаны между собой. Чтобы системы здравоохранения были устойчивыми, необходимы качественные услуги здравоохранения, которые предоставляются до возникновения чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения, поддерживаются в течение таких ситуаций, совершенствуются после завершения. Качественные услуги здравоохранения играют ключевую роль во время чрезвычайных ситуаций и служат связующим звеном между местными сообществами и системой здравоохранения [4].
В оценке качества особое место принадлежит стандартам аккредитации, данные стандарты аккредитации разработаны с учетом рекомендаций Всемирной Организации Здравоохранения, международных стандартов аккредитации, требований Международного Общества по качеству в сфере здравоохранения (далее — ISQua) и действующих нормативно-правовых актов Республики Казахстан.
Для обеспечения безопасности в медицинских организациях в соответствии со стандартами аккредитации применяют прогнозирование и индикацию угроз; своевременное оповещение о возникновении угроз путем применения средств обеспечения безопасности: технические информационные средства.
В нашем исследовании внедряется передовая Система безопасности, оснащенная новыми технологиями оповещения и коммуникаций. Новые инструменты позволят сотрудникам оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации и обеспечивать безопасность пациентов и персонала на случаи внешнего воздействия.
Инновационная система безопасности, оснащенная десктопным ПО, позволяет оперативно оповещать сотрудников о происходящих событиях на территории медицинской организации. Независимо от того, где находится сотрудник, у него всегда будет возможность получить актуальную информацию и принять необходимые меры.
Ключевой особенностью вышеуказанной Системы безопасности является оповещение через несколько каналов связи. Первый: персонал получает сигналы и сообщения о возможных чрезвычайных ситуациях через десктопное ПО на их рабочих компьютерах, второй: специальный служебный чат-бот в WhatsAppе.
Оповещение через мобильное веб-приложение на смартфоны сотрудников будет удобным и мобильным решением, позволяющим получать срочные сообщения и предупреждения в режиме реального времени, независимо от их местоположения в поликлинике. Это обеспечит оперативность реагирования на чрезвычайные ситуации и повысит уровень безопасности для персонала и пациентов. Оповещение через служебный чат-бот на WhatsApp является еще одним инновационным инструментом, который предоставляет сотрудникам возможность получать уведомления и консультироваться с коллегами в режиме реального времени. Чат-бот также может служить платформой для быстрого обмена информацией и координации действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Нужно отметить, что внедрение новой Системы безопасности не только повысит эффективность реагирования на чрезвычайные ситуации, но и будет способствовать обеспечению проактивной безопасности в поликлинике. Сотрудники будут осведомлены о предстоящих мероприятиях, плановых изменениях или других факторах, которые могут повлиять на нормальное функционирование медицинской организации.
Также внедрение новых технологий и инновационной Системы безопасности является шагом вперед в достижении и обеспечении безопасной и комфортной среды как для пациентов, так и для персонала.
Вместе с тем, для безопасности каждого человека, находящегося в медицинской организации, планируется внедрение современной системы по активации медицинских кодов безопасности. Планируется составить список сотрудников, закрепленных по каждому коду безопасности, что позволит быстро и эффективно реагировать, спасая жизни в чрезвычайных ситуациях. Одним из основных преимуществ системы кодирования является то, что обученные сотрудники знают, как реагировать на любую чрезвычайную ситуацию, не вызывая тревоги у пациентов и посетителей. Система запрограммирована таким образом: в случае возникновения чрезвычайной ситуации, каждый сотрудник имеет возможность активировать код безопасности, где бы он не находился, путем перехода по ссылке через телефон или компьютер, после вводятся необходимые данные в зависимости от кода и на экране выплывает план действий до прихода ответственных лиц, как только код активирован данные автоматически передаются ответственному лицу, в рабочий чат «WhatsApp» группы и объявляется по радиорубке в организации.
Ресурсосберегающие организационные технологии, их внедрение с целью оказания медицинской помощи напрямую связано со многими аспектами качества медицинской помощи [5].
Таким образом, при осуществлении внутреннего контроля качества путем внедрения инновационной Системы безопасности через оповещение по нескольким каналам связи о чрезвычайной ситуации, внедрении современной системы по активации медицинских кодов безопасности, тогда и будет достигнута институциализация процессов системы менеджмента качества.
Литература:
1. Вялков, А. И. Управление качеством медицинской помощи /А. И. Вялков // Главный врач. — 2007.№ 10. — С.3–10.
2. Акопов В. И. Медицинское право: Учебник и практикум /В. И. Акопов — М. Юрайт, 2016–288с.
3. Акопов. В. И. Правовое обеспечение медицинской деятельности: Учебник и практикум / В. И. Акопов — М.: Юрайт, 2016. — 288 с.
4. Качественные услуги здравоохранения. ВОЗ, 20.07.2020г. (https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/quality-health-services).
5. Управление качеством медицинской помощи, Учебно-методическое пособие для ординаторов, О. В. Медведева, Г. Б. Артемьева, Н. А. Афонина, Рязань 2015г.