Совершенствование механизмов управления качеством медицинских услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г.

Дата публикации: 05.05.2014

Статья просмотрена: 2502 раза

Библиографическое описание:

Тайгибова, Т. Т. Совершенствование механизмов управления качеством медицинских услуг / Т. Т. Тайгибова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 496-499. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10812/ (дата обращения: 16.12.2024).

В условиях реформ и переходной экономики управление учреждениями сферы медицинских услуг требует принципиально новых подходов к оценке эффективности деятельности. При этом важнейшими критериями эффективности управления должны быть положительные изменения конечных показателей деятельности учреждений сферы медицинских услуг — стабильность, положительная динамика основных показателей деятельности, внедрение новых медицинских технологий, низкая текучесть кадров.

Немаловажную роль играет и такой показатель, как качество оказываемых медицинских услуг.

Управление медицинскими услугами представляет собой взаимосвязанный механизм координации, финансирования и контроля за состоянием медицинского обслуживания на всех уровнях экономики страны. В свою очередь, руководство медицинских организаций, отвечающие за систему медицинского обслуживания на микроэкономическом уровне, осуществляют общее руководство и контроль качества предоставляемых медицинских услуг. Главной и наиболее ценной составляющей ресурсов и основой обеспечения качества медицинских услуг являются управленческие кадры. Основными направлениями трансформации деятельности управленческих кадров организации сегодня выступают, на наш взгляд, формирование предпринимательского стиля и лидерства преобразований. При этом управленческий стиль преобразуется по объективно-субъективной основе, в качестве которой выступает взаимодействие руководителя, обладающего характерными личностно-профессиональными чертами с внешней средой: потребителями, поставщиками и органами власти, и внутренними факторами, действующими на предприятии спецификой системы управления, особенностями трудового коллектива и состоянием производственной среды. Лидерство преобразований приобретается в ходе осознания потребности в инновационных изменениях с целью обновления потенциала организаций на более высоком качественном уровне, создание инновационного видения проблем, институциализации происходящих качественно-количественных изменений в организации.

В этих условиях сегодня актуальной становится проблема рационального распределения полномочий и функций между различными субъектами вневедомственного контроля, среди которых особое место в управлении качеством занимают профессиональные ассоциации. Они должны принимать активное участие: в разработке стандартов качества; в аккредитации учреждений здравоохранения; в формировании регистра экспертов; в организации и проведении экспертизы качества; в работе комиссий по аттестации медицинских работников и квалификационных экзаменационных комиссий, т. е. быть полноправным и независимым субъектом гражданско-правовых отношений.

Качество медицинской помощи — совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента, его ожиданиям, современному уровню медицинской науки, технологиям и стандартам.

Характеристиками качества медицинской помощи являются (Рис. 1):

1.         Профессиональная компетенция — подразумевает наличие теоретических знаний и практических навыков медицинских работников, вспомогательного персонала и то, как они используют их в своей работе, следуя клиническим руководствам, протоколам и стандартам. Если говорить о компетенции руководителя, то это, прежде всего, профессиональные навыки в выработке и принятии управленческих решений.

2.         Доступность медицинской помощи — эта характеристика означает, что медицинская помощь не должна зависеть от географических, экономических, социальных, культурных, организационных или языковых барьеров.

3.         Межличностные взаимоотношения — эта характеристика качества медицинской помощи относится к взаимоотношениям между работниками здравоохранения и пациентами, медицинским персоналом и их руководством, системой здравоохранения и населением в целом. Корректные взаимоотношения создают атмосферу психологического комфорта, конфиденциальности, взаимного уважения и доверия.

4.         Эффективность — следует рассматривать как отношение достигнутого экономического эффекта к затратам. Важность этой характеристики определяется тем, что ресурсы здравоохранения обычно ограничены, при этом эффективно функционирующая система здравоохранения должна обеспечивать оптимальное качество медицинской помощи за счет рационального использования имеющихся ресурсов.

5.         Непрерывность — эта характеристика означает, что пациент получает всю необходимую медицинскую помощь без задержки, неоправданных перерывов или необоснованных повторов в процессе диагностики и лечения. Обычно соблюдение этого принципа обеспечивается тем, что пациента наблюдает один и тот же специалист, обеспечивая преемственность в работе с коллегами.

6.         Безопасность — как одна из характеристик качества безопасность означает сведение к минимуму риска побочных эффектов диагностики и лечения. Это относится как к медицинским работникам, так и к пациентам.

7.         Удобство — под этой характеристикой подразумевается система мер, направленных на создание оптимального лечебно-охранительного режима: обеспечение комфорта и чистоты в медицинских учреждениях, рациональное размещение палат и лечебно-диагностических подразделений, оснащение их современной функциональной медицинской мебелью, организация режима дня больного, устранение или максимальное уменьшение воздействия неблагоприятных факторов внешней среды и др.

8.         Соответствие ожиданиям пациентов — для пациентов в конкретном медицинском учреждении качество медицинской помощи определяется тем, насколько она отвечает их потребностям, ожиданиям и оказывается своевременной. Пациенты чаще всего обращают внимание на удобство, результативность, доступность, непрерывность медицинской помощи, на взаимоотношения между ними и медицинским персоналом. Удовлетворенность пациентов медицинской помощью зависит от оценки качества жизни, связанного со здоровьем.

Характеристики качества медицинской помощи

Профессиональная компетенция

Доступность медицинской помощи

Межличностные взаимоотношения

Эффективность

Непрерывность

Безопасность

Удобство

Соответствие ожиданиям пациентов

Наличие теоретических знаний и практических навыков работников учреждений сферы медицинских услуг

Медицинская помощь не должна зависеть от географических, экономических, социальных, культурных, организационных или языковых барьеров

Взаимоотношениям между работниками здравоохранения и пациентами, медицинским персоналом и их руководством

Отношение достигнутого экономического эффекта к затратам

Пациент получает всю необходимую медицинскую помощь без задержки, неоправданных перерывов или необоснованных повторов в процессе диагностики и лечения

Сведение к минимуму риска побочных эффектов диагностики и лечения

Система мер, направленных на создание оптимального лечебно-охранительного режима

Удобство, результативность, доступность, непрерывность медицинской помощи

Рис. 1. Характеристики качества медицинской помощи.

Качество медицинской помощи включает в себя три основных компонента, соответствующие по сути трем подходам к его обеспечению и оценке:

-       качество структур (структурный подход к обеспечению и оценке);

-       качество технологии (процессуальный подход к обеспечению и оценке);

-       качество результата (результативный подход к обеспечению и оценке).

Качество структурыхарактеризует условия оказания медицинской помощи населению. Оно определяется по отношению к системе здравоохранения в целом, медицинскому учреждению, отдельному его структурному подразделению, конкретному медицинскому работнику в отдельности.

Качество технологии характеризует все этапы процесса оказания медицинской помощи. Качество технологии дает представление о соблюдении стандартов медицинской помощи, правильности выбора тактики и о качестве выполненной работы.

Качество результата характеризует итог оказания медицинской помощи, т. е. позволяет судить, насколько фактически достигнутые результаты соответствуют реально достижимым. Обычно качество результата оценивают на трех уровнях: по отношению к конкретному пациенту, всем больным в медицинском учреждении, к населению в целом.

Все компоненты качества связаны между собой и оказывают друг на друга влияние.

Управление качествоммедицинской помощи включает в себя организацию и контроль над деятельностью системы здравоохранения в реализации потребностей населения в получении качественной медицинской помощи. В современных условиях система управления качеством медицинской помощи представляет собой совокупность управленческих структур и алгоритмов действий, направленных на обеспечение пациентов качественной медицинской помощью. Эта система основывается на следующих принципах:

-          использование достижений доказательной медицины;

-          проведение экспертизы качества медицинской помощи на основе медицинских стандартов (протоколов);

-          единство подходов в проведении ведомственной и вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи;

-          использование административных, экономических и правовых методов для управления качеством медицинской помощи;

-          анализ экономической эффективности затрат по достижению оптимального уровня качества медицинской помощи;

-          проведение социологического мониторинга качества медицинской помощи.

Управление качеством медицинской помощи состоит из четырех основных видов деятельности: дизайн качества, обеспечение качества, контроль качества, непрерывное повышение качества.

Дизайн качества — это деятельность по разработке системы обеспечения населения качественной медицинской помощью. Дизайн качества включает: определение целевой группы потребителей медицинских услуг; изучение запросов потребителей; определение результата, отвечающего запросам потребителей; разработку механизма, необходимого для достижения ожидаемого результата.

Обеспечение качества — это виды деятельности, планируемые и реализуемые в рамках системы управления качеством. Для совершенствования деятельности по обеспечению качества медицинской помощи необходимы: разработка соответствующей законодательной и нормативно-правовой базы по регулированию механизмов обеспечения качества медицинской помощи; приведение в соответствие с нормативно-правовой базой существующей структуры и ресурсов (кадровых, финансовых, материальных и информационных); создание соответствующих технологических стандартов и стандартов на результаты, эффективный контроль выполнения медицинских технологий и др. Контроль (определение уровня) качества медицинской помощи строится на сопоставлении достигнутых результатов с существующими стандартами (протоколами) ведения больных. Одним из механизмов контроля качества медицинской помощи, определения соответствия ее принятым стандартам служит экспертиза.

Система контроля качества медицинской помощи состоит из трех элементов: участников контроля, средств контроля и механизмов контроля.

Механизм контроля качества медицинской помощи достаточно сложен и включает в себя набор следующих основных процедур: лицензирование медицинской, фармацевтической и иных видов деятельности, осуществляемых в сфере охраны здоровья населения, аккредитацию медицинских учреждений, аттестацию медицинских работников, сертификацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники, лицензирование и др.

Таким образом, для эффективного управление качеством медицинской помощируководители органов и учреждений здравоохранения должны постоянно разрабатывать и проводить комплекс мероприятий, направленный на повышение эффективности и результативности своей деятельности, совершенствование показателей работы учреждений сферы медицинских услуг в целом, отдельных подразделений и сотрудников. При этом в процессе повышения качества медицинской помощи четко просматриваются две взаимосвязанные и взаимообусловливающие составляющие: первая — постоянное повышение самого уровня стандартов (протоколов) ведения больных и вторая — непрерывный процесс достижения этих стандартов.

Литература:

1.                  Управление и экономика здравоохранения: учеб. Пособие / Под ред. А. И. Вялкова. — М.: ГЭОТАР — Медиа, 2009. — 664 с.

2.                  Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 187 с.

3.                  Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура / Под ред. Г. А. Александрова. _ М: Изд-во БЕК, 2011. — 544 с.

Основные термины (генерируются автоматически): медицинская помощь, характеристика качества, управление качеством, дизайн качества, качественная медицинская помощь, качество результата, качество технологии, медицинский персонал, медицинское учреждение, обеспечение качества.


Задать вопрос