Внедрение системы менеджмента качества в учреждение здравоохранения — фундамент для повышения качества медицинских услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (59) декабрь 2013 г.

Дата публикации: 26.11.2013

Статья просмотрена: 1208 раз

Библиографическое описание:

Аджиев, М. Э. Внедрение системы менеджмента качества в учреждение здравоохранения — фундамент для повышения качества медицинских услуг / М. Э. Аджиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 779-781. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8403/ (дата обращения: 19.12.2024).

Системы здравоохранения многих странах мира — и Россия здесь не исключение — проходят через непростой период реформирования, связанный как с продолжающимся мировым финансово-экономическим кризисом, так и с многочисленными вызовами со стороны социума. Здоровье населения и здравоохранение относится к тем секторам, от состояния которых во многом зависит благополучие и безопасность государства, которые обеспечивает не только здоровое поведение, безопасная среда обитания, развитая сеть медицинских учреждений, полноценное лекарственное обеспечение, но и то, насколько хорошо лечебно-профилактическая помощь организована. И в этом отношении одну из центральных позиций занимает менеджмент качества в здравоохранении, который в последнее десятилетие все чаще сталкивается с необходимостью решать новые и непривычные проблемы, связанные с тем, что весьма существенно изменились условия, в которых функционируют медицинские учреждения и вся система здравоохранения в целом.

Суть этой серьезной проблемы заключается в том, что развитие современной цивилизации находится под мощным воздействием феномена глобализации, что вносит существенные изменения в сектор здравоохранения большинства стран, включая и Россию. Изменились условия, в которых функционирует система здравоохранения. Изменилось и состояние системы здравоохранения в целом. Изменились многие внутрисистемные содержания структурных компонентов здравоохранения. Перемены коснулись и межсекторальных взаимодействий, прямо или опосредованно влияющих на здоровье населения и систему охраны здоровья в целом. Такие кардинальные перемены не могли не затронуть и качественного содержания процессов управления отраслью. [1, 208с.].

Под глобализацией нередко понимают процессы формирования и последующего развития единого общемирового финансово-экономического пространства на базе новых информационных (преимущественно компьютерных) технологий [2, 127с].

На основе фундаментальных разработок У. Бека попытаемся установить основные, качественно новые изменения, которые глобализация вносит в здравоохранение и, соответственно, в управление отраслью [3, 214с.].

Процессы глобализации создают тотальное всеохватное пространство мировой капиталистической системы, на котором происходит дальнейшее усугубление разделения труда и усиление неравенства, в т. ч. в отношении здоровья.

Капитал освобождается от ограничений территориального, социального и институционального порядка, возникает новая система коммуникаций со своими связями, взаимодействиями и взаимообусловленностями.

В основу жизнедеятельности секторов общества агрессивно закладывается приоритет экономического принципа.

Аспекты политические, социальные, культурные, экологические и иные лишаются своей приоритетности и подчиняются экономическому измерению. На все процессы жизнедеятельности общества жестко накладывается вектор линейности, что ведет к линейному решению многих социально-экономических и медико-социальных проблем.

Соответственно, в управлении формируется одномерный тип мышления и действий, порожденный монопричинным (экономическим) мировоззрением.

На уровне государственного управления начинает активно внедряться принцип унификации, когда таким многоменым, мультисекторальным и сверхсложным образованием, как государство, управляют как предприятием или корпорацией.

На международном и национальном уровнях общества формируется глобальное богатство и локальная бедность, между ними утрачиваются прежние взаимосвязи и относительное равновесие. Возрастает воздействие фактора неопределенности, что в здравоохранении ведет к труднопредсказуемым и прогнозируемым вызовам и их последствиям (ВИЧ-инфекция, атипичная пневмония, птичий грипп, резистентные формы туберкулеза и т. п.). На уровне личности фактор неопределенности формирует так называемую приватную экономическую неуверенность, что создает перманентный социальный стресс у населения и его отдельных социальных групп. Тем самым складывается «общество риска», когда риски глобализации в экологии, политике, экономике порождают новые «нарушения порядка», которые вносят в устоявшуюся организованность социально-экономических процессов хаотичность. Тем самым возникает хаотизация деятельности социума и его отдельных секторов. [4]

В этих условиях проблемы менеджмента усугубляются снижением социальной значимости научного знания. Интенсификация и экспоненциальный рост масштабов коммуникаций в обмене знаниями упростили их «превращение» в материальные или социальные ценности и привели к тому, что наука постепенно перестает быть инструментом технологического прогресса и перерождается в прикладное обслуживание отдельных общественных интересов при помощи сложных административных и бюрократических согласований, которые в конечном счете и не нуждаются в новых научно-технологических принципах. Наука как поставщик знаний становится малозначимой, подготовка управленческих решений все больше основывается на эмоциях и предубеждениях, а не на научных фактах и научном понимании проблем. Наука (особенно фундаментальная) перестает быть главной производительной силой. Как следствие снижения социальной значимости знаний происходит рост числа и разрушительности аварийных ситуаций, включая и сектор здравоохранения, во многом из-за снижения авторитета специалистов в глазах управленцев.

Постепенно утрачивает полноценную поддержку принцип доступности медицинской помощи населению. Возрастают финансовые ограничения из-за расширения научно-технических возможностей современного здравоохранения, увеличения медицинских потребностей стареющего населения и значительного роста объективной стоимости медицинских услуг (высокие технологии, новейшие лекарства, высококвалифицированный труд врачей).

В отечественное здравоохранение глобализация вносит ряд специфических изменений, которые прежде или отсутствовали, или были выражены незначительно:

-                   Горизонтальная «стратификация» системы здравоохранения на относительно самодостаточные подсистемы «здравоохранение для богатых» и «здравоохранение для бедных».

-                   Вертикальное «расслоение» системы здравоохранения на три относительно автономные подсистемы системы: федеральную, региональную (областную) и муниципальную.

-                   Здоровье населения начинает включать в себя болезни «богатых» и болезни «бедных».

-                   Привычные управленческие подходы, методы, стандарты, шкалы и эталоны утрачивают свою прежнюю эффективность, поскольку принципиально изменилось состояние системы здравоохранения и условия ее функционирования.

-                   Необходимость смены парадигмы классического управления системой здравоохранения.

В этих условиях основой системного управления здравоохранением становятся принципы стратегического управления и планирования, под которым понимаются элементы процесса принятия решений, направленного на достижение целей при максимально эффективном функционировании объектов управления, когда предполагаются не только будущие изменения, но и проспективные последствия от решений уже принятых [5, 301с.].

Приложение методологии стратегического менеджмента к формированию современной системы управления здравоохранением предполагает выявление целей здравоохранения как системы (отрасли), задач, которые необходимо решить для их достижения, а также определение необходимых ресурсов и предвидение соответствующих последствий, результатов и исходов от принимаемых решений.

Такой подход предусматривает интеграцию интеллектуальных, политических, социальных, организационных, технологических и управленческих процессов в единый многопотоковый объединяющий процесс стратегического управления системой здравоохранения, что предполагает широкое использование прогностического моделирования возможных положительных и отрицательных изменений в стратегических сценариях развития здравоохранения, что позволит применять инструментарий государственного регулирования здравоохранения на всех уровнях управления.

Востребованность перехода в управлении здравоохранением к принципам стратегического менеджмента обусловлена рядом причин.

1.                  Необходимость полноценного использования динамичной интерактивной организации современного процесса управления здравоохранением в условиях системной лабильности.

2.                  Лавинообразное нарастание жесткой конкуренции, диверсификации и ресурсной ограниченности во всех сферах публичной деятельности, к которым относится и здравоохранение.

3.                  Необходимость учета динамично меняющихся состояний среды обитания населения, процессы и факторы которой непосредственно влияют на функционирование системы здравоохранения.

4.                  Необходимость оперативного и упреждающего реагирования на последствия неопределенности и хаотичности, активно привносимых на все уровни управления здравоохранением.

Следует подчеркнуть, что в современном постиндустриальном обществе, буквально пронизанном процессами глобализации, стратегическое управление отраслью, в силу нарастания влияния фактора неопределенности, существенно усложняется, поскольку эффективное управление здравоохранением начинает все больше основываться на таких характеристиках, как тотальная системность, многомерность, обратная связь, проспективность, гибкость, адаптивность, динамичность, социальная и личностная ориентированность. Стратегический менеджмент не только интегрирует в себя все управленческие процессы, происходящие в здравоохранении, но при этом интегрируется в эти процессы как инструмент и организационные технологии управления. Этим определяется и многомерность, и многонаправленность управления современным здравоохранением в целом, что позволяет всесторонне учитывать внешние и внутренние факторы, которые определяют степень управленческой эффективности [6, 159с.].

При таких условиях на всех уровнях стратегического управления здравоохранением требуется обновленная нормативно-правовая и финансово-экономическая база.

Не менее востребованы и инновационные организационные, экономические и финансовые механизмы, которые позволят гибко реализовывать управленческие подходы через соответствующие мероприятия с позиции их формирования и корректировки в процессе осуществления. Гибкость стратегического управления здравоохранением потребует введения новых организационных технологий управления системой здравоохранения и на основе межфункционального и межсекторального взаимодействия.

Процесс стратегического управления здравоохранением включает в себя не точную прогностическую картину будущего отрасли, а описание желаемого будущего системы, представляющее совокупность пожеланий о том, в каком состоянии должна находиться система здравоохранения, какую позицию должна занимать в государственной политике, какую иметь ресурсно-организационную поддержку и пр. Все это в сумме и составляет то, что определяет выживаемость системы здравоохранения и степень ее приспособляемости к изменяющимся условиям.

Все разделы и мероприятия эффективной системы стратегического управления здравоохранением должны обладать научной обоснованностью, что предполагает обязательное практическое использование достижений научно-технического прогресса, фундаментальных разработок в области социальной гигиены, организации здравоохранения, а также достоверной информации о состоянии здоровья населения с целью обеспечения медико-социальной и лечебно-профилактической эффективности здравоохранения и оперативного учета изменяющихся потребностей общества в области укрепления и охраны здоровья.

Таким образом, организация стратегического управления здравоохранением предполагает несколько последовательных и взаимосвязанных этапов:

1.                  Изучение внешней и внутренней организационной среды системы здравоохранения, включая сбор/отслеживание информации, прогнозирование, оценку реального положения отрасли.

2.                  Направления и ориентиры деятельности системы здравоохранения: видение, миссия, комплекс целей.

3.                  Стратегический анализ системы здравоохранения, включая сопоставление целей и факторов, разработку вариантов политических стратегий.

4.                  Выбор политики здравоохранения и ее проработка.

5.                  План действий деятельности системы здравоохранения.

6.                  Среднесрочные тактические планы и программы здравоохранения.

7.                  Краткосрочные (годичные) оперативные планы и программы здравоохранения.

Литература:

1.                  Аджиев М. Э. Анализ принципов организации управление качеством медицинской помощи //Молодой ученый. 2013. № 11. — С. 207–211.

2.                  Делягин М. Мировой кризис: общая теория глобализации. -М.: Инфра-М, 2003. — 765 с.

3.                  Бек У. Что такое глобализация? — Москва: Наука, 2001. — 304 с.

4.                  Маслов О. Ю. Глобализация: этапы глобализации, доллар глобализация, кризис-глобализация или процесс глобализации глазами мыслящих глобально: Режим доступа http://www.polit.nnov.ru/2009/09/26/glob5ethronolog26.

5.                  Ансофф И. Стратегическое управление //Пер с англ. — М.: Экономика, 2009. — 519 с.

6.                  Томпсон А. мл., Стрикленд А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа //Пер. с англ. — М.: Вильямс,2007. — 456 с.

Основные термины (генерируются автоматически): стратегическое управление, система здравоохранения, здравоохранение, Здоровье населения, стратегический менеджмент, организационная технология управления, программа здравоохранения, процесс глобализации, Россия, современное здравоохранение.


Похожие статьи

Совершенствование системы управления образовательным процессом вуза на основе процессного подхода и системы менеджмента качества

Перспективные направления реорганизации системы социальной защиты и повышения качества оказания услуг

Реализация принципа качества «ориентация на потребителя» при подготовке менеджеров производственной сферы

Внедрение инновационных педагогических технологий — требование современного федерального государственного образовательного стандарта

Внедрение инновационных педагогических технологий — требования современного федерального образовательного стандарта

Основные проблемы системы менеджмента качества медицинской организации

Построение учебного процесса в системе повышения квалификации педагогических кадров

Внутришкольный контроль как одна из форм повышения эффективности управления качеством образования в образовательном учреждении

Разработка и создание системы менеджмента качества в профессиональной образовательной организации

Сегодня качество образовательных услуг выходит на первый план, что способствует востребованности выпускаемых специалистов. Это требует разработки и создания системы менеджмента качества в каждом учебном заведении.

Профессиональная компетентность будущего специалиста — ключевая задача системы среднего профессионального образования

Похожие статьи

Совершенствование системы управления образовательным процессом вуза на основе процессного подхода и системы менеджмента качества

Перспективные направления реорганизации системы социальной защиты и повышения качества оказания услуг

Реализация принципа качества «ориентация на потребителя» при подготовке менеджеров производственной сферы

Внедрение инновационных педагогических технологий — требование современного федерального государственного образовательного стандарта

Внедрение инновационных педагогических технологий — требования современного федерального образовательного стандарта

Основные проблемы системы менеджмента качества медицинской организации

Построение учебного процесса в системе повышения квалификации педагогических кадров

Внутришкольный контроль как одна из форм повышения эффективности управления качеством образования в образовательном учреждении

Разработка и создание системы менеджмента качества в профессиональной образовательной организации

Сегодня качество образовательных услуг выходит на первый план, что способствует востребованности выпускаемых специалистов. Это требует разработки и создания системы менеджмента качества в каждом учебном заведении.

Профессиональная компетентность будущего специалиста — ключевая задача системы среднего профессионального образования

Задать вопрос