Внедрение инновационных педагогических технологий — требование современного федерального государственного образовательного стандарта
Автор: Апанасевич Ольга Николаевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (21) апрель 2019 г.
Дата публикации: 04.04.2019
Статья просмотрена: 38 раз
Библиографическое описание:
Апанасевич, О. Н. Внедрение инновационных педагогических технологий — требование современного федерального государственного образовательного стандарта / О. Н. Апанасевич. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 4 (21). — С. 13-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/122/4106/ (дата обращения: 21.11.2024).
Возможности традиционной образовательной системы в России оказались исчерпанными. Это повлекло за собой реформирование всех уровней образования в плане реализации идеи развития непрерывности. Основополагающим фактором непрерывного образования является развитие личности как субъекта деятельности и обучения его на протяжении всей жизни.
Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Задачами педагогической деятельности: воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их), тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия. Реализация этих задач связана с формированием педагога, способного работать с ребенком на результат, воспитывать у него коммуникативные навыки и умения, отходить в организации учебно- воспитательного процесса от авторитаризма, развивать стремление к самостоятельному умозаключению [2]. Отношение педагога к нововведениям, их принятие определяется, прежде всего комплексом его установок на себя как педагога, на воспитанника, на способы деятельности.
Учитывая выше сказанное, я поставила перед собой задачу необходимости осуществления всесторонних и масштабных перемен. Я понимаю, что в нынешних условиях образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но и придавать импульс инновационным процессам. Мною ведутся поиски, направленные на превращение образовательного процесса в группе в живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, которых главенствует игра.
Исследование инновационной деятельности педагогов позволяет выделить основные цели её организации в дошкольном образовательном учреждении: повышение эффективности педагогического процесса в дошкольном учреждении на основе использования, в практике результатов психолого-педагогических исследований, исследовательского педагогического и новаторского опыта; создание инновационных образцов, моделей педагогической деятельности; повышение научно-педагогического потенциала дошкольного образовательного учреждения посредством включения педагогов в научно-исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность по актуальным проблемам образовательного заведения как интегрированной образовательной системы; разработки конкретных перспективных направлений его развития в условиях непрерывного педагогического образования, участие в целенаправленном создании нового опыта по таким проблемам как совершенствование, развитие профессионального- педагогической компетентности преподавателей посредством развития интереса к инновационным поискам, исследовательской деятельности, педагогическому экспериментированию; расширение возможностей педагогических работников в выборе новых идей, технологий, программ, организационных форм освоения. Одной из тенденций развития инновационных технологий является также включение в учебный процесс не только познавательной, но и эмоционально- личностной сферы человека [1].
В своей практике я использую инновационные технологии, касающиеся обновления подходов к воспитательно-образовательной деятельности: ИТК, проектно-исследовательский метод. Целостный образовательный процесс направлен на реализацию системы, учитывающий всю организацию жизнедеятельности ребёнка и развития его личностных качеств на рефлексивной основе.
Так, например, в своей работе я начала применять ИТК. На данное время созданы мультимедийные альбомы, различные презентации на основе образовательного процесса. Они применяются, как и для знакомства с новой темой, так и для закрепления пройдённого материала. Играют роль источника знаний и помощником в поиске ответов на поставленные образовательные задачи.
У данной инновации много положительного: при работе важные моменты фиксируются на слайдах, постоянное наличие необходимой информации перед глазами, в любой момент можно перейти к нужной информации. Т. К. работает два виды памяти: слуховая и визуальная, материал усваивается быстрее и легче. Детям очень нравится выбранное мною направление работы, происходит эмоциональное сопереживание, тем самым вызывает положительное отношение к обучению. Вариативность использования ИТК при работе: презентации, видеофильмы, Интернет-ресурсы.
Хотелось бы отметить, что ИТК применяются и вне образовательной деятельности: просмотр сказок, знакомство с праздниками и др.
Если внедрение ИТК в своей работе началось недавно, то проектную деятельность я веду на протяжение десяти лет.
Ведущими педагогами доказано, что данный метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в работе учителя начальной школы. Несомненно, на мой взгляд это является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование методов проекта в ДОО с интеграцией в различных областях.
Хотелось бы отметить, что один из принципов проектирования, так же как и интеграция является — определение соотношений знакомого и нового материала. Метод проектов — в свою очередь, как инновационная педагогическая технология, ориентируется на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых [2].
Изучив методическую литературу и познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных образовательных учреждений, я убедилась в эффективности использования проектной деятельности в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Мои воспитанники являются победителями областных научно-исследовательских конкурсов, фестивалей. В своей практике я использовала следующие виды:
− исследовательской-творческие («Береза — символ России», «Красный, жёлтый, зелёный»);
− информационно- ориентированные («На вершине Олимпа», «И помнит мир спасённый»);
− познавательно- игровой («Театральная весна»).
Метод проектов актуален и очень эффективен, он дает возможность детям экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет им успешно адаптироваться к изменившейся ситуации обучения. Применяя данные технологии в инновационном обучении, я стараюсь, делать процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия.
Успешность моей образовательной деятельности зависит от моего профессионализма, современности использованных мною методик, индивидуального подхода к детям, использование различных средств ИТК. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера, все это помогает детям. Образовательная деятельность должна быть прежде всего актуальной и интересной. Воспитатель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровье сберегающих технологиях. Успех образовательной деятельности во многом зависит от профессиональных личных качеств воспитателя. Я и мои воспитанники — это единое целое, мы учимся вместе, помогаем друг другу, чтобы образовательный процесс был интересным и познавательным.
Литература:
- Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М4.
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с. Образовательные проекты в детском саду.