Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (540) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 11.10.2024

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Мельник, М. В. Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников (из опыта работы) / М. В. Мельник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 41 (540). — С. 365-367. — URL: https://moluch.ru/archive/540/118115/ (дата обращения: 16.12.2024).



Данная тема актуальна, потому что современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. В настоящее время дети очень активны, любят получать много разнообразной информации, поэтому музыкальному руководителю необходимо применять различные инновационные методы и технологии, чтобы заинтересовать детей на занятиях, удержать их внимание для дальнейшего усвоения материала. А для этого и сам педагог должен учиться и познавать новое.

В основе инноваций в музыкальном воспитании детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов, сказок, мультипликационных фильмов.

В своей работе я руководствуюсь следующими принципами: воспитанники и я являемся равноправными партнерами (я умею интересно играть, придумываю и организовываю игры); даю свободу и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков, но это не означает вседозволенность — это подчинение своих действий общим правилам; я ориентирую детей на индивидуальные открытия. При этом я учитываю возрастные, речевые, индивидуальные музыкальные особенности и потребности дошкольников.

Для сохранения и укрепления физического и психического здоровья, в первую очередь я применяю здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка, формирование положительного отношения ребенка к окружающему миру, семье, сверстникам, самому себе, организовывает сотрудничество с родителями в вопросах здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Основные методы моей работы в здоровьесберегающей технологии: валеологические песни, дыхательная и артикуляционная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, музыкотерапия, игровой массаж, бодиперкуссия, эвритмия, танцетерапия, сказкотерапия.

Игровые технологии в своей работе я использую во всех видах деятельности, подбирая их, исходя из поставленных мною педагогических целей и задач. Основные формы игровой технологии — музыкальные и музыкально — дидактические игры. Они имеют две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, другая — игровая, ради которой действует ребенок, это: игры звуками и элементарное музицирование, коммуникативные игры и танцы, нейропсихологическая ритмика, игрогимнастика, координационно — подвижные игры.

Очень полюбился дошкольникам «Хор рук». Интересен он тем, что все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих — «дирижеров». У каждой группы своя роль, тема и действия. Например, на весеннем празднике дети делятся на «цветы» и «бабочки». Правильно подбирая музыкальное сопровождение, я учу детей слышать музыку и выполнять определенные танцевальные движения руками именно в тот момент, когда звучит мелодия для «бабочек» или «цветов». Так дети учатся слышать музыкальное произведение, определять музыкальные фразы, их характер, и в соответствии с этими условиями выполнять движения. Развивается координация движений, музыкальный слух.

При разучивании песен обратила внимание, что зачастую детям сложно дается запоминание текста песен. В этом мне очень помогает применение в работе мнемотаблиц, которые эффективны при запоминании песни, развивают ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь. В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память, поэтому они лучше и быстрее запоминают картинки.

Очень полюбилась дошкольникам такая технология как «Ритм на воде». Данную инновацию я внедрила в своей практике после знакомства с творческой работой музыкального руководителя детского сада города Сочи Каролиной Ивлевой. В чем суть данной инновационной технологии? Дети контактируют с водой. В летний период на свежем воздухе дети с удовольствием садятся на специальные непромокаемые подушечки, сшитые родителями вокруг большого таза, наполненного водой, и, слушая музыку, выполняют ладошками хлопки по воде, по краю таза, в воде выполняют ритмичные пальчиковые упражнения, пропевая при этом различные слова, слоги, считалки. Исполняют действия как одновременно, так и по ролям.

С большим интересом дети организовывают «Бумажный оркестр». Для этого особенных затрат не надо: лист бумаги А4. Я стараюсь использовать цветные, в соответствии с временем года. Короткую сторону листа я прикрепляю на трубочку из бумаги, чтобы детям было удобно его держать и далее — полет фантазий: по бумаге можно ритмично ударять под музыку, делать «плавающие» взмахи, повороты, приседания и наклоны. В результате получается необычное звучание как аккомпанемент к музыкальному произведению, параллельно сопутствующее танцу.

Недавно мы с ребятами слушали на музыкальном занятии, какие звуки издают предметы, окружающие нас, и сделали вывод, что можем создать сами необычный оркестр. Назвали мы его «Хрустальный оркестр».

Соблюдая все правила техники безопасности, мы набрали в стеклянные бутылочки воду на разном уровне, окрасили ее пищевой краской и выстроили гармонию, соответствующую гамме. Таким образом, у нас получился необычный оркестр, в котором дети играли еще на грецких орехах, камешках, воздушных шариках, которые были слегка надуты и при щипке пальцами на сильную долю такта издавали интересный звук.

Послушать хруст снега на Кубани удается нам очень редко, поэтому мы с ребятаминашли способ услышать этот завораживающий звук: воздушные шарики наполнили крахмалом и крепко завязали.Сжимая шарик, дети получали огромное удовольствие и от издаваемых звуков скрипящего снега, и от лечебного массажа рук.

Синтез искусств в эстетическом развитии дошкольников возможен потому, что отдельные виды искусства, например, живопись, музыка и литература, отражают, изображают один и тот же объект окружающей действительности, но с различных точек зрения, различными, присущими только конкретному виду искусства средствами выразительности, которые интегрируясь, создают целостные образы в представлении детей.

Важную роль в своей работе я отвожу проектной деятельности. Например, проект «Хоровод России» появился в преддверии праздника «День народного единства», когда выяснилось, что дети имеют довольно скудные представления о многонациональности нашей страны и поэтому не могут понять смысл этого праздника. Я провожу диагностические мероприятия, анализ развивающей предметно — пространственной среды, ставлю цель и задачи, вместе с педагогами разрабатываю план реализации проекта, определяем участников, подбираю музыкальный материал. Вместе разрабатываем конспекты, сценарии мероприятий. Задачи ставлю для всех категорий участников: педагогов, детей, родителей. Затем, происходит непосредственная реализация проекта, куда я включаю самые разнообразные формы и виды деятельности. У каждой совместной деятельности предусмотрен продукт — результат. Итогом проекта всегда является мероприятие. В данном проекте это была «Развлекательно — познавательная программа «Дружат дети все страны».

Информационно — компьютерные технологиидают дополнительную учебную информацию и разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (слайды, анимации, видеоматериалы).

Я считаю, что это сильное средство улучшения эффективности развития, усиление мотивации дошкольника, занимательного интереса. В своей работе применяю интерактивную доску, QR — технологии (QR — коды на тексты, иллюстрации, музыку создаю самостоятельно, онлайн с помощью программы генератора кода).

Применение музыкограммы — новая технология для меня. Случайно узнала о ней на просторах сети Интернет. Это новое направление, которое объединяет в себе элементы музыки и графики. Основная идея музыкограммы заключается в создании визуального отображения музыкальных композиций, которое позволяет воспринимать музыку с помощью графических изображений. Музыкограмма позволяет вести занятия с использованием элементов логоритмики, когда дети пропевают слова песни сопровождая их движениями рук. Даже маленькие дети могут работать на музыкальных занятиях с музыкограммой. Я использую пальчики или изображение фигур в воздухе, чтобы помочь детям понять музыкальную структуру.

С использованием музыкограммы на музыкальных занятиях дети становятся более усидчивыми и заинтересованными в изучении музыки. Такой метод обучения не только способствует развитию музыкальных навыков, но и позволяет детям впервые познакомиться с музыкальной терминологией, формой и структурой композиций.

Для работы над ритмом и оттенками в музыке использую Lego — технику.Слушая музыку, дети могут моделировать ее с помощью конструктора: выстраивать этажи, показывая жанр и музыкальную форму. Главная моя задача при использовании LEGO в слушании музыки — научить ребенка понимать музыку и рассказывать о характеристиках музыкального образа. Моделирование элементов музыкального языка с помощью конструктора LEGO можно трактовать как апробированный инновационный подход в музыкальном воспитании, позволяющий эффективно и комплексно.

Вывод: Использование новых технологий в музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, помогает мне научить детей любить и понимать музыку, а именно повысить качество развития музыкально — творческих способностей детей вывод.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, LEGO, музыка, вид деятельности, игра, музыкальное произведение, музыкальный руководитель, необычный оркестр, помощь конструктора, работа.


Похожие статьи

Здоровьесберегающие технологии в воспитании детей раннего возраста (из опыта работы)

Применение арт-педагогических технологий в дошкольном образовании (из опыта работы)

О системе экологического воспитания дошкольников (из опыта работы)

Использование ТРИЗ-технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Технологии формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении (из опыта работы)

Развитие способностей одаренных детей через олимпиадное движение (из опыта работы)

Инновационные технологии в системе начального школьного образования

Инновационные технологии в системе начального школьного образования

Программа развития креативности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления дошкольников с народным творчеством (на материале формирующего эксперимента)

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения (из опыта работы)

Похожие статьи

Здоровьесберегающие технологии в воспитании детей раннего возраста (из опыта работы)

Применение арт-педагогических технологий в дошкольном образовании (из опыта работы)

О системе экологического воспитания дошкольников (из опыта работы)

Использование ТРИЗ-технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Технологии формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении (из опыта работы)

Развитие способностей одаренных детей через олимпиадное движение (из опыта работы)

Инновационные технологии в системе начального школьного образования

Инновационные технологии в системе начального школьного образования

Программа развития креативности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления дошкольников с народным творчеством (на материале формирующего эксперимента)

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения (из опыта работы)

Задать вопрос