В статье рассмотрен обобщенный опыт работы, с целью раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания чувств и развития эмоциональной сферы, используя внедрение инновационной деятельности в художественно-эстетическое развитие дошкольников.
Ключевые фразы: художественно-эстетическое развитие, инновационная деятельность, внедрение, дошкольное образование, дошкольный возраст, ребенок, родитель,творческий потенциал, воспитание ребенка, личность ребенка.
Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев, от них образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок!
В. А. Сухомлинский
Что есть художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста?
В соответствии с ФГОС дошкольного образования п. п. 2.6 — Художественно-эстетическое развитие предполагает:
– развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
– становление эстетического отношения к окружающему миру;
– формирование элементарных представлений о видах искусства;
– восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
– стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
– реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [4, с. 7].
Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, я обратила внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности, и поняла, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углубленно изучать методическую литературу (Казакова, Л. А. Парамонова, И. А. Лыкова и др.). Особенно заинтересовалась инновационными технологиями.
Цель моего опыта: Создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающей эмоциональное благополучие каждого ребенка, и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации, с использованием инновационных технологий, а также технологии сотрудничества родителей и педагогов ДОУ.
Задачи:
– Повышение профессиональной компетенции педагога, как условие повышения качества образования;
– Пропагандирование и демонстрация различных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников;
– Формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;
– Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала;
– Реализация технологии взаимодействия с родителями, обеспечивающей благоприятные социально-педагогические условия для максимального развития ребенка, раскрытия его способностей и его самореализации; обеспечения чувства психологической защищенности; с целью создания единого образовательного пространства.
Первая школа растущего человека— семья.
Семья — первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама — образцы для подражания. Если родители читают книги, дети тоже читают, если родители слушают классическую музыку, то и дети будут ей увлечены.
Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека.
Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов [2].
Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем. Именно помочь!
Тем более, что новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) отвечает новым социальным запросам, большое внимание уделяется работе с родителями.
Инновацией в данном вопросе является то, что организованное сотрудничество может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественной новой основе, предполагающей не просто участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, формирование доверительных отношений и стремление к взаимопониманию. [3].
Но для внедрения новой педагогической практики, которая требует от себя творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, педагогу необходимо постоянно повышать свою профессиональную компетенцию.
Для меня инновационная деятельность — это социально-педагогический феномен, отражающий мой творческий потенциал.
Это:
– Участие в Региональной семейной ассамблее по гуманной педагогике «Семейный альбом»;
– Участие в авторском семинаре профессора Амонашвили Ш. «Мама, папа, Я. От рождения до совершеннолетия»;
– Участие в III Общепедагогических чтениях по гуманной педагогике, «Воспитываться в моральном климате памяти»;
– Участие в областной выставке декоративно-прикладного творчества народных ремесел и промыслов «Бабушкин сундучок»;
– Участие в международном конкурсе «Вытынанки, или Чудеса на окне»;
– Разработка авторской программы дополнительного образования «Удивительный мир творчества».
Созданная мной система работы по внедрению инновационной деятельности в художественно — эстетическом развитии дошкольников, ориентированной на личность ребенка и на развитии его творческого потенциала на сегодняшний день позволила нам выйти на следующие результаты:
- Безусловно — это создание единого художественно-эстетического пространства в группе;
- Обновлена научно-методическая и материально-техническая база для образования воспитанников по приоритетному направлению, с использованием современных инновационных технологий, это:
– ИКТ-технологии, тем более ФГОС ДО предусматривает такие компетенции современного педагога, как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают мне разнообразить процесс знакомства детей с искусством, сделать образовательный процесс более интересным и позволяет познакомить детей с многообразием цветовой гаммы окружающего мира, учить находить необычное в обычных вещах. В рамках года экологии сняли с детьми фильм «История капельки», в котором комплексно используются запись и наложение звука, и съемка на видеокамеру, и театрализованная деятельность;
– Продолжая работу по внедрению инновационной деятельности в художественно-эстетическом развитии детей, использую игровые технологии, где я нахожу новое и разрабатываю свои авторские игры, например, игра «Волшебное дерево».
- Вижу высокую степень усвоения основной общеобразовательной программы детьми моей группы с помощью проектной технологии, которая прежде всего направлена на решение творческой проблемы, исследовательской задачи, экспериментирования и поиска. Вариативность и гибкость позволяет использование педагогических методов и приёмов обеспечивающие многогранность развития дошкольников с учётом их индивидуальных особенностей. На примере продуктивной деятельности были приготовлены:
– в рамках летнего проекта — фруктовый салат,
– в рамках зимних проектов — печенье своими руками.
- Популяризация опыта работы по данной теме среди семей воспитанников позволила значительно повысить заинтересованность родителей и привело к тесному сотрудничеству родителей и педагогов МДОУ:
– это мастер-классы для родителей и детей, с использованием разных техник, это техники канзаши, филигрань и использование гофрированной бумаги;
– мастер-классы для педагогов в технике филигрань, в рамках открытых занятий, использование нетрадиционного рисования «Соль и свеча».
– Это и музыкально-театрализованная деятельность с участием с родителей:
- Сказка «Золотая рыбка» на новый» лад;
- Сказка «Жихарка»;
ДОУ ведет большую работу по нравственно-патриотическому воспитанию, и было проведено открытое занятие «Русская Ярмарка» в рамках проекта моей группы «Народно-прикладное искусство».
- Установлены содержательные связи с образовательными и социокультурными учреждениями города:
– в рамках акции «Будущее земли зависит от тебя»; была организованна поезда для посадки саженцев дуба в садово-парковом комплексе «Школа счастья»;
– в рамках проекта «Народно-прикладное искусство», выезжали с родителями и детьми на мастер-класс лепка из глины;
– Проводила мастер-классы в рамках городских мероприятий с участием родителей и детей;
– Сотрудничество со школами;
– Парк «Гидростроитель». Мероприятие, посвященное «Дню защиты детей».
Вся эта большая работа по внедрению инновационной деятельности в работе с родителями привела к результатам:
– Высокая посещаемость родителями всех планируемых мероприятий;
– Положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с ДОУ;
– Коллективное творческое дело помогло сплотить коллектив детей и родителей.
А в работе с детьми:
– Улучшился эмоциональный климат в семье;
– Изменилась в сторону большей объективности родительская оценка талантов малыша, уровень родительских притязаний стал лучше соотноситься со способностями ребенка;
– Повысилась эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми;
– Ну и, конечно же, мои воспитанники являются участниками, призёрами и победителями конкурсов различного уровня.
Любите детей! Любите каждого ребенка от всего сердца!
Литература:
- Баркан А. И. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка. —: Дрофа-Плюс, 2003. — 352 с.
- Взаимодействие с семьей в контексте ФГОС ДО // ДОУ. URL: https://shat-dou28.edumsko.ru/activity/fgos/post/111361 (дата обращения: 12.09.2018).
- Микляева. Н. В. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия. —: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.
- ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. —: Центр педагогического образования, 2014. — 32 с.
- Шмонина Любовь Викторовна, Зайцева Ольга Ивановна. Инновационные технологии в методической работе ДОУ. Планирование, формы работы. ФГОС ДО Подробнее: https://www.labirint.ru/books/475697/. —: Учитель, 2018. — 128 с.