Экономическая безопасность внешнеторговой деятельности Республики Таджикистан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №34 (376) август 2021 г.

Дата публикации: 19.08.2021

Статья просмотрена: 71 раз

Библиографическое описание:

Хасанов, Ч. Р. Экономическая безопасность внешнеторговой деятельности Республики Таджикистан / Ч. Р. Хасанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 34 (376). — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/archive/376/83719/ (дата обращения: 17.12.2024).



Процессы внешнеэкономической деятельности (ВЭД) государства в современных условиях выступают важнейшим системным фактором, формирующим отраслевую структуру, динамику и устойчивое развитие национальной экономики. Внешнеторговая деятельность выступает одним из составных элементов ВЭД страны. В 2019 году внешнеторговый оборот Республики Таджикистан составил 4523,7 млн. долл. США, что на 7,1 % или на 300,7 млн. долларов больше, чем за 2018 год. Отличительной особенностью экспорта является его моноориентированность. Структура экспорта Таджикистана нестабильна и подвержена изменениям. 83,3 % всего экспорта на отчетный период занимают несколько товаров: руды (25,3 %), хлопок — волокно (15,5 %), электроэнергия (7,9 %), золото, серебро, драгоценные и полудрагоценные металлы 19,2 %; алюминий -15,4 % [5].

Внешняя торговля в Республике Таджикистан регулируется законодательными и нормативными актами, двусторонними и многосторонними межправительственными соглашениями, а также соглашениями ВТО и обязательствами страны в этой Организации.

К числу основных нормативных актов, регулирующих внешнюю торговлю Республики Таджикистан, в настоящее время относятся:

– Закон Республики Таджикистан «О внешнеторговой деятельности» от 03.07.2012 года, № 846 (в последней редакции от 8 августа 2015 года, № 1215);

– Таможенный кодекс (в последней редакции Закона Республики Таджикистан от 29.01.2021 года, № 1768);

– Налоговый кодекс от 17.09.2012 года, № 901 (в последней редакции Закона Республики Таджикистан в от 17.12.2020 года, № 1745);

– Закон Республики Таджикистан «О безопасности пищевых продуктов» № 890 от 1 августа 2012 года;

– Закон Республики Таджикистан «О международных договорах Республики Таджикистан» № 1326 от 23 июля 2016 года;

– Постановление Правительства Республики Таджикистан «О ставках ввозных таможенных пошлин Республики Таджикистан» № 399 от 8 августа 2018 года;

– Постановление Правительства Республики Таджикистан «О ставках вывозных таможенных пошлин» от 03.06.2014 года, № 377 (в последней редакции от 31.03.2020 года, № 212);

– Закон Республики Таджикистан «О банковской деятельности» от 19.05.2009 года, № 524 (в последней редакции Закона Республики Таджикистан от 07.08.2020г., № 1722).

За период 2019–2020 годы внешнеторговый баланс всем товарным группам, так и по сельскохозяйственной продукции был отрицательным, хотя наблюдается сокращение превышения объема импорта к экспорту (с 3,37 раз в 2016 года до 2,85 в 2019году) [4]. Таджикистан занимает незначительную долю на мировых рынках товаров и капитала, малая открытая экономика страны подвержена влиянию внешних валютных, финансовых и ценовых шоков.

Стоимостной объем экспорта республики в большой степени меняется вследствие колебаний мировых цен на основные экспортные товары. Продолжаются процессы девальвации национальной валюты, ухудшение положения в банковском секторе и падение платежеспособного спроса населения вследствие резкого сокращения денежных переводов трудовых мигрантов, связанных с пандемией COVID-19, и последствий ее влияния на национальную экономику. Сохраняется устойчивая тенденция роста обменного курса национальной валюты к доллару США (с 9,53 таджикских сомони за 1 доллар США в 2019 году до 11,34 в 2021 году).

Доля экспорта в валовом внутреннем продукте страны имеет тенденцию к росту с 11,34 % в 2015 году до 17,6 % в 2020 году (рис.1., [1]).

Доля экспорта в ВВП Таджикистана

Рис.1. Доля экспорта в ВВП Таджикистана

В результате пандемии COVID-19 все традиционные торговые партнёры Таджикистана в течение 2019–2020 годов сократили экспорт продовольственных товаров. Кроме того, ряд стран ввели ограничения на экспорт продовольственных товаров в Таджикистан. Российская Федерация с 26 апреля 2020 года ввела эмбарго на экспорт пшеницы, в результате чего в Таджикистане резко возрос спрос на муку и пшеницу, что привело к повышению цен на данные товары, например, на муку пшеничную первого сорта в период с января по декабрь 2020 года цены возросли на 16,4 % [2].

Это вызвало необходимость введения 30 марта 2020 года Министерством сельского хозяйства Республики Таджикистан квоты на экспорт пшеницы и муки. Исходя из намерений снижения возможных последствий влияния пандемии на экономику страны, Президент Республики Таджикистан подписал 5 июня 2020 года Указ № 1544 «О предотвращении воздействия инфекционного заболевания COVID-19 на социально-экономические сферы Республики Таджикистан».

Среди мер, которые утверждены в Указе, Правительству Республики Таджикистан было поручено регулировать цены на такие стратегически важные потребительские товары, как мука и мучные изделия, сахар, растительное масло, бобовые, картофель, мыло и топливо. За счет средств государственного бюджета и внебюджетных средств посредством государственного учреждения «Фонд государственной поддержки предпринимательства при правительстве Республики Таджикистан» было поручено выделить льготные кредитные средства компаниям, которые заняты производством продуктов питания.

Согласно пункту 3 статьи № 15 «Налоговые и таможенные льготы для отдельных предприятий и организаций» Закона о государственном бюджете на 2019 и 2020 годы, Государственное унитарное предприятие по производству, закупке, резервированию и продажи товаров первой необходимости в городе Душанбе было освобождено от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) при продаже продовольственных товаров, а также был освобождён от уплаты НДС ввоз продукции, перечень которых утверждается Правительством Республики Таджикистан. В числе этих продуктов — продукты первой необходимости: сахар, растительное масло, пшеница, мука и рис. Кроме того, в 2020 году ввоз семян сельскохозяйственных культур «суперэлита» и «элита», породистого и мясного скота, а также всех видов корма для скота был также освобожден от налога на добавленную стоимость и импортной пошлины. Это способствовало тому, что в результате предоставленных налоговых и таможенных льгот, например, число птицеводческих предприятий только в 2019 году составило 140 единиц и увеличилось на 29, а производство яиц в 2019 году по сравнению с 2016 годом возросло в 2,2 раза; при этом в страну было ввезено 10,4 миллиона инкубационных яиц, 2,2 миллиона цыплят и 122,5 тысячи тонн кормов [3]. С 1 апреля 2020 года с целью снижения рыночной цены и ослабления бремени населению были освобождены от НДС основные импортируемые продукты питания, такие как: сахар, растительное масло, пшеница и рис.

Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 26 июня 2020 года № 375 приведен перечень подкарантинных материалов и перечень ограниченно распространённых карантинных вредных организмов, которые подлежат фитосанитарному контролю как при ввозе, так и при вывозе их с территории Таджикистана.

Обеспечение экономической безопасности связано с достижением такого развития, когда создаются приемлемые условия для жизни и развития населения страны, социально-экономической стабильности в обществе и умелого противостояния возможным угрозам и рискам, возникающим извне и способствующим дестабилизации ситуации в стране. Поэтому вопросы защиты экономических интересов страны выступают приоритетом в реализуемой правительством страны государственной экономической политики.

Литература:

  1. Внешнеэкономическая деятельность РТ //Статистический сборник.-Душанбе, 2020. - Агентство по статистике при Президенте РТ.
  2. Каримова М. Т. Наджибуллоев А. К. Изменение цен на продовольствие в Таджикистане в период пандемии COVID-19// Бюллетеня «Обзор торговой политики в странах Европы и Центральной Азии», № 71-й, 2021, ФАО, РИМ,- C.19–22.
  3. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 25 июня 2020 года, № 379. URL: http://www.adlia.tj/show_doc.fwx?Rgn=136694//
  4. Каримова М. Т. Проблемы обеспечения безопасности продовольствия в Таджикистане//Обзор торговой политики в странах Европы и Центральной Азии. Бюллетень FAO№.50, Июнь 2019 — С.6–9.
  5. https://tajtrade.tj/menu/28?l=ru
Основные термины (генерируются автоматически): Таджикистан, последняя редакция, постановление Правительства Республики, Правительство Республики, растительное масло, Республика, внешнеторговая деятельность, государственный бюджет, национальная валюта, национальная экономика.


Задать вопрос