«Закупки с полки» — небольшие по объёму и стоимости закупки. Согласно №44-ФЗ, это разновидность госзакупок у единственного поставщика. В 2021 году в целях развития этого сегмента торгов лимит малых закупок был увеличен до 3 млн рублей (ранее он составлял 600 тысяч рублей).
Из-за небольшого объёма и стоимости малые закупки не требуют сложных, направленных на поддержку и защиту конкуренции процедур, характерных для обычных госзакупок. Однако они тоже строго регулируются — упрощена процедура, но не соблюдение установленных правил торгов.
К малым закупкам относятся:
- Закупки, не превышающие 600 тысяч рублей, при условии соблюдения заказчиком (кроме сельских поселений) других лимитов. Общий годовой объём таких закупок не должен превышать 2 млн рублей или 10% всех закупок, если эти 10 % не превышают 50 млн рублей.
- Электронные закупки, не превышающие 3 млн рублей, при условии соблюдения вышеуказанного годового лимита.
Основная площадка проведения малых торгов — единый агрегатор торговли. Он напоминает онлайн-магазин, где поставщики (исполнители) открыто публикуют свои предложения. За это малые закупки и получили название «закупки с полки».
Требования к участникам малых закупок
В малых закупках может участвовать любой поставщик товаров или услуг, который соответствует требованиям, установленным для участников госторгов.
Для доступа на площадку, где проводятся малые торги, нужно:
- Иметь подтвержденную запись в ЕСИА.
- Заказать электронную подпись (квалифицированный сертификат) или уже иметь сертификат в наличии.
- Зарегистрироваться в ЕИС (системе госзакупок).
- Располагать предложением товаров или услуг, которое заинтересует заказчика.
Квалифицированные сертификаты электронной подписи могут выдавать только аккредитованные удостоверяющие центры, к которым относится компания «Инфотекс Интернет Траст». Электронную подпись в удостоверяющем центре «Инфотекс Интернет Траст» можно также получить дистанционно.
Процедура малых торгов
Участники регистрируются на площадке, где проводятся малые торги. Чтобы привлечь внимание заказчика и рассказать о своём продукте, они публикуют на электронной площадке своё предложение. Предложение может включать разные виды товаров и услуг. Но применительно к каждой единице товара (услуги) должно содержать подробное его описание — от наименования, характеристик, цены, объёма товара (услуги) до срока действия предложения, сроков поставки и сведений об участнике торгов.
Предложение считается заявкой, а если содержит разные товары и услуги, то несколькими заявками. Если заявка отвечает требованиям извещения о закупке, в том числе разных заказчиков, она будет направлена всем заинтересованным заказчикам.
Первично отбор заявок проводит оператор торговой площадки, затем — заказчик. Последнее слово остаётся за заказчиком. Он выбирает такое предложение из представленных оператором ЭТП, которое наиболее точно и полно соответствует требованиям закупочной документации. С этим участником и будет заключён контракт.