Особенности проявления видов зависти в зависимости от компонентов самоотношения студента
Автор: Акопян Лаура Гариковна
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
II международная научная конференция «Психология: традиции и инновации» (Самара, март 2016)
Дата публикации: 01.03.2016
Статья просмотрена: 1346 раз
Библиографическое описание:
Акопян, Л. Г. Особенности проявления видов зависти в зависимости от компонентов самоотношения студента / Л. Г. Акопян. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 21-25. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/197/9937/ (дата обращения: 19.12.2024).
В данной статье рассматривается проблема изучения влияния самоотношения на проявление видов зависти у личности, как внутреннего фактора формирования зависти. Согласно результатам исследования, нам удалось доказать, что некоторые компоненты самоотношения оказывают влияние на проявление видов зависти, что в свою очередь позволяет нам отнести самоотношение к внутренним факторам формирования зависти.
Ключевые слова: зависть, самоотношение, виды зависти, компоненты самоотношения.
Зависть присуща всем людям, не зависимо от пола, национальности, социального статуса и так далее. Она понимается психологами неоднозначно. Это обобщенное понятие, используемое для описания и характеристики черты личности, переживаний, чувств, мотиваций, эмоций, защитной реакции человека, связанных с его отношением к другим людям.
В психологии за последние десятилетия было опубликовано множество работ, направленных на исследование данного психологического феномена (Т. В. Бескова, Е. П. Ильин, К. Муздыбаев, Г.Шёк, Л. А. Дяченко и М. И. Кандыбович, Н. В. Горешнина и другие). Большинство авторов исследовали зависть как эмоциональное переживание, чаще всего рассматривая и оценивая проявление зависти с морально-этических позиций.
Большой вклад в изучение феномена зависти внесла Т. В. Бескова. Она описала детерминанты зависти, разработала методический инструментарий исследования зависти. Автор исследовала соотношения зависти и мотивации достижения, где пришла к выводу, что чем выше у человека мотивация достижения, тем больше этот человек убежден, что завидуют его социальному превосходству, материальным благам, его достигнутым развитием как личность. Так же, она определила, что собственная зависть не всегда осознается субъектом [2].
К. Муздыбаев выделил компоненты зависти: социальное сравнение, восприятие субъектом чьего-либо, переживание досады, огорчения и унижения по этому поводу, неприязненное отношение или даже ненависть к тому, кто превосходит, желание или причинение ему вреда, желание или реальное лишение его предмета превосходства [10].
Е. П. Ильин выделил и описал стадии развития зависти, описал внешние и внутренние факторы формирования зависти [8].
Следующим автором, который исследовал феномен зависти, является Джон Ролз. Он рассматривает три условия (два социальных и одно психологическое), которые способствуют враждебным вспышкам зависти.
Психологическое условие соответствует низким показателям самоценности, компоненту самоотношения. Человеку с низкими показателями самоценности свойственны глубокие сомнениях человека в уникальности своей личности, недооценке своего духовного «Я», повышенная чувствительность к замечаниям и критике окружающих в свой адрес делает человека обидчивым и ранимым, склонным не доверять своей индивидуальности [11].
В связи с этим можно предположить, что феномен самоотношения может выступать в качестве внутреннего фактора возникновения зависти. И так как большинство отечественных психологов рассматривают только внешний фактор формирования зависти, мы же в статье будем опираться на внутренний, где новизна нашего исследования состоит в том, что мы будем изучать особенности проявления видов зависти личности в зависимости от самоотношения, как внутреннего фактора формирования зависти.
Изучением феномена самоотношения занимались такие ученые как: Н. И. Сарджвеладзе, А. Ф. Лазурский и В. Н. Мясищев, С. Р. Пантилеев и другие.
Н. И. Сарджвеладзе впервые ввел понятие «самоотношение» в научный обиход [9].
С. Р. Пантилеев выделил структурные компоненты самоотношения такие как: самоуважение (открытость, саморуководство, самоуверенность, социальная желательность Я); аутосимпатия (самопривязанность, самоценности, самопринятие); самоуничижение (внутренняя конфликтность, самообвинение). По результатам содержательного анализа структурных компонентов самоотношения автор выделяет две различные по семантическому содержанию совместно функционирующие подсистемы: «оценочную» и «эмоционально-ценностную» оценочного самоотношения строится на сравнении своих успехов с достижениями других людей, что соответствует первой стадии зависти, в основе которой лежит тоже сравнения себя с кем-то. Это в свою очередь подтверждает тот факт, что самоотношение является предпосылкой возникновения зависти [9].
И так, большинство исследований направлены на изучение внешних факторов формирования зависти и практически не изучены внутренние. В связи с данным обстоятельством мы решили заполнить некий пробел в науки и рассмотреть самоотношение в качестве внутреннего фактора формирования зависти. Самоотношение делится на оценочное и эмоционально-ценностное. Формирование именно оценочного самоотношения строиться на сравнении своих успехов с достижениями других людей, что соответствует первой стадии зависти, в основе которой лежит тоже сравнения себя с кем-то. Это в свою очередь подтверждает тот факт, что самоотношение является предпосылкой возникновения зависти. Кроме того, психологическое условия формирования зависти соответствует самоценности — компоненту самоотношения.
Цель нашего исследования: выявить проявление зависти в зависимости от самоотношения личности.
При формировании гипотезы мы исходили из предположения о том, что чем лучше человек к себе относиться, тем он меньше завидует, и наоборот.
Методы иэмпирическая выборка исследования.
В нашем исследовании приняло участие 30 человек, студентов-психологов Волгоградского государственного университета.
Для исследования мы использовали: Методику исследования завистливой личности Т. В. Бесковой, Многомерный опросник исследования самоотношения С. Р. Пантилеевым, а также разработанную нами анкету «Представление людей о зависти».
На основании проведенного анкетирования мы провели контент-анализ для выявления преобладающих индивидуально-психологических особенностей завистливой личности, негативных эмоций завистливого человека и варианты проявление зависти.
Таблица 1
Индивидуально-психологические особенности завистливой личности
Индивидуально-психологические особенности |
Количество человек |
Не удовлетворенность |
24 |
Разочарование |
24 |
Не уверенность в себе |
20 |
Вспыльчивость |
10 |
Чаще всего плохое настроение |
7 |
Тревожность |
6 |
Пессимизм |
5 |
Как видно из таблицы преобладающими индивидуально-психологическими особенностями завистливой личности являются: не удовлетворенность, разочарование и неуверенность в себе.
Таблица 2
Негативные эмоции завистливого человека
Негативные эмоции |
Количество человек |
Раздражение |
22 |
Ненависть |
16 |
Обида |
15 |
Разочарование |
12 |
Досада |
10 |
На основании результатов из таблицы завистливый человек испытывает чаще всего следующие негативные эмоции: раздражение, ненависть и обиду.
Таблица 3
Проявление зависти
Варианты проявление зависти |
Количество человек |
Переживание внутри себя |
12 |
Язвительные изречения в адрес объекта зависти |
11 |
Интрига за спиной у объекта зависти |
10 |
Отрицательные поступки по отношению к объекту |
8 |
Согласно данным из таблицы, зависть преимущественно проявляется в виде переживаний внутри себя, язвительных изречениях и интригах за спиной у объекта зависти.
При обработке данных методики, измеряющей самоотношение, мы обнаружили, что у большинства участников исследования средний уровень самоотношения (по нормативам методики). В связи с этим нами были установлены уровни самоотношения в пределах конкретной выборки (см. таблица № 4).
Таблица 4
Описательные статистики
Компоненты самоотношения |
Среднее |
Стд. отклонение |
открытость |
5,93 |
1,172 |
самоуверенность |
6,87 |
1,889 |
саморуководство |
6,20 |
1,518 |
зеркальное Я |
5,57 |
1,455 |
самоценность |
7,13 |
2,113 |
самопринятие |
6,17 |
1,510 |
самопривязанность |
5,20 |
1,769 |
внутренняя конфликтность |
4,77 |
1,357 |
самообвинение |
4,67 |
1,900 |
Далее мы провели однофакторный дисперсионный анализ, на основании которого было выявлено, что значимыми для нашего исследования являются два типа самоотношения: 1-конфликтность, 2-самообвинение.
Таблица 5
Дисперсионный анализ
Тип самоотношения |
Виды зависти |
F |
Знч. |
Конфликтность |
Зависть-уныние |
,880 |
,427 |
Зависть-неприязнь |
4,288 |
,024 |
Как видно из таблицы № 5, существует влияние внутренней конфликтности — компонента самоотношения на проявление зависть-уныние, которое статистически значимы (р=0,024).
Рис. 1. График дисперсионного анализа внутренней конфликтности и зависти-уныния
В представленном графике видно, чем выше внутренняя конфликтность, тем чаще появляется зависть-уныние.
Автор методики самоотношения С. Р. Пантилеев определяет внутреннюю конфликтность как сомнение, несогласие с собой, выраженность тенденций к самокопанию и рефлексии. При высоких показателях внутренней конфликтности у человека преобладает негативный фон отношения к себе. При низких показателях человек положительно относится к себе, ощущает баланс между собственными возможностями и требованиями окружающей реальности, между притязаниями и достижениями.
Так как внутренняя конфликтность влияет на появление зависти-уныние, охарактеризуем проявление зависти-уныния у человека, исходя из методики изучения завистливой личности Т. В. Бесковой. Человек, испытывающий зависти-уныния, переживает такие чувства как обиду, досаду, грусть, уныние, отчаяние, предпринимает, как ему кажется, все возможное для достижения желаемой цели, вкладывая все свои силы, но успех (материальный достаток, признание и др.) не приходит, поэтому он завидует внутри себя, не показывая окружающим.
Таблица 6
Дисперсионный анализ
Тип самоотношения |
Виды зависти |
F |
Знч. |
Самообвинение |
Зависть-уныние |
5,177 |
,120 |
Зависть-неприязнь |
2,299 |
,012 |
Согласно результатам, из таблицы № 5 выявлено влияние самообвинения на проявление зависти-неприязни, которое статистически достоверно (р=0,012).
Рис. 2. График дисперсионного анализа самообвинения и зависти-неприязни
В представленном графике видно, чем выше показатель по самообвинению, тем чаще появляется (проявляется) зависть-неприязнь. Согласно методике самоотношения С. Р. Пантилеева, компонент самообвинение характеризует выраженность отрицательных эмоций в адрес своего «Я». При высоких показателях человек видит в себе, прежде всего недостатки, за свои промахи и неудачи винит только себя. При низких показателях тенденция к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях, обвинение других, перенесение ответственности на окружающих.
После того как мы описали самообвинения, перейдем к описанию вида зависти-неприязни, исходя из методики завистливой личности Т. В. Бесковой. Человек, испытывающий зависть-неприязнь, чувствует озлобленность, гнев, раздражение направленное на того, кто добился большего. Это находит выражение в таких отношениях к другому, как ненависть, неприязнь, подозрительность, враждебность. Для такого человека являются характерным желанием превзойти другого любым способом.
Таким образом, преобладающими индивидуально-психологическими особенностями завистливой личности являются: не удовлетворенность, разочарование и неуверенность в себе, так же завистливый человек испытывает чаще всего такие негативные эмоции как раздражение, ненависть, обиду и зависть преимущественно проявляется в виде переживаний внутри себя, язвительных изречениях и интригах за спиной у объекта зависти. Компоненты самоотношения (внутренняя конфликтность и самообвинение) оказывают влияние на проявления видов зависти (зависть-уныние и зависть-неприязнь). Данный факт, в свою очередь, свидетельствует о том, что самоотношение может считаться внутреннем фактором формирования зависти.
Литература:
- Архангельская Л. С. Зависть в структуре отношений субъектов, испытывающих трудности общения: дис. канд. психол. наук / Л. С. Архангельская. Ростов н/Д: Ростовский государственный университет. — 2004. — 222 с.
- Бескова Т. В. Социальная психология зависти / Т. В. Бескова — Саратов: ИЦ Наука, 2010. — 192 с.
- Бесковой Т. В. Методика исследование завистливой личности / Т. В. Бескова // Вопросы психологии. — 2012. — № 2. — 127 -139 с.
- Бондаренко О. Р. Психологическое консультирование: зависть и психическое здоровье / О. Р. Бондаренко, У. Лукан // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Социология. Психология. Философия. 2008. № 2. — 265 с.
- Вахромов Е. «Людей люблю! А себя?».. /Е. Вахромов // Школьный психолог — 2002. — № 47. — 20–23 с.
- Горшенина Н. В. Зависть как нравственно-этическое качество студента / Н. В. Горшенина // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) — 2012. — № 12(20). — 14 с.
- Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин — СПб.: Питер, 2002. — 752 с.
- Ильин Е. П. Психология зависти, враждебности, тщеславия / Е. П. Ильин — СПб.: Питер, 2014. — 208 с.
- Колышко A. M. Психология самоотношения: Учеб. пособие / А. М. Колышко. -К62 Гродно: ГрГУ, 2004. — 102 с.
- Муздыбаев К. Психология зависти /К. Муздыбаев // Психол. журн. — 1997. — Т. 18. — № 6. — 3–12 с.
- Д. Ролз Теория справедливости/Ролз Д. — Новосибирск: НГУ, 1995. —510 с.
- Соколова. Е. Е. Психология зависти / Е. Е. Соколова // Педология. Новый век. — 2002. — № 10. -10–14 с.
Похожие статьи
Особенности самоотношения подростков группы риска
Статья посвящена изучению самоотношения подростков группы риска с результатами исследований. В статье рассматривается самоотношение, его компоненты, влияние искажения самоотношения на причины девиантного поведения подростков.
Связь агрессивности и психологической защиты у старшеклассников
Агрессивность является одной из важных характеристик личности, которая может быть направлена на защиту себя или на причинение вреда окружающим. В данной статье были представлены результаты психодиагностического исследования, которое позволило выявить...
Факторы эмоциональной напряжённости студента в учебном процессе
В статье автор пытается определить факторы эмоциональной напряженности студентов в учебном процессе, которые отрицательно влияют на познавательную активность обучающихся, развитие их эмоциональной культуры.
Отношение к здоровью у студентов с интернет-зависимостью
В данной работе рассматриваются внутренняя картина здоровья и представления о собственном здоровье у людей с различным уровнем выраженности интернет-зависимого поведения. Осуществляется анализ наиболее типичных подходов в определении здоровья и его о...
Жизнестойкость как личностный ресурс преодоления стресса
В статье рассматривается жизнестойкость личности, раскрывается понятие и сущность данного психологического феномена. Цель исследования: определение общего понятия «жизнестойкость». Для достижение данной цели большая часть в работе отведена изучению к...
Психологический портрет аддикта
В статье предлагается рассмотреть личность с химической зависимостью, попытаться понять, что же влияет на формирование аддикции, как взаимодействует биологический, психологический и социальный компоненты. Автор предлагает отследить личностно-психолог...
Самоотношение студентов с разным уровнем удовлетворенности жизнью
В статье рассматриваются особенности самоотношения студентов с различным уровнем удовлетворенности жизнью. Исследуются взаимосвязи между самоотношением и удовлетворенностью жизнью, а также влияние этих факторов на психологическое благополучие студент...
Факторы, влияющие на формирование девиантной личности, с точки зрения социологического подхода
Целью данной статьи является выявить факторы, влияющие на формирование девиантной личности, на основание различных социологических теорий.
Роль совладающего поведения и стрессоустойчивости личности в формировании склонности к химической зависимости у молодежи
В статье проводится теоретический анализ роли совладающего поведения и стрессоустойчивости личности в формировании склонности к химической зависимости. Проводится теоретический анализ исследований, показывающих, что неспособность личности справляться...
Проявления агрессии на разных уровнях самоотношения
В статье рассматриваются результаты исследования склонности респондентов к проявлению агрессии в зависимости от уровня самоотношения.
Похожие статьи
Особенности самоотношения подростков группы риска
Статья посвящена изучению самоотношения подростков группы риска с результатами исследований. В статье рассматривается самоотношение, его компоненты, влияние искажения самоотношения на причины девиантного поведения подростков.
Связь агрессивности и психологической защиты у старшеклассников
Агрессивность является одной из важных характеристик личности, которая может быть направлена на защиту себя или на причинение вреда окружающим. В данной статье были представлены результаты психодиагностического исследования, которое позволило выявить...
Факторы эмоциональной напряжённости студента в учебном процессе
В статье автор пытается определить факторы эмоциональной напряженности студентов в учебном процессе, которые отрицательно влияют на познавательную активность обучающихся, развитие их эмоциональной культуры.
Отношение к здоровью у студентов с интернет-зависимостью
В данной работе рассматриваются внутренняя картина здоровья и представления о собственном здоровье у людей с различным уровнем выраженности интернет-зависимого поведения. Осуществляется анализ наиболее типичных подходов в определении здоровья и его о...
Жизнестойкость как личностный ресурс преодоления стресса
В статье рассматривается жизнестойкость личности, раскрывается понятие и сущность данного психологического феномена. Цель исследования: определение общего понятия «жизнестойкость». Для достижение данной цели большая часть в работе отведена изучению к...
Психологический портрет аддикта
В статье предлагается рассмотреть личность с химической зависимостью, попытаться понять, что же влияет на формирование аддикции, как взаимодействует биологический, психологический и социальный компоненты. Автор предлагает отследить личностно-психолог...
Самоотношение студентов с разным уровнем удовлетворенности жизнью
В статье рассматриваются особенности самоотношения студентов с различным уровнем удовлетворенности жизнью. Исследуются взаимосвязи между самоотношением и удовлетворенностью жизнью, а также влияние этих факторов на психологическое благополучие студент...
Факторы, влияющие на формирование девиантной личности, с точки зрения социологического подхода
Целью данной статьи является выявить факторы, влияющие на формирование девиантной личности, на основание различных социологических теорий.
Роль совладающего поведения и стрессоустойчивости личности в формировании склонности к химической зависимости у молодежи
В статье проводится теоретический анализ роли совладающего поведения и стрессоустойчивости личности в формировании склонности к химической зависимости. Проводится теоретический анализ исследований, показывающих, что неспособность личности справляться...
Проявления агрессии на разных уровнях самоотношения
В статье рассматриваются результаты исследования склонности респондентов к проявлению агрессии в зависимости от уровня самоотношения.