Агрессивность является одной из важных характеристик личности, которая может быть направлена на защиту себя или на причинение вреда окружающим. В данной статье были представлены результаты психодиагностического исследования, которое позволило выявить связь агрессивности у старшеклассников с механизмами психологической защиты.
Ключевые слова: агрессивное поведение, подростковый возраст, психологическая защита, механизм защиты, агрессия, сознание человека.
Осознавая глубину и обоснованность социальной работы с подростками, особенность проблемных ситуаций, возникающих в этом возрасте, можно предотвратить многие проблемы, которые впоследствии могут проявиться в обществе. Именно подростковый возраст является наиболее сложным и деликатным периодом в жизни каждого человека, так как в этот период формируется система ценностей, происходит становление характера и личностных особенностей, а также физиологическое, биологическое, психическое развитие.
Важно разграничить такие понятия как «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение».
Из зарубежных научных работ, посвящённых определению агрессии и агрессивного поведения, наиболее распространёнными являются концепции таких исследователей как К. Лоренц, Э. Фромм, К. Г. Юнг и многих других.
К оренц писал, что «агрессия — это врожденный инстинкт, который присущ всем живым существам и связан с борьбой за выживание» [2, с. 145].
Эрихом Фроммом агрессия рассматривается, «как влечение к смерти и страданию» [1, с. 51].
К. Юнг объясняет агрессивное поведение, «как воздействие бессознательного на сознание человека» [3, с. 74].
Дж. Уотсоном «агрессия определяется в качестве приобретенного поведения в процессе социализации, посредством наблюдения соответствующего способа действия и следующего за ним социального подкрепления» [3, с. 15].
К. Роджерс писал, что «агрессия и насилие — это фактор психологической защиты человека, который выступает ответом организма на опыт, воспринятый как угроза» [4, с. 87].
Переходя к отечественным психологам, которые исследовали агрессию и агрессивное поведение, необходимо отметить и осветить работы таких известных психологов, как С. Л. Соловьёва, С. Ю. Чижова, Г. М. Колчина, А. А. Реан, О. Ю. Михайлова, Е. В. Рощина и другие.
С. Л. Соловьевой отмечается, что: «из предпосылок агрессивности, может формироваться агрессивное поведение личности, которое можно объяснить в качестве действий, которые являются целенаправленным причинением вреда или ущерба другим» [4, с. 14].
С. Ю. Чижова, одна из первых, замечает тот факт, что «агрессия может быть ярко выраженной, но также она может проявляться в скрытой форме — социальная изоляция жертвы, озлобленность на жертву» [2, с. 57].
В. В. Денисов делит формы агрессии на два уровня. «Первый уровень врожденный и является биологически обусловленным. Второй уровень является социально обусловленным, и присущ только человеку» [3, с. 46].
Таким образом, «агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» [1, с. 32],
«Агрессивное поведение» — поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы [1, с. 34],
«Агрессивность» — особенность человека, которая выражается в готовности к проявлению агрессивного поведения» [3, с. 145].
В психологической литературе существует большое многообразие понятий психологической защиты. Впервые, термин психологическая защита был введён З. Фрейдом в 1894 году в работе «Защитные нейропсихозы».
Психологическая защита — это неосознаваемый процесс, который оберегает сознание от возникновения неврозов, связанных с внутренними или внешними конфликтами, путем использования специальных механизмов защиты. Однако эта защита может исказить реальность или действовать на бессознательном уровне, что в итоге при неблагоприятных обстоятельствах может нанести вред состоянию человека [3].
Выделено уже большое количество защитных механизмов, но самыми изучаемыми оказались следующие: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия, сублимация, отрицание.
Механизмы защиты существуют в различных формах, и первоначальная их функция защитить «Я» от нежелательных переживаний теми или иными способами. Однако, применение любого из этих механизмов расходует психологическую энергию, что ограничивает гибкость и силы Я. Но так как человек не способен полностью отказаться от механизмов защиты, то З. Фрейд выделяет наиболее более адекватный механизм защиты — сублимацию. Суть этого механизма заключается в выражении внутренних импульсов способом, который считается приемлемым обществом [2].
Для изучения связи агрессивности и психологической защиты у старшеклассников выборочную совокупность составили 60 респондентов в возрасте 15–17 лет.
В результате психодиагностического исследования с помощью методики «Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки», были получены данные о выраженности у испытуемых 8 форм агрессии, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Распределение респондентов по формам проявления агрессии (в %)
Шкала |
Уровень проявления |
||
низкий |
средний |
высокий |
|
физическая агрессия |
12 % |
63 % |
25 % |
косвенная агрессия |
5 % |
73 % |
22 % |
раздражительность |
5 % |
63 % |
32 % |
негативизм |
22 % |
60 % |
18 % |
обида |
7 % |
68 % |
25 % |
подозрительность |
13 % |
62 % |
25 % |
вербальная агрессия |
10 % |
63 % |
27 % |
чувство вины |
12 % |
73 % |
15 % |
Респонденты в основном выражают средний уровень агрессии, что говорит о их способности контролировать проявления агрессии. Некоторые из них, с высоким уровнем агрессии, неспособны контролировать свою агрессию и могут быть жестокими. Респонденты с низким уровнем агрессии склонны быть слишком миролюбивыми, возможно, из-за недостаточной уверенности в себе.
Преимущественно для данной выборки характерными являются высокий и средний уровень показателей и форм проявления агрессии. Для удобства интерпретации данных и проведения статистического исследования был высчитан общий индекс агрессивности, показатели представлены в таблице 2.
Таблица 2
Распределение респондентов по индексу агрессивности
Уровень |
Количество человек |
Проценты |
Высокий |
16 |
27 |
Средний |
39 |
65 |
Низкий |
5 |
8 |
Было выявлено три группы респондентов: в первую групп составили подростки с высоким уровнем агрессивности — 16 человек, вторую группу составили респонденты с уровнем агрессивности, находящимся в пределах среднего уровня — 39 и 5 человек — низкого уровня агрессивности.
Далее для диагностики системы механизмов психологической защиты была использована методика «Оценка механизмов психологической защиты. Индекс жизненного стиля», Р. Плутчика, Г. Келлермана.
Респонденты были распределены по группам на основе выраженности у них индекса агрессивности, определённого с помощью методики «Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки». Обработка данных осуществлялась согласно ключу теста-опросника.
Результаты исследования психосоматических проявлений представлены в таблице 3.
Таблица 3
Выраженность показателей механизмов психологической защиты у старшеклассников с высоким и средним уровнем агрессивности
Названия защит |
Среднее значение |
|
Высокий уровень агрессивности |
Средний уровень агрессивности |
|
Отрицание |
24,16 |
48,10 |
Вытеснение |
22,93 |
21,20 |
Регрессия |
23,63 |
44,33 |
Компенсация |
21,33 |
25,10 |
Проекция |
18,17 |
15,96 |
Замещение |
46,20 |
45,00 |
Интеллектуализация |
22,93 |
22,13 |
Реактивные образования |
22,13 |
46,90 |
Анализ данных, отраженных в таблице 3 позволяет сделать выводы:
- Так, для старшеклассников с высоким уровнем агрессивности наиболее предпочитаемой защитой является «замещение», что позволяет нам охарактеризовать их как разрядку подавленных эмоций, которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства.
- Для старшеклассников со средним уровнем агрессивности наиболее предпочитаемыми защитами являются «отрицание», «регрессия», «замещение», также «реактивные образования».
Для выявления взаимосвязи между полученными показателям по уровням агрессивности и показателям психологических защит был использован критерий r s -Спирмена, результаты отображены в таблицах 4 и 5.
Таблица 4
Статистический анализ связи высокого уровня агрессивности и показателей психологических защит
Шкала |
Значение критерия rs — Спирмена |
Критическая точка при р=0,05 |
Значимость корреляции |
высокий уровень агрессивности |
|||
Отрицание |
0.065 |
0.25 |
не значима |
Вытеснение |
0.125 |
не значима |
|
Регрессия |
0.034 |
не значима |
|
Компенсация |
0.165 |
не значима |
|
Проекция |
0.089 |
не значима |
|
Замещение |
0.489 |
значима |
|
Интеллектуализация |
0.038 |
не значима |
|
Реактивные образования |
- 0.034 |
не значима |
|
По результатам статистического анализа взаимосвязи агрессивности и показателям методики психологических защит, можно утверждать, что существует положительная корреляционная связь между показателями, такими как: «замещение» (r s эмп. = 0. 489> r s кр = 0.25).
Статистический анализ по среднему уровню агрессивности (таблица 5).
Таблица 5
Статистический анализ связи среднего уровня агрессивности и показателей психологических защит
Шкала |
Значение критерия rs — Спирмена |
Критическая точка при р=0,05 |
Значимость корреляции |
Средний уровень агрессивности |
|||
Отрицание |
0.465 |
0.25 |
значима |
Вытеснение |
0.125 |
не значима |
|
Регрессия |
0.434 |
значима |
|
Компенсация |
0.165 |
не значима |
|
Проекция |
0.189 |
не значима |
|
Замещение |
0. 358 |
значима |
|
Интеллектуализация |
0.038 |
не значима |
|
Реактивные образования |
0.434 |
значима |
|
По результатам статистического анализа взаимосвязи агрессивности и показателям психологических защит, можно утверждать, что существует положительная корреляционная связь между показателями, такими как: «отрицание» (r s эмп. = 0.465> r s кр = 0.25); «регрессия» (r s эмп. = 0.434> r s кр = 0.25), «замещение» (r s эмп. = 0. 358> r s кр = 0.25); «реактивные образования» (r s эмп. = 0.434> r s кр = 0.25).
Результаты, полученные входе эмпирического исследования, позволяют утверждать, что респонденты со средним уровнем агрессивности склонны применять адаптивные психологические защиты, ориентируясь на социальную ситуацию, в которой они оказались в момент раздражения, либо эмоционального напряжения, что позволяет описать их как более ментально развитых индивидов, в то время, как у старшеклассников с высоким уровнем агрессивности была выявлена взаимосвязь между агрессивностью и таким механизмом психологической защиты как замещение, что позволяет утверждать о том, что перенос реакции происходит с недоступного объекта на доступный в момент эмоционального всплеска.
Литература:
- Агрессия у детей и подростков [Текст]: Учебное пособие / под ред. Н. М. Платоновой. — СПб.: Речь, 2006. — 336 с.
- Аронсон, Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию [Текст] / Э. Аронсон; под ред. В. С. Магуна; пер. с англ. — М.: Аспект Пресс, 2021. — 517 с.
- Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль [Текст] / Л. Берковиц. — СПб.: прайм ЕВРОЗНАК, 2001. — 512 с.
- Бреслав, Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности [Текст]: учебное пособие для специалистов и дилетантов / Г. Э. Бреслав. — СПб.: Речь, 2014. — 144 с.