Особенности защитных механизмов личности у тревожных подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.

Дата публикации: 04.06.2024

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Новикова, К. В. Особенности защитных механизмов личности у тревожных подростков / К. В. Новикова, М. П. Казанцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 514-517. — URL: https://moluch.ru/archive/521/115119/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье рассматривается исследование особенностей защитных механизмов личности у тревожных подростков. Представлены результаты методик «Шкала тревоги Спилбергера-Ханина», автор Ч. Спилбергер, в адаптация Ю. Л. Ханина; «Методика измерения психологической защиты (МИПЗ)» авторы Е. Р. Пилюгина, Р. Ф. Сулейманов.

Ключевые слова: защитные механизмы личности, подростковый возраст, тревожность, психологические защиты личности.

В современном мире всё больше подростков испытывают тревожность. Стресс и психологические проблемы, связанные с психосексуальным развитием, эмоциональной нестабильностью, неопределённостью социального статуса и изменчивостью общественных ценностей, способствуют этому.

Изучение психологических защит личности особенно актуально в подростковом возрасте, и в период перехода от подросткового к юношескому возрасту, поскольку именно в это время происходит формирование личности и мировоззрения. В этот период возникают ключевые вопросы, такие как определение дальнейшего пути, выбор профессии, умение брать на себя ответственность за свои решения и принятие новых ролей в семье и обществе. Отсутствие необходимых навыков, стратегий поведения и знаний о том, как справляться со стрессом, может привести к сильному эмоциональному напряжению. В таких ситуациях подростки часто прибегают к защитным механизмам, которые иногда могут быть деструктивными. Некоторые неэффективные методы психологической защиты могут вызвать отклонения в поведении и привести к девиантному поведению.

В связи с этим растёт интерес к исследованию механизмов психологической защиты, способствующих поддержанию стабильности и эмоционального принятия подростками себя и своего окружения.

В российской и зарубежной литературе существуют две основные точки зрения. Некоторые исследователи считают психологическую защиту естественным и важным механизмом, который помогает справляться со стрессом. Другие утверждают, что чрезмерное использование защитных механизмов может привести к негативным последствиям, таким как повторение прошлого опыта и ухудшение взаимодействия с окружающим миром, вместо эффективного разрешения конфликтов [6].

Д. Б. Карвасарский определил механизмы психологической защиты «как система адаптивных реакций личности, направленная на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений — когнитивных, эмоциональных, поведенческих- с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я-концепцию больного» [1]. По мнению В. Е. Рожнова механизмы защиты — это ««психическая деятельность, направленная на спонтанное изживание последствий психической травмы» [4]. В. А. Ташлыков под защитными механизмами понимал «адаптивные механизмы, направленные на редукцию патогенного эмоционального напряжения, предохраняя от болезненных чувств и воспоминаний и дальнейшего развития психологических и физиологических нарушений» [5].

При изучении различных подходов к определению понятия становится ясно, что все они акцентируют внимание на защитной реакции в ответ на стрессовые, тревожные или трудные обстоятельства. Эта реакция направлена на уменьшение внутреннего напряжения и сохранение психологического комфорта.

А. М. Прихожан считает тревожность устойчивой чертой личности, которая проявляется в склонности воспринимать нейтральные ситуации как угрозу самооценке, представлениям о себе, личным интересам и ценностям.

В. В. Давыдов рассматривает тревожность как индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в чувстве беспокойства в разных жизненных ситуациях.

Г. Г. Аракелов, Н. Е. Лысенко, Е. Е. Шотт определяют тревожность как психологическое явление, которое описывает состояние индивида в определённый момент времени и одновременно является свойством каждого человека.

Э. Эриксон отмечает, что уровень тревожности у подростков повышается в процессе полового созревания, формирования идентичности, установления межличностных отношений и в зависимости от статуса, занимаемого подростком в группе сверстников [2].

Для определения особенностей защитных механизмов личности у тревожных подростков нами была проведена диагностика с использованием методик «Шкала тревоги Спилбергера-Ханина» автор Чарльз Спилбергер, адаптация Ю. Л. Ханин; «Методика измерения психологической защиты (МИПЗ)» авторы Е. Р. Пилюгина, Р. Ф. Сулейманов. Исследование проводилось на базе МАОУ «Математический Лицей» г. Хабаровска. В исследовании приняли участие ученики девятого, десятого и одиннадцатого классов, в возрасте 16–18 лет, выборка представлена в количестве 36 человек.

Обратимся к результатам диагностики по методике «Шкала тревоги Спилбергера-Ханина» Чарльз Спилбергер, в адаптации Ю. Л. Ханина.

Целью методики является выявление уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

Результаты данной методики позволили нам определить показатели ситуативной и личностной тревожности подростков в процентном соотношении.

Результаты по шкале «Ситуативная тревожность»

Рис. 1. Результаты по шкале «Ситуативная тревожность»

методики «Шкала тревоги Спилбергера — Ханина»

Анализ результатов по выявлению ситуационной тревожности показал, что у исследуемых подростков наблюдается преобладание высокого уровня реактивной тревожности, он отмечен у 56 % опрошенных, у 39 % исследуемых выявлен средний уровень ситуационной тревожности, а у 6 %- низкий. Подростки с высоким уровнем ситуативной тревожности склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.

Результаты по шкале «Личностная тревожность» методики «Шкала тревоги Спилбергера-Ханина»

Рис. 2. Результаты по шкале «Личностная тревожность» методики «Шкала тревоги Спилбергера-Ханина»

Высокий уровень личностной тревожности выявлен у 69 % испытуемых, у 28 % наблюдается средний уровень, а у 3 %- низкий. При высокой личностной тревожности каждая ситуация будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу.

По результатам методики из 36 опрошенных подростков было выбрано 24 человека с ярко выраженной тревожностью для дальнейшего исследования особенностей защитных механизмов у тревожных подростков.

Перейдем к результатам методики «Методика измерения психологической защиты (МИПЗ)» авторы Е. Р. Пилюгина, Р. Ф. Сулейманов, которые представлены в таблице 1.

Данная авторская психодиагностическая методика измеряет 20 механизмов психологической защиты: диссоциация, вытеснение, ипохондрия, регрессия, изоляция, отрицание, пассивная агрессия, компульсивное поведение, проекция, замещение, рационализация, избегание, реактивное образование, компенсация, всемогущий контроль, сублимация, альтруизм, подавление, предвосхищение, юмор. Достоинства данной методики заключаются в простоте исследовательского процесса, независимости результата от личности исследователя и широком спектре измеряемых механизмов защиты [3].

Таблица 1

Результаты методики измерения психологической защиты (МИПЗ), авторы Е. Р. Пилюгина, Р. Ф. Сулейманов

Процентный показатель количества опрошенных с низким уровнем выраженности

Процентный показатель количества опрошенных со средним уровнем выраженности

Процентный показатель количества опрошенных с высоким уровнем выраженности

Диссоциация

11 %

69 %

19 %

Регрессия

17 %

58 %

25 %

Ипохондрия

0 %

39 %

61 %

Изоляция

19 %

56 %

25 %

Вытеснение

8 %

86 %

6 %

Замещение

33 %

53 %

14 %

Проекция

6 %

61 %

33 %

Компульсивное поведение

8 %

39 %

53 %

Пассивная агрессия

14 %

69 %

17 %

Отрицание

19 %

72 %

8 %

Рационализация

14 %

72 %

14 %

Избегание

44 %

44 %

11 %

Реактивное образование

17 %

69 %

14 %

Компенсация

22 %

64 %

14 %

Всемогущий контроль

42 %

50 %

8 %

Сублимация

8 %

56 %

36 %

Альтруизм

11 %

36 %

53 %

Подавление

6 %

69 %

25 %

Предвосхищение

0 %

44 %

56 %

Юмор

11 %

33 %

56 %

По данным таблицы 1 следует, что у группы тревожных подростков из 24 человек, высокий уровень выраженности имеют такие психологические защиты, как ипохондрия (61 % чел.), компульсивное поведение (53 % чел.), альтруизм (53 % чел.), предвосхищение (56 % чел.), юмор (56 % чел.). Можно сделать вывод о том, что вышеперечисленные защитные механизмы личности используются чаще всего у тревожных подростков. Избегание, как психологическая защита личности, выражена у 44 % опрошенных в низкой и средней степени.

Избегание, как психологическая защита личности, выражена у 44 % опрошенных в низкой и средней степени.

Что касается таких психологических защит как диссоциация (69 % чел.), регрессия (58 % чел.), изоляция (56 % чел.), вытеснение (86 % чел.), замещение (53 % чел.), проекция (61 % чел.), пассивная агрессия (69 % чел.), отрицание (72 % чел.), рационализация (72 % чел.), реактивное образование (69 % чел.), компенсация (64 % чел.), всемогущий контроль (50 % чел.), сублимация (56 % чел.), подавление (69 % чел.), то они выражены у группы респондентов в средней мере, что говорит о проявлении данных психологических защит ситуационно. То есть, в зависимости от возникшей перед человеком ситуации, будет второстепенно использован тот или иной механизм психологических защит, которые были перечислены выше.

Результаты нашего исследования подтвердили наличие проблемы тревожности среди подростков; выявили, к каким защитным механизмам личности прибегают тревожные подростки, а именно ипохондрия, компульсивное поведение, альтруизм, юмор, предвосхищение. Следует заметить, что предвосхищение, юмор и альтруизм относятся к защитам высшего адаптивного уровня (механизмы основаны на силе воли и самоконтроле личности, контролируются рефлексией, оказывают благотворное влияние на жизнь личности и одобряемы социумом). В таблице иерархии механизм компульсивное поведение отнесен к инфантильному уровню (подобные личности чересчур подвластны своим эмоциям — страх, обида, гнев и тому подобные эмоции слишком болезненны для них, отсюда свойственно стремление снять напряжение ситуации «здесь и сейчас» любым доступным способом либо перенести ответственность на окружающих). Ипохондрия же принадлежит психотическому уровню (оказывает деструктивное влияние на личность и ухудшает ее социальную адаптацию).

Литература:

  1. Карвасарский, Б. Д. Психотерапия / Б. Д. Карвасарский. — М.: Медицина, 1985. — С. 34.
  2. Косарева, В. А. Влияние тревожности подростка на его социометрический статус в группе / В. А. Косарева. — Текст: электронный // Управление образования администрации Ковровского района. — 2022. — URL: obrkovrr.ru/upload/image/file/-/опыт_психолог.pdf (дата обращения: 13.05.2024).
  3. Пилюгина Е. Р., Сулейманов Р. Ф. Методика измерения психологической защиты // Экспериментальная психология. 2020. Том 13. № 2. С. 194–209. DOI: 10.17759/exppsy.2020130213
  4. Рожнов, В. Е. Учение о бессознательном и клиническая психотерапия: постановка вопроса / В. Е. Рожнов, М. Е. Бурно // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. — Тбилиси, 1978. Т. 2.
  5. Ташлыков, В. А. Психология лечебного процесса / В. А. Ташлыков. — М., 1984. — 191 с.
  6. Шеенко, Е. И. Механизмы психологической защиты личности в подростковом возрасте / Е. И. Шеенко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 480–482. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109111/
Основные термины (генерируются автоматически): психологическая защита, защитный механизм личности, подросток, Шкала тревоги, механизм, психологическая защита личности, Сулейман, всемогущий контроль, высокий уровень, пассивная агрессия.


Ключевые слова

подростковый возраст, тревожность, защитные механизмы личности, психологические защиты личности

Похожие статьи

Формирование стрессоустойчивости младших школьников средствами боевых единоборств

В статье раскрываются новые подходы к формированию стрессоустойчивости младших школьников средствами боевых единоборств. Рассматриваются исследования таких ученых как А. Адлера, В. А. Бодрова, Л. В. Куликова, Р. Лазаруса, A. A. Реана, Г. Селье, К. Хо...

Тревожность у женщин в разных триместрах беременности

В статье рассматривается проблема тревожности у женщин в разных триместрах беременности, описываются эмоциональные состояния беременных женщин актуальные в разных триместрах. Для выявления психологических особенностей беременных женщин проведено иссл...

Признаки Рейнина как основа понимания индивидуальности ребенка

Статья посвящена выделенным на основе модели информационного метаболизма и дитохомий Юнга психическим признакам типов личности. В ней, на основе трудов Григория Рейнина, подробно описываются те, что могут быть уместны и полезны для педагогов, а также...

Социально-психологические факторы стремления девушек к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации

Личностные особенности одаренных старшеклассников

На основе рабочей концепции одаренности и теории черт Р. Кеттелла проведено исследование типов развития обучающихся старших классов с признаками одаренности. Выявлены два типа одаренных обучающихся: с гармоничным и дисгармоничным типами развития. В с...

Особенности развития предметного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье исследуются и анализируются особенности развития предметного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Основываясь на трудах ученых, таких как Е. М. Мастюкова, Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, были выделены основн...

Формирование социально-эмоционального интеллекта у старших дошкольников посредством сказкотерапии с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича

В данной статье рассматриваются определяющие составные социального и эмоционального интеллекта, их структурные особенности и связь между ними. Определена важная роль в формировании социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста поср...

Вклад Л. С. Выготского в развитие коррекционной педагогики

Статья посвящена деятельности Л. С. Выготского в области коррекционной педагогики. Представлены данные исследований, проведенные ученым, принципы, которые сформулировал Выготский Л. С.

Связь тревожности личности со стратегией поведения в конфликтной ситуации у подростков

Статья посвящена изучению связи уровня тревожности и стратегий поведения в конфликтной ситуации у подростков. Показано, что чем выше у подростков уровень личностной тревожности, тем выше уровень выраженности стратегии приспособления, а чем ниже у под...

Эмоциональное выгорание и особенности проявления данного синдрома у супругов

Статья посвящена описанию синдрома эмоционального выгорания и обоснованию необходимости его изучения. Автором предоставлены результаты исследования по теме с опорой на адаптированную методику В. В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания»....

Похожие статьи

Формирование стрессоустойчивости младших школьников средствами боевых единоборств

В статье раскрываются новые подходы к формированию стрессоустойчивости младших школьников средствами боевых единоборств. Рассматриваются исследования таких ученых как А. Адлера, В. А. Бодрова, Л. В. Куликова, Р. Лазаруса, A. A. Реана, Г. Селье, К. Хо...

Тревожность у женщин в разных триместрах беременности

В статье рассматривается проблема тревожности у женщин в разных триместрах беременности, описываются эмоциональные состояния беременных женщин актуальные в разных триместрах. Для выявления психологических особенностей беременных женщин проведено иссл...

Признаки Рейнина как основа понимания индивидуальности ребенка

Статья посвящена выделенным на основе модели информационного метаболизма и дитохомий Юнга психическим признакам типов личности. В ней, на основе трудов Григория Рейнина, подробно описываются те, что могут быть уместны и полезны для педагогов, а также...

Социально-психологические факторы стремления девушек к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации

Личностные особенности одаренных старшеклассников

На основе рабочей концепции одаренности и теории черт Р. Кеттелла проведено исследование типов развития обучающихся старших классов с признаками одаренности. Выявлены два типа одаренных обучающихся: с гармоничным и дисгармоничным типами развития. В с...

Особенности развития предметного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье исследуются и анализируются особенности развития предметного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Основываясь на трудах ученых, таких как Е. М. Мастюкова, Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, были выделены основн...

Формирование социально-эмоционального интеллекта у старших дошкольников посредством сказкотерапии с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича

В данной статье рассматриваются определяющие составные социального и эмоционального интеллекта, их структурные особенности и связь между ними. Определена важная роль в формировании социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста поср...

Вклад Л. С. Выготского в развитие коррекционной педагогики

Статья посвящена деятельности Л. С. Выготского в области коррекционной педагогики. Представлены данные исследований, проведенные ученым, принципы, которые сформулировал Выготский Л. С.

Связь тревожности личности со стратегией поведения в конфликтной ситуации у подростков

Статья посвящена изучению связи уровня тревожности и стратегий поведения в конфликтной ситуации у подростков. Показано, что чем выше у подростков уровень личностной тревожности, тем выше уровень выраженности стратегии приспособления, а чем ниже у под...

Эмоциональное выгорание и особенности проявления данного синдрома у супругов

Статья посвящена описанию синдрома эмоционального выгорания и обоснованию необходимости его изучения. Автором предоставлены результаты исследования по теме с опорой на адаптированную методику В. В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания»....

Задать вопрос