Ключевые слова: социально-психологические факторы стремления девушек к службе в Вооружённых силах, женщины военнослужащие, аспекты содержания военной службы, мотивация к военной службе, волевая саморегуляция, тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана, «Вербальная диагностика самооценки личности» Фетискина Н. П., Козлова В. В., Мануйлова Г. М.
Keywords: socio-psychological factors of girls' desire to serve in the Armed Forces, female servicemen, aspects of the content of military service, motivation for military service, volitional self-regulation, test-questionnaire «Study of volitional self-regulation» by A. V. Zverkov and E. V. Eidman, «Verbal diagnosis of self-esteem of personality Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuilova G. M. V. Eidman», «Verbal diagnostics of personality self-esteem» by Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuylova G. M.
На рубеже XX-XXI веков произошли изменения в профессиональной самореализации женщин. Сферы труда, которые ранее традиционно занимали мужчины (программирование, юриспруденция, нефтяная добыча, политическая деятельность, военное дело) сейчас осваиваются женщинами. Особенно нетипичным кажется предпочтение ими военного дела, однако, как показывают исследования [1], все большее количество женщин выбирает службу в регулярных войсках разных стран мира, в том числе и в России.
Популярность воинской службы не отрицает ее сложности, даже экстремальности, следовательно, и необходимости адаптироваться к ней. По этой причине возрастает и значимость психологической службы в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее — ВС РФ). Таким образом, представляется интересным изучить феномен феминизации армии, а именно те черты характера, качества личности и, вместе с тем, внешние условия, которые обуславливают подобный выбор. Совокупность указанных причин и определяет актуальность настоящего исследования.
Целью данной работы является изучение социально-психологических факторов стремления девушек к службе в вооруженных силах.
Объектом исследования представляется стремления девушек к службе в вооруженных силах. Предмет — социально-психологические факторы стремления девушек к службе в вооруженных силах.
Гипотезу исследования можно сформулировать следующим образом. Существуют различия в психологических особенностях у девушек, обучающихся в военном вузе и у девушек, обучающихся в гражданском вузе: у первых чаще выражен высокий уровень самооценки и самообладания, чем у вторых.
Практическая значимость исследования заключается в формировании представлений у девушек о службе в вооруженных силах.
Для ответа на вопрос: что мотивирует девушек выбирать военную карьеру, необходимо описать отдельные аспекты содержания военной службы, а также очертить границы женского труда в ней.
Основной задачей военной службы является защита страны и общества. Большинство государств, использующих систему добровольной и обязательной воинской повинности, призывают на службу только мужчин. Но Китай, Северная Корея, Норвегия, Швеция, Греция, Израиль и ряд других стран позволяют служить в ВС представителям обоих полов.
Очевидно, что закрепленное традицией гендерное неравенство продиктовано разными социальными и биологическим ролями мужчин и женщин. Отсюда стереотип о том, что женщины — слабый пол, неспособный выносить тяготы армейской жизни. Такое мнение транслируют, например, психиатр Н. В. Попов, военный историк Е. С. Сенявская [2], [3].
Отчасти доводы ученых убедительны, если учитывать, что специфика армии определяется ее жесткой, иерархичной структурой, реализуемой, в первую очередь, в практике присвоения воинских званий. Она обеспечивает ясность во взаимоотношениях между военнослужащими, поддерживает дисциплину. Кроме того, система званий — это способ выразить авторитет офицера, подчеркнуть служебное положение каждого.
Необходимо учитывать также и экстернальные факторы, задающие специфичность армии и влияющие на психологический портрет военнослужащего. Так, особенностью жизни солдат и офицеров является ее существование в форме военно-социального взаимодействия.
Процессы социального взаимодействия определяют особенности психики, сознательной и бессознательной ее частей. Также на ее структуру влияют и биологические свойства личности (то, что называют врожденными чертами). Сочетание психических и психологических особенностей конкретного военнослужащего и — шире — человека, получило название индивидуальности.
Индивидуальные черты трансформируются в ситуации общения. Например, одни обстоятельства делают человека напористым, даже агрессивным, а другие — застенчивым. Уместно говорить поэтому о психологической готовности индивида к ограничениям и правилам воинской службы. Мы, вслед за М. И. Томчуком, считаем, что общая психологическая готовность к ней выступает следствием синтеза социально-психологической, эмоционально-волевой и военно-профессиональной готовности [4].
Говоря о месте женщин в рядах ВС РФ необходимо обратить внимание на эмоциональный компонент в общей психологической готовности к службе. Характерными положительными чертами женщин, которые позволяют им лучше справляться с военно-профессиональной деятельностью, являются: внимательность, сбалансированность личностных оценок в профессиональном общении, доверчивость, расторопность, умение идти на компромисс. Однако повышенная эмоциональная чувствительность женщин, стремление к справедливому распределению нагрузки, борьба с фаворитизмом в тыловых структурах, лечебных, образовательных учреждениях нередко вызывают неоправданные конфликты на почве выяснения «женских» проблем.
Таким образом, формирование эмоционально-волевого компонента психологической готовности к военной службе связано с проблемой адаптации, а именно со способностью переживать стресс, страх, фрустрацию без вреда для психики.
В этой связи представлялось интересным изучить компоненты волевой саморегуляции и уровень самооценки у девушек-будущих военных.
Объектом эмпирического исследования стали обучающиеся гражданских и военных вузов (22 человека от 18 до 32 лет).
Методы эмпирического исследования, использованные в работе: психодиагностическое тестирование с помощью методик «Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана», «Вербальная диагностика самооценки личности Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова», математически-статистический метод обработки данных (t-критерий Стьюдента).
С помощью методики «Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана» была проведена диагностика волевой саморегуляции.
В результате анализа данных было выявлено следующее (Таблица 1).
Средний уровень саморегуляции характерен для 45 % опрошенных. Такие люди уверены в себе, имеют устойчивые отношения с окружающим миром и людьми. В 36 % случаев имеют высокий уровень саморегуляции. В 19 % случаев респонденты обладают низким уровнем саморегуляции, такие люди эмоционально неустойчивы, ранимы.
Уровень настойчивости в 54 % случаев у респондентов на высоком уровне, что говорит о том, что такие люди деятельные, их мотивируют преграды на пути к цели, но отвлекают альтернативы и соблазны. В 27 % случаев респонденты обладают низким уровнем настойчивости, такие люди имеют повышенную лабильность, неуверенность.
Уровень самообладания в 63 % случаев у респондентов на высоком уровне, что говорит о том, что такие люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму.
Таблица 1
Результаты анализа различий в уровнях сформированности компонентов волевой саморегуляции
Компоненты волевой саморегуляции |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Общая |
36 % |
45 % |
19 % |
Настойчивость |
54 % |
19 % |
27 % |
Самообладание |
63 % |
27 % |
10 % |
Для диагностики самооценки у респондентов была применена методика «Вербальная диагностика самооценки личности Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова».
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы (Таблица 2).
Для 18 % респондентов характерен высокий уровень самооценки. Такие люди адекватно реагируют на замечания и редко сомневается в необходимости своих действий. Негативными проявлениями высокого уровня самооценки могут быть превышение полномочий, утрата адекватности восприятия реальности пребывание в иллюзиях по поводу собственной жизни.
Но также они могут превышать свои полномочия, пребывать в иллюзиях по поводу собственной жизни.
Для 72 % респондентов характерен средний уровень самооценки. Такие люди редко страдают комплексом неполноценности, лишь время от времени подстраиваясь под других людей. Считается наиболее адекватным уровнем самооценки, поскольку позволяет легко вступать во взаимодействие. Самооценка влияет на все поведение человека и на его отношение к себе и к другим людям. Так, при адекватной самооценке индивид правильно оценивает соотношение своих желаний и способностей, ставит перед собой реалистичные цели, которые в состоянии достичь, способен критически посмотреть на себя со стороны старается предвидеть результаты своих поступков.
Для 9 % характерен низкий уровень самооценки, что свидетельствует о том, что человек болезненно переносит критические замечания, не уверен в себе. Людям с низкой самооценкой очень тяжело взяться за какую-либо деятельность, поскольку они считают, что у них ничего не получится. В общении с другими людьми могут постоянно подстраиваться под чужое мнение, возможно, идти на поводу чужих желаний.
Таблица 2
Результаты анализа различий в уровне самооценки
Уровень самооценки |
Результаты |
Высокий |
18 % |
Средний |
72 % |
Низкий |
9 % |
Для сравнительного анализа самообладания и самооценки у испытуемых использовался математически-статистический метод обработки эмпирического тестирования с помощью t-критерия Стьюдента.
По результатам оценки средних показателей было установлено, что полученное значение (t — эмпирическое) находится в зоне значимости, то есть различия между девушками, обучающимися в военном и гражданском ВУЗах, по показателям «самооценка» и «самообладание» существенны.
Так, обнаружилось, что девушки из военного ВУЗа имеют более высокий уровень самообладания и более высокий уровень самооценки, чем девушки из гражданского ВУЗа (таблицы 3–4).
Таблица 3
Результаты статистического анализа различий в уровне самообладания
Показатель |
Среднее значение |
t — эмп. |
T — крит. |
|
Девушки из гражданского вуза |
Девушки из военного вуза |
|||
Самообладание |
7,5 |
11 |
4,2 |
2,85 (при p < 0,01) |
Таблица 4
Результаты статистического анализа различий в уровне самооценки
Показатель |
Среднее значение |
t — эмп. |
T — крит. |
|
Девушки из гражданского вуза |
Девушки из военного вуза |
|||
Самооценка |
11 |
13 |
2,1 |
2,08 (при p < 0,05) |
Таким образом, полученные результаты полностью подтверждают гипотезу о том, что существуют различия в психологических особенностях у девушек, обучающихся в военном вузе и у девушек, обучающихся в гражданском вузе, а именно: у девушек, обучающихся в военном ВУЗе, чаще выражен высокий уровень самооценки и волевой самообладания, чем у девушек, обучающихся в гражданском вузе.
Это свидетельствует о том, что девушки из военного вуза обладают необходимыми личностными качествами для службы в ВС.
Литература:
- Нилова А. 310 тысяч женщин служат в российской армии/ А. Нилова // Если быть точным. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tochno.st (дата обращения 29.03.2024).
- Павлов Н. В. Социально-психологическая готовность выпускников вузов / Н. В. Павлов // Россия и мир: столкновение цивилизаций в XXI веке: 2016. — С.72.
- Сенявская Е. С. Человек на войне. Историко-психологические очерки / Е. С. Сенявская. — М.: Институт российской истории РАН, 1997.– 232 с.
- Томчук М. И. Особенности психологической готовности юношей к службе в Вооруженных Силах СССР дис. …канд. психол. наук /М. И. Томчук. –1984. — 189 с.