В статье авторы исследуют современные взгляды подростков на службу в армии, рассматривают понятие личности и личностной акцентуации, предоставляют статистические данные о преобладании типов акцентуаций личности у подростков с негативным отношением к воинской службе.
Ключевые слова : личность, акцентуация личности, Личко, ПДО, подростки, воинская служба.
В современных реалиях одним из значимых этапов жизни подростков выступает обязательная служба в вооруженных силах по достижении совершеннолетнего возраста [2]. Регулярно сталкиваясь в своей работе с психодиагностическим обследованием лиц допризывного возраста (16–17 лет), по направлению военкомата, мы обратили внимание, что за последнее время увеличилось количество негативной настроенности к службе в армии.
По результатам вербального опроса испытуемых, можно предположить, что в настоящее время статус и престиж Российской армии не находится на высоком уровне. Также стоит отметить, что среди опрошенных подростков часто встречается низкий уровень осведомленности об условиях службы, непонимание достоинств ее прохождения.
Среди наиболее значимых негативных ожиданий по поводу службы в армии встречаются следующие установки: «не хочу терять лишний год», «никому ничего не должен», «не справлюсь»; выявляется формирование страхов и тревоги в отношении тяжести службы. Многие молодые люди высказывают свою позицию о том, что год, который они отдают службе в армии, можно было бы использовать для продолжения учебы или получения опыта работы. Также, весомая часть допризывников считают, что служба в армии представляет собой издевательства со стороны командующих военнослужащих, их отталкивает наличие «дедовщины», а также правовая незащищенность солдат, отсутствие порядка в армии Не меньше подростков отмечает тяжелые бытовые условия, плохое питание, нехватку и износ оборудования [1, 2].
Кроме этого, собранные нами данные позволяют утверждать, что немаловажную роль в формировании установок в отношении службы в армии играют отдельные личностные черты испытуемых. Для понимания определения личности нами были изучены труды как западных, так и отечественных психологических деятелей, среди которых отмечаются разнообразные подходы и концепции, такие как: идеалистические теории (Аристотель, Платон, Гераклит и др.), теории типов/ конституциональные теории (Гиппократ, Кречмер, Шелдон и др.), теории черт (Кеттелл), бихевиористические теории (Торндайк, Толмен, Халл, Скиннер), теории гештальт-психологии (Вертгеймер, Келлер, К.Левин и др.), психодинамические и психоаналитические теории (классические теории Фрейда, Юнга, социально-психологические теории Адлера, Хорни, Эриксона и др.), теории сознания (Джеймс), экзистенциально-гуманистические теории (Олпорт, Маслоу, Роджерс, Фромм), теории социального научения (Бандура), когнитивные теории (Пиаже, Брунер, Вернер и др.), концепция личностных конструктов (Келли), теории деятельности (Выготский, Леонтьев, Лурия, Рубинштейн и др.) [4].
На сегодняшний день не существует единой концепции личности, которая объясняла бы данный феномен во всей его многоаспектности. В своей статье мы будем придерживаться понимания личности как совокупности выработанных привычек и предпочтений, приобретенных знаний, социокультурного опыта и психофизических особенностей человека, определяющих его повседневное поведение и связь с обществом и природой.
В процессе своего развития и становления личность обрастает определенным набором черт, в том числе патологических, которые могут быть выражены в различной степени у различных индивидов, представляя, таким образом, формирование личностной акцентуации или психопатии. В нашей работе, в виду возрастных особенностей испытуемых, рассматривается только акцентуации личности.
Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с взрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Типы акцентуаций личности весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий, и рассматриваются как переходные состояния между психопатией и нормой, не отличаясь той тотальностью проявлений, присущей понятию психопатия. Наиболее глубоко понимание акцентуаций в подростковом возрасте прорабатывал А. Е. Личко.
Для выявления типов личностных акцентуаций среди испытуемых нами был использован Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), разработанный Личко (1976) для диагностики типов акцентуации характера и сопряженных с ними личностных особенностей подростков и юношей в возрасте 14–18 лет [3].
В исследование были отобраны 112 человек, без значимых психических нарушений, в возрасте 16–17 лет, проходившие психодиагностическое освидетельствование по направлению военкомата и с выявленным негативным отношением к службе в армии. Результаты проведённого исследования наглядно представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Типы акцентуаций у лиц допризывного возраста
Как видно из рисунка 1, лидируют: астено-невротический (33,9 %) и сенситивный (25,9 %) типы акцентуаций. Они относятся к невротическому спектру отклонений. Для астено-невротического типа больше характерно наличие эмоциональной неустойчивости, повышенной утомляемости, раздражительности и раздражительной слабости, склонности к тревожному реагированию. Сензитивный тип личностной акцентуации характеризует социальная настороженность, тревожность, мнительность, впечатлительность, чувство собственной неполноценности 3.
Далее, среди лидирующих типов акцентуаций подростков с негативным отношением к службе в армии выделяются эпилептоидный (15,2 %) и истерический (8,9 %) типы. Значимыми чертами эпилептоидного типа выделяются повышенный эгоцентризм, чувство собственной авторитарности, ригидность внутренних установок, склонность к аффектации, дисфории. Истерический же тип характеризуется наличием выраженного эгоцентризма, демонстративности, потребности во внимании и признании окружающими, стремлении занять лидирующую позицию [3, 4].
Менее выраженным, однако значимым, выявлен результат по неустойчивому (7,1 %) типу акцентуации, ключевыми особенностями которого представляются: неустойчивость мотивационно-волевой сферы психической деятельности, избегание ответственности, склонность к ранней делинквентности, алкоголизации и употреблению ПАВ [3]. Остальные типы личностных акцентуаций не представляются статистически значимыми.
Таким образом, зная отличительные черты акцентуаций у лиц допризывного возраста с негативным отношением к службе в армии, их слабые и сильные стороны, можно разработать действенные способы мотивирования. Так для лиц с невротическим реагированием (астено-невротический и сенситивный типы) желательно делать упор на разъяснение условий пребывания в рядах вооруженных сил, гарантирование безопасности и защищенности и, как следствие, снижение уровня негативными ожиданиями, тревоги и страха. Для эпилептоидного и истерического, наоборот, необходимо делать акцент на престиж, социальный статус и почетность службы. Лицам с неустойчивым типом акцентуации не рекомендуется проводить мотивационно-стимулирующие мероприятия, в виду низкой эффективности.
Полученная статистическая информация может быть значима в работе учителей, школьных психологов и социальных работников, проводящих предварительное информирование о службе в вооруженных силах РФ.
Литература:
- Ашихмин, И. Н. К вопросу об отношении студенческой молодежи к службе в армии. Сборник «Патриотическое воспитание молодёжи: проблемы и перспективы» [Текст] / И. Н. Ашихмин. — Орёл: ОрёлГТУ, 2013. — С. 135–137.
- Дерюгин, Ю. Н. Армия России: взгляд в ХХI век [Текст] / Ю. Н. Дерюгин // Социс. — 2015. — № 6. — С. 82–87.
- Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1977; изд. 2–е доп. и перераб., Л.: Медицина, 1983.
- Столяренко, Л. Д. Психология личности: учебное пособие / Л. Д. Столяренко. — Рн/Д: Феникс, 2017. — 396 c.