В статье рассматривается проблема сформированности мотивации на обучение у курсантов ведомственного института. Проведено расследование для выявления преобладающих ценностей курсантов, способствующих успеху в служебной деятельности, а также опрос среди курсантов, который прояснил основные виды мотивации для курсантов.
Ключевые слова: курсант, ведомственный институт, образовательная деятельность, мотивация, ФСИН России.
В процессе обучения в ведомственных институтах курсанты во многих ситуациях испытывают эмоциональное выгорание. Это связано с большой нагрузкой, не только физической, но и моральной. Строгая дисциплины, чёткий распорядок дня и другие мероприятия по плану курсовых офицеров, всё это так или иначе сказывается на душевном состоянии курсантов, а впоследствии, и на его учебной деятельности. Поэтому, следует найти определённый способ мотивационного воздействие на обучающегося с целью его дальнейшего всестороннего развития.
Начнем с того, что означает понятие «мотивация». Словарь С. И. Ожегова трактует нам следующее, что мотивация — это способ быстрого достижения цели, основанный на психофизиологическом процессе, который направляет поведение человека, способствует его активности и работоспособности. Можно говорить о том, что мотивация представляет собой определённую совокупность мотивов. Отсюда следует, что и мотивация учебной деятельности в условиях военного вуза должна иметь свои особенности. Их изучение и учет в процессе обучения представляется весьма актуальной задачей для военного учебного заведения.
В процессе обучения происходит изменение некоторых характерологических свойств личности: у курсантов гипертимные свойства личности замещаются стеническими. Эти изменения оказывают равное по интенсивности воздействие на все мотивационные ориентации, структурирующие мотивацию обучения. Динамика характерологических особенностей личности, с одной стороны, сдерживает рост значимости «результативной» и «оценочной» мотивационных ориентации, а, с другой — способствует снижению выраженности ориентации на процесс, и росту мотивационной ориентации на избегание неудач.
Структура личностно-ориентационной направленности также изменяется в процессе обучения. Это проявляется в увеличении выраженности направленности на себя при одновременном снижении удельного веса других элементов структуры направленности. Вследствие таких изменений возрастает роль мотивационной ориентации на избегание неудач и снижается значимость мотивационной ориентации на процесс.
В процессе обучения возрастает значимость пяти мотивов: самоутверждения, материального благополучия, избегания срочной службы, престижность получаемой профессии, ответственности за совершение определенных поступков. Изменения иерархии мотивов обучения определяют динамику мотивационных ориентаций на процесс и на избегание неприятностей, а также стимулируют динамику мотивационной ориентации на объективную оценку.
Большое влияние на учебную деятельность влияют также и ценностные ориентации курсантов. Для одной группы учеба будет преобладающей деятельностью, для других, пустой тратой времени. Нами было проведено расследование среди 1, 2 и 4 курсов Кузбасского института ФСИН России для выявления преобладающих ценностей курсантов, помогающих им в служебной деятельности. Всего было опрошено 96 человек. Из них 68, 2 % высказались о том, что несмотря на всю нагрузку, учебная деятельность остается преобладающей; для 27 % опрашиваемых главной ценностью является занятие спортом, оно же является мотивацией для достижения высоких спортивных результатов; самая малочисленная группа опрошенных курсантов придерживаются идеи о том, что главной сферой их деятельности являются художественные коллективы.
Среди качеств, препятствующих или способствующих обучению, особого разнообразия выявлено не было. К способствующим обучению были отнесены такие личностные особенности курсантов, как упорство, усидчивость, целеустремленность, ответственность, заинтересованность, трудолюбие. К мешающим учебе была причислена лень, а также недостаток времени и неумение его грамотно распределить, неуверенность или самоуверенность, медлительность. Проведенное исследование показало, что соотношение типов мотивации на обучение среди опрошенных курсантов меняется в зависимости от курса в сторону внешней стимуляции, связанной с получением диплома. Это происходит за счет уменьшения доли курсантов, настроенных на овладение профессией. Уровень мотивации на получение знаний существенно не варьируется в зависимости от курса обучения. Возможно, данная ситуация связана с особенностями обучения в ведомственном вузе и с необходимостью совмещать учебную и служебную деятельность, нести службу в нарядах, выполнять требования старших по званию. Данные обстоятельства усложняют процесс обучения и требуют больших затрат от курсантов. Неправильно расставленные приоритеты в виде большей значимости служебной деятельности приводят к изменению соотношения типов мотивации в сторону желания получить диплом и выйти из стен учебного заведения. Результаты заставляют задуматься о важности развития внутренней мотивации у курсантов высших учебных заведений, связанной с поддержанием любознательности и интереса к выбранной профессии (за счет правильной расстановки приоритетов, слаженной работы курсового звена и преподавательского состава вуза).
Также был проведен опрос среди курсантов 2 курса Кузбасского института ФСИН России по вопросу: «Что вас мотивирует на образовательную деятельность?».
Высокая оценка со стороны окружающих — 3,3;
Принцип: все учатся, и я тоже — 7,69;
Различные поощрения — 15,38;
Повышенная стипендия — 36,26;
Личная ответственность — 37,36.
По данному опросу, можно сделать вывод, что личная ответственность и повышенная стипендия являются главными мотиваторами к учебной деятельности.
Стипендия не является положительной мотивацией, так как это значит, что учеба — это всего лишь получение денег, а не знаний. То есть нет как такового интереса к учебе и пропадает умение получения удовольствия от приобретенных знаний. Но, с другой стороны, желание получать повышенную стипендию, способствует положительным оценкам у курсантов.
Что касается личной ответственности — это является внутренней мотивацией каждого человека, кто-то развивает данное качество, а кто-то нет. Имея данное качество, курсант задает себе цель — стать хорошим сотрудником с большим багажом знаний, он оценивает сам себя и совершенствуется. Курсант чувствует ответственность перед собственным выбором, тем самым показывая наивысший результат в образовательной деятельности. Интерес к знаниям является важным элементом для формирования ответственности у курсантов.
Немалую роль играет способ мотивации как поощрения. Данный способ имеет две стороны, как и стипендия. С одной стороны, используя поощрения за добросовестное выполнение обязанностей в учебе, руководство способствует получению положительных оценок, тем самым повышая образовательный уровень курса, но с другой стороны этот вид мотивации отрицательно сказывается на некоторых курсантах, так как они учатся только ради поощрения, а не совершенствования своей личности.
Другие два варианта опроса являются менее значимыми способами мотивации для курсантов. Принцип: все учатся, и я тоже, а также оценка окружающих — слабый мотиватор для курсантов. Это значит, что курсанты имеют свои собственные установки, а не равняются на других и не зависят ни от чьего мнения. Данное качество способствует саморазвитию и в дальнейшем может положительно сказаться на служебной деятельности.
Таким образом, мотивация играет важнейшую роль в привлечении курсантов к учебной деятельности. Результаты исследований заставляют задуматься о необходимости развития внутренней мотивации у курсантов, связанной с поддержанием интереса к выбранной служебной деятельности. Следует правильно расставлять приоритеты и реализовывать правильные ценности для достижения желаемых результатов в разных сферах служебной деятельности, этому должно способствовать не только сам курсант, но и его окружение, включая преподавателей. Правильный подход преподавателей ведомственных институтов к образовательной деятельности способствует развитию стремления к учебе курсантов. Руководство также не должно оставаться в стороне, прививая интерес к будущей деятельности с помощью практики, основанной на личном опыте, побуждать курсантов изучать дисциплины института с наибольшей заинтересованностью. Мотивация — неотъемлемая часть обучения курсантов в ведомственных институтах ФСИН России.
Литература:
- Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
- . Бариляк И. А. Мотивация учебной деятельности курсантов и студентов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 3(30).
- Жданова И. В., Ластовец И. В. Особенности личностного развития курсантов МВД и психологические условия его гармонизации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 3(59).
- Аверин В. А. Психология личности. СПб., 2001
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2008