В статье рассматривается проявление гендерных особенностей самооценки у младших подростков. Описывается важность изучения темы для дальнейшей эффективной работы педагога-психологасдетьми младшего подросткового возраста, для облегчения адаптационного процесса в классе и в данном возрасте в целом. В результате исследования выявляется отсутствие гендерных различий в общей самооценке младших подростков.
Ключевые слова: младшие подростки, гендерные особенности, самооценка.
В подростковом возрасте, особенно в младшем подростковом, индивид проходит нестабильный период, что сказывается на самооценке личности. Немаловажную роль в этом играет, по моему мнению, и половая принадлежность ребенка, другими словами, его гендерные особенности. Актуальность данной темы заключается в том, что гендерные особенности самооценки в младшем подростковом возрасте изучены недостаточно. Интерес к данной области среди психологов растет с каждым годом. Для школы актуальность заключается в возможности использовать полученные данные для более эффективной работы с детьми младшего подросткового возраста, а именно для облегчения адаптационного процесса в классе и в данном возрасте в целом.
В данной работе акцент делается на самооценке младших подростков, поэтому предлагаю рассмотреть понятие самооценки в различных словарях. В «Большом психологическом словаре» Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко самооценка рассматривается как «ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения» [3, с. 437].
В терминологическом словаре «Непрерывное образование взрослых» самооценка определяется как «мнение и суждение человека о себе самом, о своих качествах, достоинствах, недостатках, деятельных способностях, потенциальных возможностей, а также о своем месте и роли среди других людей и о социальной значимости деятельности, которой он занимается, и ее эффективности» [4, с. 303–304].
В словаре «Профессионально-педагогические понятия» дается краткое определение самооценки: «1) Определение уровня своих способностей и возможностей выполнить определенные действия (работу). 2) Оценка степени соответствия произведенного труда (продукции) стандартизированным требованиям» [6, с. 389].
Р. В. Овчарова, исследуя самооценку младших подростков, пришла к выводу, что в подростковом возрасте представление о себе расширяется и углубляется, возрастает самостоятельность в суждениях о себе. Младшие подростки видят разные свои недостатки, но у многих самооценка возможностей завышена: они считают себя способными сделать то, что в действительности сделать не могут. Многие пятиклассники еще не умеют правильно оценить уровень своих знаний и умений, а также увидеть, насколько трудна стоящая перед ними задача: первое оценивается выше, второе — ниже того, что есть на самом деле. Сообразительность — важный показатель в глазах подростков, важный показатель способности, поэтому в оценках и самооценках это существенный критерий. Существует такая тенденция, что примерно у половины подростков самооценка не совпадает с действительными результатами, причем в подавляющем большинстве случаев она является завышенной. Наряду с этим проявляется такая особенность, что взрослые — учителя и родители — склонны, напротив, занижать оценку возможностей подростков [5].
Взаимосвязь гендерных особенностей и самооценки младших подростков изучали как отечественные, так и зарубежные ученые. Например, по мнению В. Н. Дружинина, автора книги «Психология семьи», лишь отец способен сформировать у ребенка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем больше ребенок мужского пола привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих. Чем меньше ребенок привязан к отцу, тем ниже его самооценка, и он меньше придает значение духовным, социальным ценностям, по сравнению с материальными и индивидуалистскими. Тем самым можно сделать вывод, что мальчики младшего подросткового возраста, выросшие в неполной семье, где воспитанием занимается только мать, больше подвержены низкой самооценке, чем другие его сверстники [прив. по 2].
Согласно теории гендерной схемы С. Бема усвоение и принятие установок, связанных с выполнением определенной гендерной роли, осуществляется в процессе первичной социализации. Предполагается, что половая дифференциация и типизация являются результатом гендерно-схематизированной переработки информации, связанной с понятиями «мужское» и «женское». Ориентируясь на взрослых, младший подросток научился выбирать из всех возможных определений «Я» только те, которые применимы к его полу. Воспринимая новую информацию, подросток кодирует и организует ее в соответствии с заданными извне гендерными схемами, то есть доминирующими культурными представлениями о мужественности и женственности и ролях мужчины и женщины в обществе. Таким образом и самооценка ребенка, и его поведение в существенной мере определяются содержательным компонентом гендерной схемы [прив. по 1].
При изучении других исследований, направленных на выявление гендерных особенностей самооценки мы выявили, что нет устойчивого мнения о том, есть ли четкие различия в самооценке мальчиков и девочек в младшем подростковом возрасте. Также сложно сказать, отличается ли общая самооценка в зависимости от пола в младшем подростковом возрасте.
Исходя из вышеперечисленного было принято решение провести исследование на выявление различий в общей самооценке в зависимости от гендера у младших подростков. Исследование было проведено на базе СОШ «Университетская» ЕИКФУ г. Елабуга. В исследовании приняли участие 23 учащихся 5А класса в возрасте 11–12 лет (14 юношей и 9 девушек).
Для исследования использовался тест-опросник «Определение уровня самооценки» С. В. Ковалева, который предназначен для того, чтобы определить уровень самооценки личности. Методика представляет собой 32 суждения, и к ним необходимо выразить свое отношение теми вариантами ответов, которые предложены.
В результате проведения вышеописанной методики были получены следующие данные: 26 % обучающихся (6 человек) испытывают средний уровень самооценки. 74 % учащихся (17 человек) испытывают низкий уровень самооценки. Такой большой процент обучающихся с низкой самооценкой может быть связан с переходом на новую ступень образования, при котором происходит смешение учеников из разных классов одной параллели. При этом затрудняется процесс адаптации, что может привести к снижению самооценки.
Учитывая пол испытуемых, мы сделали вывод, что в классе 17 % (4 человека) мальчиков и 9 % (2 человека) девочек имеют средний уровень самооценки. Низкий уровень самооценки имеют 43 % (10 человек) мальчиков и 31 % (7 человек) девочек.
Для того, чтобы узнать есть ли гендерные различия в уровне самооценки у младших подростков мы использовали т-критерий Стьюдента с применением программы Excel. В результате мы получили p=0,71, что указывает на отсутствие значимых, достоверных различий в уровне самооценки младших подростков в зависимости от гендера, так как p > 0,05.
Таким образом, самооценка является мнением и суждением человека о себе самом, своих качествах, поведении, проявлениях, а также о своем месте и роли среди других людей. В научных исследованиях не были выявлены гендерные различия в общей самооценке младших подростков. Наше исследование так же еще раз доказало данный факт.
Литература:
- Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. — М., 2003. — 394 с.
- Козлов В. В. Гендерная психология: Учебник для вузов/ Козлов В. В., Шухова Н. А. — М., 2010. — 328 с.
- Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — М.: Прайм-Еврознак, 2002. — 632 с.
- Непрерывное образование взрослых. Терминологический словарь / [О. В. Павлова и др.]; под ред. О. В. Павловой. — С.: ИНОВ, 2015–436 с.
- Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога / Р. В. Овчарова. — М.: Просвещение, 1983. — 274 с.
- Профессионально-педагогические понятия: Слов. / [Г. М. Романцев и др.]; под ред. Г. М. Романцева. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. — 456 с.