В статье представлены результаты исследования рефлексивности в коммуникативной модели компетентности военнослужащих по контракту, проведен сравнительный анализ этих характеристик у военнослужащих, имеющих специальное военное образование и не имеющих такового.
Ключевые слова: военнослужащие по контракту, коммуникативные характеристики, рефлексивность, компетентность, боевые задачи.
Специфическая компетентность военного профессионала — это устойчивая общая и особенная основа знаний, умений и навыков фундаментального и военного характера. Коммуникативная составляющая компетентности состоит из таких действий, которые во вверенном офицеру воинском подразделении формируют адекватные взаимоотношения, конструктивные взаимодействия и ту необходимую социально-психологическую обстановку, которая не дает возникнуть и способствует преодолению конфликтных ситуаций [1]. Сюда же можно отнести то, что командир обязан пользоваться в воинском коллективе заслуженным авторитетом, уметь устанавливать служебные коммуникации со своими подчиненными и смежными подразделениями, уметь контролировать собственные аффекты, быть способным требовать от управляемого им коллектива и каждого военнослужащего четкого и результативного исполнения поставленных задач, быть способным деликатно, но решительно подвергать критике как действия всего подразделения, так и каждого подчиненного. Для того, чтобы достигать целей коммуникативного характера командный состав должен быть компетентен в согласовании групповых видов деятельности, в социально-психологических контактах, обладать достойным уровнем самосознания и самоорганизации, владеть навыками активного и позитивного общения с окружением, подвергать рефлексивному анализу свои поведенческие и эмоциональные особенности и пр.
Изучение характеристик и формирования профессиональной рефлексии в коммуникативной структурной модели компетентности военнослужащих приобретает особую актуальность, так как психологические основы, лежащие в фундаменте рефлексивного осмысления специфики армейской службы исследованы не столь детально и глубоко относительно гражданских профессий. Довольно продолжительное время рефлексивная составляющая специфических коммуникаций в Вооруженных Силах не относилась к числу востребованных, так как считалась весьма своеобразной деятельностью и организационной формой отношений в среде военнослужащих. Социальные трансформации в последние годы активизировали процессы реализации новых требований к обновленной генерации офицерского состава, способного к профессиональной рефлексивности [4].
Рефлексивные способности являются неотъемлемым личностно-профессиональным качеством человека в структуре воинской службы. Сформированность таких способностей является частью профессионально-коммуникативной компетенций выпускников военных образовательных учреждений (училищ, вузов). Рефлексивность оказывает влияние на все стороны жизнедеятельности человека, определяет уровень его адаптивности, нравственности, профессионализма [2].
Сравнительный анализ уровня развития рефлексивности как характеристики коммуникативной компетентности военнослужащих по контракту и курсантов военных училищ проводилось в марте 2021 года. Выборку составили в общей сложности 24 человека. Все респонденты являются военнослужащими по контракту в возрасте от 27 до 34 лет. Следуя замыслу нашей работы, вся выборка была поделена на две равные подгруппы по признаку: военнослужащие-контрактники выпускники военных училищ и военнослужащие-контрактники без соответствующего образования. В каждую подгруппу вошло 12 человек. Первая подгруппа — военнослужащие по контракту, подгруппа 2 — курсанты.
Психологическим инструментом обследования послужили методики:
- «Комплексная психологическая диагностика общения» (КПДО);
Комплексная диагностика общения (КПДО) позволяет нам изучить особенности общения военнослужащих в следующих направлениях: уровень общения, стиль общения и направленность общения [3] .
- Методика диагностики уровня развития рефлексивности, опросник Карпова А. В., определяющий рефлексивность, как личностный конструкт, представляющий один из аспектов интегративного психического бытия, которая связана с рефлексией, и где остальными ее модусами являются рефлексия в ее процессуальном контексте и рефлексирование, как специфическое психологическое состояние. Тест используется в психологическом консультировании, научных исследованиях, в профотборе и т. д. [2].
Рассмотрим коммуникативные особенности военнослужащих, составивших нашу выборку. В целом, все наши испытуемые выглядят умеренно общительными. Уровень общительности в абсолютных количественных данных военнослужащих по контракту ниже, чем у выпускников военных училищ. Однако этой разницей можно пренебречь, т. к. измерительно-статистический аппарат не подтвердил достоверность этих различий. Таким образом, общий уровень общительности в обеих подгруппах относительно одинаков.
Выраженность уровня когнитивной направленности общения в исследуемых подгруппах отличаются по абсолютным величинам не в пользу контрактников. Не исключено, что курсанты общаются, мотивируясь более разнообразными познавательными потребностями, которые связаны, как с собственной персоной, личной жизнью так и окружающим миром. Но опять же, согласно статистической процедуре, математические различия не значимы; иными словами, обе подгруппы мужчин равнозначны по представленности когнитивного компонента в их коммуникативной сфере, т. е. они, считают, что в общении важно слышать что-то новое для себя, что общение, в том числе, предназначено для получения новых знаний.
Выраженность уровня аффективной направленности общения в исследуемых подгруппах достоверно разная, и в большей мере представлена у курсантов-выпускников: для них общение — улучшение настроения после процесса коммуникации, также общение может вызывать у них сильные эмоции, кроме того, они чаще говорят о своих переживаниях, а не о событиях.
Выраженность уровня организационной направленности общения наблюдается в первой подгруппе, т. е. военнослужащие по контракту, в силу известных обстоятельств, стараются прагматично структурировать свое время и пространство, а потому предпочитают заранее согласовать тему, место и время общения, в ходе общения они стараются вызвать дискуссию и чаще всего управляют ее течением.
Надо полагать, что центрированность на себе в процессе коммуникаций более свойственна курсантам, что и было подтверждено инструментально. Выраженность уровня эгоцентрической направленности общения в исследуемых подгруппах выявил достоверное преобладание этого параметра во второй подгруппе испытуемых: участники общения с такой направленностью стараются высказывать свое мнение, чаще говорят о карьере, любят знакомиться с новыми людьми.
Результаты, полученные с использованием методического материала, на предмет выраженности уровня альтруистической направленности общения в исследуемых подгруппах логично соотносятся с предыдущими данными: альтруизм, являясь антитезой эгоцентричности, более выражен (причем, статистически значимо!) у контрактников, а именно они предпочитают обсуждать чужие проблемы, сочувственно, с удовольствием выслушивают чужое мнение, стараются не перебивать собеседника и т. д.
Выраженность уровня объективной направленности общения в исследуемых подгруппах не имеет статистической достоверности.
Стиль общения, обозначенный как директивный в целом одинаков в обеих группах с тенденцией большей выраженности во второй подгруппе, у курсантов. И те, и другие испытуемые выборки в относительно равной степени склонны к авторитарному стилю общения, основанному на жесткой коммуникации, безаппеляционности принимаемых решений, когда важнее отстоять свою точку зрения, чем достичь взаимного понимания, компромисса.
Испытуемые-контрактники в большей степени склонны к конвенциональному стилю общения, основанному на принципе договоренности, согласовании различных позиций, следовании общепринятым коммуникативным ценностям.
А вот различия в выраженности уровня консолидирующего стиля общения в исследуемых подгруппах не столь очевидны, хотя, надо заметить, этот стиль тенденциозно выше у будущих офицеров, которым в несколько большей степени свойственен консолидирующий стиль общения, базирующийся на выстраивании собственной позиции без нарушения чужих, когда участники общения могут вести себя совершенно по-разному, в зависимости от личностных особенностей собеседников, стараясь способствовать общему согласию, личные предубеждения не мешают им находить преимущества иных точек зрения.
Перейдем к анализу такой характеристики как рефлексивность. Рефлексивность — это возможность личности, например, в общении трансгрессировать за границы своего «Я«, осмыслять, исследовать, подвергать анализу что-либо, сравнивая образ «Я« с какими-либо событиями, собеседниками; качество, как антитеза импульсивности, описывающая человека, который прежде действенной активности рассматривает гипотетические предположения, выбраковывая маловероятностные, принимая сбалансированные решения при учете вариативности путей решения поставленных задач [2], в подгруппах представлено в разной степени: в абсолютных величинах рефлексивность более выражена у курсантов, чем у контрактников. Однако эти различия статистически не подтвердились.
Проведенное исследование позволило нам прийти к следующим умозаключениям: аффективная направленность общения: выраженность уровня аффективной направленности общения в исследуемых подгруппах достоверно разная, и в большей мере представлена у курсантов; организационная направленность общения: данный параметр более выражен в первой группе испытуемых — контрактников; эгоцентрическая направленность общения: центрированность на себе в процессе коммуникаций более свойственна курсантам; альтруистическая направленность общения: данный параметр более выражен у контрактников; конвенциональный стиль общения: данный параметр выше у контрактников.
Таким образом, качества личности, которые необходимы офицеру для решения служебно-боевых задач, в большей степени выражены у военных, служащих по контракту и не имеющих специального военного образования, нежели у выпускников военных училищ, вузов; следовательно, существует необходимость формирования у выпускников военных образовательных учреждений (училищ, вузов) выделенных нами компонентов в структуре модели коммуникативной компетентности специалиста как части их профессионально-коммуникативной компетентности.
Литература:
- Бодалев, А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. «Издательство институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» — М.: 2010. — 256 с.
- Карпов, А. В. Психология рефлексии / А. В. Карпов, И. М. Скитяева. — М. Институт психологии РАН, 2002. — 320 с.
- Методическая разработкадля бакалавриата и магистратуры направлений подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Психология», «Социальная психология» / Г. В. Акопов, Т. В. Семенова (сост.). — Самара: ПГСГА, 2015. — 28 с.
- Чихачёв, М. В. Коммуникативная комптентность как фактор психологической адаптации военнослужащих — контрактников внутренних войск МВД России: автореферат дис.... кандидата психологических наук: 19.00.05 / Чихачёв Максим Витальевич; [Место защиты: Ярослав. гос. ун-т им. П. Г. Демидова]. — Ярославль, 2017