Работа построена на анализе психологического феномена эмоционального интеллекта в юношеском возрасте, особенностей данного возрастного этапа, которые рассматриваются и отечественными, и зарубежными учёными.
Практическая часть работы посвящена изучению связи эмоционального интеллекта с групповым статусом. Проведённый эксперимент позволил нам сделать выводы о наличии такой связи, о преобладании внутриличностного эмоционального интеллекта у юношей с непопулярными местами в группе, межличностного — с лидерскими и высокостатусными позициями.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, юношеский возраст, групповой статус, межличностный эмоциональный интеллект, внутриличностный эмоциональный интеллект.
В настоящее время всё большую популярность обретает термин «Эмоциональный интеллект». Интерес к этому понятию приковывает внимание многих учёных в течение нескольких последних десятилетий. Нам кажется особо важным в имеющихся теориях эмоционального интеллекта то, что они пытаются раскрыть динамическую роль, функцию эмоций в важнейшем процессе — саморегуляции [1].
Большую часть своей жизни личность проводит в группе и значение занимаемого в группе положения довольно велико. Тем не менее, одни люди легко идут на контакт, хорошо принимаются в группе, другие — наоборот. Настоящее исследование намечает пути развития эмоционального интеллекта и обогащение эмоциональной компетентности в юношеском возрасте, которое является одним из источников готовности к межличностному взаимодействию, повышению лидерских качеств.
Мышление личности, находящейся на этапе юношеского возраста, является объединением чувственного и теоретического, это значит, что у юноши связаны развитие интеллекта, самосознания и особенности его взглядов и суждений. Эмоциональный интеллект напрямую связан с имеющимися у личности особенностями в когнитивном и эмоциональном развитии [3].
Ввести термин эмоционального интеллекта в контексте психологии взаимоотношений является достаточно непросто, но это является актуальной задачей нашего современного мира, так быстро развивающегося и претерпевающего значительные изменения день от дня.
Уровень развития эмоционального интеллекта, несомненно, оказывает влияние на общение людей между собой (на качество этого общения и его эффективность). Чем эффективнее общение и чем оно качественнее, тем успешнее у человека будет происходить процесс взаимодействия с людьми [2]. Но на данный момент не существует единой точки зрения у учёных относительно определения понятия эмоционального интеллекта. Этот факт оставляет, таким образом, нерешённой проблему психологической диагностики этой единицы [4].
Наше исследование проводилось на базе Московского городского психолого-педагогического университета в 2017–2018 году, в нём приняли участие 75 человек в возрасте от 16 лет: 39 девушек и 36 юношей. Исследование проводилось на основе опроса по методике Д. В. Люсина «Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн»» с юношами и девушками, опроса по диагностической методике Т. Лири «Опросник для диагностики межличностных отношений» и социометрической техники Дж. Морено. Данные, полученные в результате проведённого исследования, подверглись качественной и количественной обработкам.
Измерив социометрический статус у каждого нашего испытуемого, мы убедились в целесообразности этой процедуры, поскольку она позволяет узнать статус взаимоотношений, происходящий между людьми из одной группы, а это, в свою очередь, позволяет построить в будущем руководителям такие взаимоотношения в группе, которые бы были наиболее эффективны для всех членов группы [5].
В своём исследовании мы хотели узнать, как связан эмоциональный интеллект юношей и девушек с их групповым статусом (социометрическим). Мы обнаружили, что более популярным в группе юношам и девушкам более свойственно развитие межличностного эмоционального интеллекта, их менее популярным сверстникам — внутриличностный эмоциональный интеллект (См. Рис. 1). Преобладание одного компонента эмоционального над другим говорит нам о том, что более популярным юношам и девушкам в группе свойственно понимать эмоции и чувства других людей, поэтому они и могут ими управлять. А те юноши и девушки, которые менее популярны в группе, хорошо понимают и управляют своими собственными эмоциями. Попробовать объяснить это можно тем, что более популярные сверстники лучше понимают эмоции и чувства других людей, что помогает им более аффективно для себя и других взаимодействовать в обществе. Менее популярным сверстникам труднее понять другого человека, поскольку они вынуждены из-за непопулярности более обращаться на самих себя, а значит, лучше понимать себя, свои чувства, свои эмоции, свои переживания, таким юношам и девушкам достаётся больше времени на более познание самого себя.
Рис. 1. Влияние эмоционального интеллекта на групповой статус в юношеском возрасте
Интересно, что сам уровень общего эмоционального интеллекта у более популярных представителей группы выше, чем у нераспространённых (См. Рис. 2).. Вероятно, научившись управлять другими, популярные юноши и девушки учатся познавать и понимать себя, развивая тем самым свои познавательную и эмоциональную сферу.
Рис. 2. Зависимость принадлежности юношей и девушек к группе (популярной или непопулярной) от уровня развития эмоционального интеллекта
Также, нами были получены результаты, позволяющие говорить о том, что преобладание ВЭИ более свойственно юношам, а это значит, что их эмоциональный интеллект развит настолько, что он направлен, в основном, на них самих. Девушки же, получившие в нашем исследовании более высокие оценки по уровню МЭИ, свои способности эмоционального интеллекта направляют в первую очередь на других людей, и только потом на самих себя (См. Рис. 3). Внутриличностный эмоциональный интеллект преобладает чаще всего именно у юношей, возможно, в силу именно специфики пола. Девушки, как правило, более эмоциональны (в проявлении своих чувств и эмоций, или во внутреннем их переживании), и более склонны к сопереживанию и пониманию эмоций, переживаемых другими людьми, поэтому у них более развит межличностный эмоциональный интеллект. Также, полученный результат является подтверждением ранее проведённого исследования (2015 год) Климаковой М. В., под руководством Кочетовой Ю. А.
Рис. 3. Различие эмоционального интеллекта у юношей и девушек
Ещё одним открытием нашего исследования было обнаружение тенденции, согласно которой, юноши и девушки с более высоким уровнем развития общего эмоционального интеллекта имеют такие типы взаимоотношений с другими людьми, в которых они всегда готовы и хотят помочь другим, стремятся заниматься общественно полезной деятельностью, и у них выражена увлечённость различными процессами эмоциональная. А юноши и девушки с более низкими уровнями развития эмоционального интеллекта имеют, скорее, в типах своих взаимодействий больше недоверчивости, тревожности, застенчивости и скромности, мнительности, подозрительности и критичности, избегания социальных контактов и различных ролей и, напротив, несдержанности по отношению к окружающим и их мнениям (См. Рис. 4).
Рис. 4. Связь уровня эмоционального интеллекта с преобладающим типом отношения к окружающим
Научно-практическая новизна работы отличается впервые проведённым исследованием связи эмоционального интеллекта и группового статуса в юношеском возрасте с позицией ролевого ожидания и ролевого исполнения. Работа показывает, что межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне.
Полученные результаты исследования могут быть использованы практическими психологами для развития эмоциональной сферы, совместной деятельности и регулирования взаимоотношений в группе. Также результаты исследования имеют высокую практическую значимость и могут быть использованы в возрастно-психологическом консультировании, а также в коррекционно-развивающей работе, на основании полученных результатов могут быть предложены рекомендации по развитию эмоционального интеллекта в юношеском возрасте.
Предположительно, групповой тренинг, индивидуальный тренинг, коучинг, семейное воспитание, пренапедия, гаптономия могут в определённой степени влиять на степень развитости эмоционального интеллекта. Что имеет особое значение, так как именно в юношеском возрасте значительно расширяется круг факторов, способных вызвать эмоциональный отклик; способы выражения эмоций становятся более гибкими и разнообразными; увеличивается продолжительность эмоциональных реакций [6].
Литература:
- Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. -2006. —№ 3 — С.78–86
- Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 248–250
- Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1934
- Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования /Под ред. Д. В. Ушакова, Д. В. Люсина. М., 2004. С. 29–36.
- Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. — М.: Академический Проект, 2001.
- Юркевич В. С., Проблема эмоционального интеллекта // Вестник парктической психологии образования. — 2005. № 3