Связь эмоционального интеллекта и группового статуса в юношеском возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (206) май 2018 г.

Дата публикации: 17.05.2018

Статья просмотрена: 1115 раз

Библиографическое описание:

Прохорова, К. А. Связь эмоционального интеллекта и группового статуса в юношеском возрасте / К. А. Прохорова, Ю. А. Кочетова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 77-80. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50447/ (дата обращения: 16.12.2024).



Работа построена на анализе психологического феномена эмоционального интеллекта в юношеском возрасте, особенностей данного возрастного этапа, которые рассматриваются и отечественными, и зарубежными учёными.

Практическая часть работы посвящена изучению связи эмоционального интеллекта с групповым статусом. Проведённый эксперимент позволил нам сделать выводы о наличии такой связи, о преобладании внутриличностного эмоционального интеллекта у юношей с непопулярными местами в группе, межличностного — с лидерскими и высокостатусными позициями.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, юношеский возраст, групповой статус, межличностный эмоциональный интеллект, внутриличностный эмоциональный интеллект.

В настоящее время всё большую популярность обретает термин «Эмоциональный интеллект». Интерес к этому понятию приковывает внимание многих учёных в течение нескольких последних десятилетий. Нам кажется особо важным в имеющихся теориях эмоционального интеллекта то, что они пытаются раскрыть динамическую роль, функцию эмоций в важнейшем процессе — саморегуляции [1].

Большую часть своей жизни личность проводит в группе и значение занимаемого в группе положения довольно велико. Тем не менее, одни люди легко идут на контакт, хорошо принимаются в группе, другие — наоборот. Настоящее исследование намечает пути развития эмоционального интеллекта и обогащение эмоциональной компетентности в юношеском возрасте, которое является одним из источников готовности к межличностному взаимодействию, повышению лидерских качеств.

Мышление личности, находящейся на этапе юношеского возраста, является объединением чувственного и теоретического, это значит, что у юноши связаны развитие интеллекта, самосознания и особенности его взглядов и суждений. Эмоциональный интеллект напрямую связан с имеющимися у личности особенностями в когнитивном и эмоциональном развитии [3].

Ввести термин эмоционального интеллекта в контексте психологии взаимоотношений является достаточно непросто, но это является актуальной задачей нашего современного мира, так быстро развивающегося и претерпевающего значительные изменения день от дня.

Уровень развития эмоционального интеллекта, несомненно, оказывает влияние на общение людей между собой (на качество этого общения и его эффективность). Чем эффективнее общение и чем оно качественнее, тем успешнее у человека будет происходить процесс взаимодействия с людьми [2]. Но на данный момент не существует единой точки зрения у учёных относительно определения понятия эмоционального интеллекта. Этот факт оставляет, таким образом, нерешённой проблему психологической диагностики этой единицы [4].

Наше исследование проводилось на базе Московского городского психолого-педагогического университета в 2017–2018 году, в нём приняли участие 75 человек в возрасте от 16 лет: 39 девушек и 36 юношей. Исследование проводилось на основе опроса по методике Д. В. Люсина «Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн»» с юношами и девушками, опроса по диагностической методике Т. Лири «Опросник для диагностики межличностных отношений» и социометрической техники Дж. Морено. Данные, полученные в результате проведённого исследования, подверглись качественной и количественной обработкам.

Измерив социометрический статус у каждого нашего испытуемого, мы убедились в целесообразности этой процедуры, поскольку она позволяет узнать статус взаимоотношений, происходящий между людьми из одной группы, а это, в свою очередь, позволяет построить в будущем руководителям такие взаимоотношения в группе, которые бы были наиболее эффективны для всех членов группы [5].

В своём исследовании мы хотели узнать, как связан эмоциональный интеллект юношей и девушек с их групповым статусом (социометрическим). Мы обнаружили, что более популярным в группе юношам и девушкам более свойственно развитие межличностного эмоционального интеллекта, их менее популярным сверстникам — внутриличностный эмоциональный интеллект (См. Рис. 1). Преобладание одного компонента эмоционального над другим говорит нам о том, что более популярным юношам и девушкам в группе свойственно понимать эмоции и чувства других людей, поэтому они и могут ими управлять. А те юноши и девушки, которые менее популярны в группе, хорошо понимают и управляют своими собственными эмоциями. Попробовать объяснить это можно тем, что более популярные сверстники лучше понимают эмоции и чувства других людей, что помогает им более аффективно для себя и других взаимодействовать в обществе. Менее популярным сверстникам труднее понять другого человека, поскольку они вынуждены из-за непопулярности более обращаться на самих себя, а значит, лучше понимать себя, свои чувства, свои эмоции, свои переживания, таким юношам и девушкам достаётся больше времени на более познание самого себя.

Рис. 1. Влияние эмоционального интеллекта на групповой статус в юношеском возрасте

Интересно, что сам уровень общего эмоционального интеллекта у более популярных представителей группы выше, чем у нераспространённых (См. Рис. 2).. Вероятно, научившись управлять другими, популярные юноши и девушки учатся познавать и понимать себя, развивая тем самым свои познавательную и эмоциональную сферу.

Рис. 2. Зависимость принадлежности юношей и девушек к группе (популярной или непопулярной) от уровня развития эмоционального интеллекта

Также, нами были получены результаты, позволяющие говорить о том, что преобладание ВЭИ более свойственно юношам, а это значит, что их эмоциональный интеллект развит настолько, что он направлен, в основном, на них самих. Девушки же, получившие в нашем исследовании более высокие оценки по уровню МЭИ, свои способности эмоционального интеллекта направляют в первую очередь на других людей, и только потом на самих себя (См. Рис. 3). Внутриличностный эмоциональный интеллект преобладает чаще всего именно у юношей, возможно, в силу именно специфики пола. Девушки, как правило, более эмоциональны (в проявлении своих чувств и эмоций, или во внутреннем их переживании), и более склонны к сопереживанию и пониманию эмоций, переживаемых другими людьми, поэтому у них более развит межличностный эмоциональный интеллект. Также, полученный результат является подтверждением ранее проведённого исследования (2015 год) Климаковой М. В., под руководством Кочетовой Ю. А.

Рис. 3. Различие эмоционального интеллекта у юношей и девушек

Ещё одним открытием нашего исследования было обнаружение тенденции, согласно которой, юноши и девушки с более высоким уровнем развития общего эмоционального интеллекта имеют такие типы взаимоотношений с другими людьми, в которых они всегда готовы и хотят помочь другим, стремятся заниматься общественно полезной деятельностью, и у них выражена увлечённость различными процессами эмоциональная. А юноши и девушки с более низкими уровнями развития эмоционального интеллекта имеют, скорее, в типах своих взаимодействий больше недоверчивости, тревожности, застенчивости и скромности, мнительности, подозрительности и критичности, избегания социальных контактов и различных ролей и, напротив, несдержанности по отношению к окружающим и их мнениям (См. Рис. 4).

Рис. 4. Связь уровня эмоционального интеллекта с преобладающим типом отношения к окружающим

Научно-практическая новизна работы отличается впервые проведённым исследованием связи эмоционального интеллекта и группового статуса в юношеском возрасте с позицией ролевого ожидания и ролевого исполнения. Работа показывает, что межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне.

Полученные результаты исследования могут быть использованы практическими психологами для развития эмоциональной сферы, совместной деятельности и регулирования взаимоотношений в группе. Также результаты исследования имеют высокую практическую значимость и могут быть использованы в возрастно-психологическом консультировании, а также в коррекционно-развивающей работе, на основании полученных результатов могут быть предложены рекомендации по развитию эмоционального интеллекта в юношеском возрасте.

Предположительно, групповой тренинг, индивидуальный тренинг, коучинг, семейное воспитание, пренапедия, гаптономия могут в определённой степени влиять на степень развитости эмоционального интеллекта. Что имеет особое значение, так как именно в юношеском возрасте значительно расширяется круг факторов, способных вызвать эмоциональный отклик; способы выражения эмоций становятся более гибкими и разнообразными; увеличивается продолжительность эмоциональных реакций [6].

Литература:

  1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. -2006. —№ 3 — С.78–86
  2. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 248–250
  3. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1934
  4. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования /Под ред. Д. В. Ушакова, Д. В. Люсина. М., 2004. С. 29–36.
  5. Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. — М.: Академический Проект, 2001.
  6. Юркевич В. С., Проблема эмоционального интеллекта // Вестник парктической психологии образования. — 2005. № 3
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, юношеский возраст, групповой статус, девушка, юноша, группа, межличностный эмоциональный интеллект, уровень развития, общий эмоциональный интеллект, эмоциональная сфера.


Ключевые слова

эмоциональный интеллект, юношеский возраст, групповой статус, межличностный эмоциональный интеллект, внутриличностный эмоциональный интеллект

Похожие статьи

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Связь тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Статья посвящена теоретическому обоснованию связи тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте. На основе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что тревожность у младших школьников имеет свои особенности, которы...

Взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений в дошкольном возрасте

В работе рассмотрена взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений. В рамках эмпирического исследования, была выявлена связь между свойствами темперамента и межличностными отношениями.

Особенности профессионального самоопределения старших подростков с разным уровнем социального интеллекта

В статье представлены результаты эмпирического исследования описывающего особенностей профессиональное самоопределение старших подростков с разным уровнем социального интеллекта. Дана психологическая характеристика понятий «профессиональное самоопред...

Развитие эмоциональной компетентности у дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии

В статье рассматриваются способности детей дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития к пониманию собственных эмоций и эмоционального состояния других людей в сравнении с «моделью психического». Проведен сравнительный анализ «модели пси...

Изучение уровня развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара

Данная статья посвящена проблеме развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара. Представлены данные эмпирического исследования.

Взаимосвязь уровня интеллекта и творчества в пубертатном периоде онтогенеза

Цель данной работы проанализировать литературные источники по вопросу взаимодействия уровня интеллекта и творчества, выявить их взаимосвязь в критический период онтогенеза: пубертатный период, выявить уровень корреляции уровня интеллекта и творчества...

Исследование особенностей взаимосвязи структурных компонентов ассертивности подростков 12–13 лет

В статье рассмотрены взаимосвязи структурных компонентов ассертивности в поведенческой, эмоционально-волевой и когнитивной сферах у подростков 12–13 лет. Выявлены основные связи между факторами школьной тревожности, навыком уверенного поведения и ирр...

Связь самооценки и эмоционального интеллекта у старших подростков

Представленная статья посвящена результатам проведенного исследования «Связь самооценки и эмоционального интеллекта у старших подростков». В период подросткового возраста происходят существенные изменения в психологическом, физическом и социальном ра...

Похожие статьи

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Связь тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Статья посвящена теоретическому обоснованию связи тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте. На основе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что тревожность у младших школьников имеет свои особенности, которы...

Взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений в дошкольном возрасте

В работе рассмотрена взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений. В рамках эмпирического исследования, была выявлена связь между свойствами темперамента и межличностными отношениями.

Особенности профессионального самоопределения старших подростков с разным уровнем социального интеллекта

В статье представлены результаты эмпирического исследования описывающего особенностей профессиональное самоопределение старших подростков с разным уровнем социального интеллекта. Дана психологическая характеристика понятий «профессиональное самоопред...

Развитие эмоциональной компетентности у дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии

В статье рассматриваются способности детей дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития к пониманию собственных эмоций и эмоционального состояния других людей в сравнении с «моделью психического». Проведен сравнительный анализ «модели пси...

Изучение уровня развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара

Данная статья посвящена проблеме развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара. Представлены данные эмпирического исследования.

Взаимосвязь уровня интеллекта и творчества в пубертатном периоде онтогенеза

Цель данной работы проанализировать литературные источники по вопросу взаимодействия уровня интеллекта и творчества, выявить их взаимосвязь в критический период онтогенеза: пубертатный период, выявить уровень корреляции уровня интеллекта и творчества...

Исследование особенностей взаимосвязи структурных компонентов ассертивности подростков 12–13 лет

В статье рассмотрены взаимосвязи структурных компонентов ассертивности в поведенческой, эмоционально-волевой и когнитивной сферах у подростков 12–13 лет. Выявлены основные связи между факторами школьной тревожности, навыком уверенного поведения и ирр...

Связь самооценки и эмоционального интеллекта у старших подростков

Представленная статья посвящена результатам проведенного исследования «Связь самооценки и эмоционального интеллекта у старших подростков». В период подросткового возраста происходят существенные изменения в психологическом, физическом и социальном ра...

Задать вопрос