Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта у подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Александрова, А. А. Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта у подростков / А. А. Александрова, Т. В. Гудкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 617-622. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6767/ (дата обращения: 16.12.2024).

В статье описывается исследование по выявлению особенностей эмоционального интеллекта у подростков 12–13 лет с учетом гендерных различий. Выявлено, что у девочек-подростков и мальчиков-подростков преобладают разные уровни эмоционального интеллекта. У 12–13-летних мальчиков с возрастанием эмоциональной осведомленности и способности управлять своими эмоциями снижается уровень алекситимии, а у девочек с возрастанием состояния эмоциональной осведомленности и эмпатии возрастает способность к эмоциональному отклику.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная сфера, подростки, гендер, эмпатия, алекситимия.

Подростковый возраст — период, когда на первый план выступает межличностное общение, которое является ведущим видом деятельности [5]. Многие исследователи результатом эффективного общения считают эмоциональный интеллект (ЭИ), понимая под ним способности человека осознавать, адекватно выражать свои эмоции и воспринимать эмоции партнера по общению [1]. Высокий уровень эмоционального интеллекта является условием оптимальности и точности функционирования эффективного общения (Горскова Г. Г., Либина Е. В., Юсупова Г. В. и др.). Исследователи состояния эмпатии отмечают ее зависимость от умения понять точку зрения другого человека, точно идентифицировать эмоции других, испытывать те или иные соответствующие эмоции в ответ на эмоции других, общаться или действовать на основе этого внутреннего опыта [5]. Многие авторы связывают способности различения эмоций с уровнем развития эмпатии. Однако, как отмечает Д. И. Фельдштейн, в настоящее время происходит «обеднение и ограничение общения детей, в том числе и подросткового возраста, со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности» [9, с. 15]. Современные условия жизни детей и подростков в условиях компьютеризации, виртуального общения, приводят к тому, что у них при наличии достаточного количества контактов часто отсутствует возможность и способность проявлять эмпатию, осознавать собственные чувства, регулировать эмоциональную составляющую общения [2; 5]. Все это приводит к слабому уровню эмоциональной вовлеченности, важности происходящего, ведет к минимизации рефлексивных способностей, неадекватной осознанности своего внутреннего мира, способствует склонности к алекситимии [8]. Под алекситимиейпонимается пониженная способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний (Бойко В. В., Былкина Н. Д., Терещук Е. И.). Алекситимия проявляется: в трудности идентификации и описания собственных переживаний; сложности проведения различий между эмоциями и телесными ощущениями; снижении способности к символизации, о чем свидетельствует бедность воображения, фантазии; фокусированности в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях. Лица с алекситимией могут хорошо адаптироваться, демонстрировать высокий уровень межличностной конформности, но испытывают ограничения в способности к саморегуляции, при этом отсутствует активное субъектное отношение к собственной жизни [8]. Понимание эмоций основывается на способности переживания эмоции и ее называния. Распознавание эмоций представляет особые трудности для людей с выраженной алекситимией. Так, Н. Айзенберг с коллегами (1987), изучая эмпатию у детей 10–12 лет, пришли к выводу, что большая эмпатийность девочек этого возраста проявляется потому, что они морально созревают раньше, чем мальчики. Большую же эмпатийность женщин по сравнению с мужчинами объясняют (Tavris, 1992) их гендерными ролями (заботливость первых и властность, независимость, соперничество вторых), а также соответствующим этим ролям воспитанием детей (Block, 1973). У девочек поощряется выражение эмоций, а у мальчиков формируется установка на подавление их выражения. Игра девочек с куклами развивает эмпатийную экспрессию, и напротив, игрушки мальчиков не развивают ее. Возможно, как считает Д. Блок, у мужчин вследствие этого имеется менее богатый опыт в сфере эмпатийной отзывчивости, и в результате они просто не знают как реагировать на эмоциональный дискомфорт другого человека [6]. В. А. Лабунская (1999) выявила, что эмоции лучше опознают люди эмоционально подвижные, больше направленные на окружающее, чем на самих себя и установила, что люди необщительные, эмоционально неустойчивые, с развитым образным мышлением, более старшие по возрасту успешнее опознают отрицательные эмоциональные состояния [7]. Т. П. Гаврилова (1977) отмечает, что такие формы эмпатийного поведения каксопереживание и сочувствие по-разному проявляются у детей разного пола. Так, сопереживание взрослым и животным чаще наблюдалось у мальчиков, а сочувствие — у девочек. По отношению же к сверстникам все оказалось наоборот: сопереживание чаще выражалось девочками, а сочувствие — мальчиками. В целом же и те и другие чаще сочувствовали, чем сопереживали [3]. Под гендером понимается социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии [10].

Целью настоящего исследования явилось выявление особенностей эмоционального интеллекта у подростков 12–13 лет с учетом гендерных различий. В ходе исследования использовались следующие методики: методика исследования эмоционального интеллекта (Н. Холл); шкала эмоционального отклика (BEES) (А. Меграбян, в модификации Н. Эпштейна); Торонтская алекситимическая шкала (TAS) (G. Taylor и соавт.), методы математической статистики (корреляционный анализ по критерию Спирмена, U-критерий Манна-Уитни, критерий Н-Крускала-Уоллиса) с использованием компьютерного статистического пакета «SPSS 13».

Эмпирической базой исследования явилось МБОУ «Гимназия № 4» г. Новосибирска. Общее количество испытуемых составило 45 человек, среди них 27 девочек и 18 мальчиков в возрасте 12–13 лет.

В результате исследования парциального эмоционального интеллекта у подростков по методике Н. Холла были получены следующие результаты (таблица 1).

Таблица 1

Распределение подростков по уровням парциального эмоционального интеллекта (%)

Уровни парциального ЭИ

Шкалы

Эмоциональная осведомленность

Управление своими эмоциями

Самомотивация

Эмпатия

Распознавание эмоций других людей

Высокий

13

9

13

20

21

Средний

42

31

40

31

35

Низкий

45***

60 ***

47***

49***

44***

Примечание: *** — 0,001 уровень значимости.

В результате применения критерия Н-Крускала-Уоллиса были обнаружены статистически достоверные различия по всем шкалам между низким, средним и высоким уровнями ЭИ: «эмоциональная осведомленность» (Нэмп = 37,007); «управление своими эмоциями» (Нэмп = 33,343); «самомотивация» (Нэмп = 36,808); «эмпатия» (Нэмп = 37,348); «распознавание эмоций других людей» (Нэмп = 37,991).

С целью выявления различий между уровнями эмоционального интеллекта с учетом гендерного аспекта, испытуемые были разделены по половому и возрастному признакам. Данныераспределения по уровням парциального и интегративного эмоционального интеллекта представлены в таблице 2.

Полученные данные о распределении подростков по уровням парциального эмоционального интеллекта свидетельствуют, что среди 12-летних мальчиков-подростков чаще встречаются мальчики с низким уровнем парциального эмоционального интеллекта. Примечательно, что в 2 раза больше подростков с высоким уровнем парциального эмоционального интеллекта, обладающих эмоциональной осведомленностью, чем с низким.

Таблица 2

Распределение подростков по уровням парциального эмоционального интеллекта (%)

Уровни парциального ЭИ

Шкалы

Возраст, лет

Эмоциональная осведомленность

Управление своими эмоциями

Самомотивация

Эмпатия

Распознавание эмоций других

Уровни интегративного ЭИ

М

Д

М

Д

М

Д

М

Д

М

Д

М

Д

В

12

50

19

25

0

25

6

12

25

12

25

12

6

С

28

31

13

38

12

50

25

31

37

25

37

32

Н

22

50

62

62

63

44

63

44

51

50

50

62

В

13

0

10

20

0

20

10

0

36

10

27

0

0

С

50

45

40

27

30

54

40

28

50

46

50

55

Н

50

45

40

73

50

36

60

36

40

27

50

45

В

12–13

11

15

22*

0*

22

7

5

30

11

26

6

4

С

50

37

28*

36*

22

52

34

30

39

33

39

41

Н

39

48

50*

64*

56

41

61

40

50

41

55

55

Примечание: М — мальчики, Д — девочки;
В — высокий уровень, С — средний уровень, Н — низкий уровень;
 — различия между мальчиками и девочками 13 лет при уровне значимости 0,01; * — различия между мальчиками и девочками 12–13 лет при уровне значимости 0,01.

Среди 13-летних мальчиков-подростков чаще встречаются мальчики с выраженным низким и средним уровнем ЭИ по шкалам «эмоциональная осведомленность», «управление своими эмоциями» и со средним уровнем по шкале «распознавание эмоций других людей». Однако среди мальчиков 13 лет нет ни одного с высоким уровнем эмпатии. Для мальчиков-подростков 12–13 лет характерен низкий уровень парциального эмоционального интеллекта.

Среди 12-летних девочек-подростков чаще встречаются девочки с низким уровнем парциального эмоционального интеллекта, а среди 13-летних — со средним уровнем показателей по шкалам «эмоциональная осведомленность», «самомотивация», «распознавание эмоций других людей», однако реже — управляющие своими эмоциями. Состояние эмпатии чаще проявляется у 13-летних девочек-подростков, имеющих высокий уровень ЭИ, чем у 12-летних, напротив эмоциональная осведомленность — реже. Среди 12 и 13-летних девочек-подростков, имеющих низкий уровень ЭИ, чаще встречаются девочки, управляющие своими эмоциями. Однако среди подростков, имеющих высокий уровень ЭИ нет ни одного, обладающего этим качеством.

Полученные данные о распределении подростков по уровням интегративного эмоционального интеллекта показывают, что для мальчиков-подростков 12 лет характерен низкий уровень интегративного ЭИ; для 13 летних — низкий и средний уровни интегративного ЭИ; в целом же для мальчиков-подростков 12–13 лет характерен низкий уровень интегративного ЭИ. Для девочек-подростков 12 лет характерен низкий уровень интегративного ЭИ; для 13 летних — средний уровень; в целом для девочек-подростков 12–13 лет характерен низкий уровень интегративного ЭИ (см. рис. 1).

Достоверные различия были обнаружены между мальчиками-подростками и девочками-подростками 13 лет (Uэмп = 10,0 при p ≤ 0,05) по показателям парциального ЭИ по шкале «управление своими эмоциями» и между мальчиками-подростками и девочками-подростками 12–13 лет (Uэмп = 156,0 при p ≤ 0,05).

Примечание: М — мальчики, Д — девочки.

Рис. 1. Распределение подростков по шкале «управление своими эмоциями».

Согласно исследованиям Ю. В. Давыдовой, в подростковом возрасте существуют поло-ролевые различия в эмоциональном интеллекте: общий показатель эмоционального интеллекта выше у девочек, и это различие сохраняется в течение подросткового периода [8].

Далее нами были проанализированы результаты, полученные при выявленииуровней алекситимии у подростков 12–13 лет (см. таб. 3). Для диагностики использовался опросник «Торонтская алекситимическая шкала».

Полученные данные свидетельствуют, что к «алекситимическому» типу личности относится больше девочек (37 %), чем мальчиков (18 %). Напротив, к неалекситимическому типу личности — больше мальчиков (59 %), чем девочек (26 %). Группу риска составляют больше девочки (37 %).

Таблица 3

Распределение подростков 12–13 лет по уровням алекситимии (%)

 Уровень

Пол

Алекситимический тип личности

Группа риска

Неалекситимический тип личности

Мальчики

18

23

59

Девочки

37

37

26

Далее по методике «Шкала эмоционального отклика» производилась диагностикауровня выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого и степень соответствия/несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии. Результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4

Распределение подростков по уровням выраженности способности к эмоциональному отклику (%)

 Уровень

Пол

Очень высокий

Высокий

Нормальный

Мальчики

4

54

42

Девочки

15,5

69

15,5

Согласно полученным данным, мальчики и девочки имеют очень высокий, высокий и нормальный уровень выраженности способности к эмоциональному отклику, отсутствуют подростки с низким и очень низким уровнем. Как видно из рисунка, доминирующим является высокий уровень способности к эмоциональному отклику, как среди мальчиков, так и девочек, причем у девочек он выше (69 %) по сравнению с мальчиками (54 %). Более чем в 3 раза чаще встречаются девочки с очень высоким уровнем способности к эмоциональному отклику, чем мальчики. Напротив, почти в 3 раза реже встречаются девочки, чем мальчики с нормальным уровнем способности к эмоциональному отклику. Одинаково обладают и мальчика, и девочки очень высоким и нормальным уровнем способности к эмоциональному отклику.

В результате оценки достоверности различий между подростками (мальчиками и девочками) с использованием критерия U-Манна-Уитни были обнаружены достоверные различия между двумя группами испытуемых по показателям «эмоциональный отклик» (Uэмп = 125 при p ≤ 0,01) и «алекситимия» (Uэмп = 104,5 при p ≤ 0,001). Уровень алекситимии и эмоционального отклика у девочек-подростков статистически достоверно выше, чем у мальчиков-подростков.

При выявлении взаимосвязей эмоционального интеллекта подростков с алекситимией и эмпатическим откликом с использованием корреляционного анализапо методу ранговой корреляцииСпирмена в группе мальчиков-подростков были получены следующие взаимосвязи — между шкалой «эмоциональная осведомленность» и алекситимией выявлена обратно пропорциональная зависимость переменных (rs = — 0,486, при p ≤ 0,05), это свидетельствует о том, что чем выше уровень эмоциональной осведомленности, тем ниже уровень алекситимии. Между шкалой «управление своими эмоциями» и алекситимией (rs = — 0,486, при p ≤ 0,05) выявлено, что чем выше уровень управления своими эмоциями, тем ниже уровень алекситимии.

В группе девочек-подростков были получены взаимосвязи между шкалами «эмоциональная осведомленность» и «способность к эмоциональному отклику» (rs = 0,596, при p ≤ 0,01), которые свидетельствуют, что чем выше уровень эмоциональной осведомленности, тем выше способность к эмоциональному отклику у девочек-подростков. Между шкалами «эмпатия» и «способность к эмоциональному отклику» (rs = 0,463, при p ≤ 0,05) выявлена прямо пропорциональная зависимость переменных, т. е. чем выше уровень эмпатии, тем выше способность к эмоциональному отклику. Между шкалами «интегративный уровень эмоционального интеллекта» и «способность к эмоциональному отклику» (rs = 0,464, при p ≤ 0,05) выявлено, что чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем выше способность к эмоциональному отклику.

Полученные данные свидетельствуют, что в целом для подростков 12–13 лет более характерен высокий уровень способности к эмоциональномуотклику на переживания другого, причем, у девочек он выражен в большей степени, чем у мальчиков. Это может свидетельствовать о женской уступчивости, готовности прощать, способности поддерживать и укреплять дружеские отношения [6].

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о низком уровне эмоционального интеллекта и высоких уровнях эмпатического отклика, алекситимии у подростков 12–13 лет. Это может говорить о неспособности большинства подростков 12–13 лет выражать переживаемые чувства, связывать вербальные или жестовые символы с чувствами. Причем, у девочек более выражена способность сопереживать другому человеку, чувствовать то, что чувствует другой, переживать те же эмоциональные состояния, идентифицировать себя с ним [2; 6; 10]. Большее разнообразие способов выражения эмоций у девочек, возможно, объясняется тем, что у них способность к вербализации эмоций формируется раньше и развивается быстрее, чем у мальчиков [2]. Понимание эмоций преобладает у лиц женского пола. Женщины по сравнению с мужчинами проявляют большие способности в прочтении изменяющейся социальной информации по лицевой экспрессии и другим невербальным признакам. Возможно, это связано с тем, что у женщин область мозга, обслуживающая процессы, связанные с обработкой эмоциональной информации, больше, чем у мужчин [6]. В литературе имеются сведения о различиях в интенсивности выражения эмоций у мужчин и женщин, и это может быть связано с тем, что они различными способами выражают свои эмоции. Так, у женщин лицевая активность в целом выше, чем у мужчин. Следует учитывать и тот факт, что мужчины в рамках своей традиционной половой роли склонны к «ограничительной эмоциональности» — минимизации эмоциональной экспрессии [1; 6]. Е. П. Ильин отмечает, что семейные условия также создают определенные способы эмоционального взаимодействия.

В результате проведения исследования можно сделать вывод о том, что у мальчиков с возрастанием эмоциональной осведомленности и способности управлять своими эмоциями снижается уровень алекситимии. У девочек при возрастании интегративного уровня эмоционального интеллекта (в частности, эмоциональной осведомленности и эмпатии) возрастает способность к эмоциональному отклику.

На наш взгляд, полученные данные могут быть обусловлены и особенностями взаимоотношений подростков со сверстниками (насколько подросток способен распознать эмоции, чувства другого в общении и это может влиять на характер взаимоотношений между подростками), современной социокультурной ситуацией (преобладание напряженности, тревожности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и вследствие этого их ранимости, повышенной сензитивности по отношению к ним окружающих).

Таким образом, в результате исследования было выявлено:

1.         Девочки-подростки обнаруживают более высокий уровень эмоционального интеллекта по состоянию эмпатии, способности распознавать эмоции других людей, осознавать свои эмоции и чувства и наблюдать их изменения). У мальчиков-подростков преобладают способности к управлению своими эмоциями и самомотивации, способность быть спокойными и сосредоточенными, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни. Для подростков 12–13 лет в целом более характерен низкий уровень интегративного эмоционального интеллекта.

2.         Изучение связи эмоционального интеллекта подростков 12–13 лет с алекситимией и эмпатическим откликом выявило, что у мальчиков с возрастанием эмоциональной осведомленности и способности управлять своими эмоциями снижается уровень алекситимии. У девочек с возрастанием интегративного уровня эмоционального интеллекта (в частности, таких состояний, как эмоциональная осведомленность и эмпатия) возрастает способность к эмоциональному отклику.

3.         Полученные данные уточняют имеющиеся сведения о различиях в эмоциональной сфере мальчиков и девочек, взаимосвязи алекситимии и эмоционального отклика с показателями эмоционального интеллекта.

Литература:

1.         Андреева И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я междунар. науч.-практ. конф. Смоленск: СПГУ, 2004. Ч. 1. С. 22–26.

2.         Возрастная и педагогическая психология / сост. И. В. Дубровина. М.: Академия, 1999. — 314 с.

3.         Гаврилова Т. П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания. — М., 1981.

4.         Давыдова Ю. В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте: автореф. дис.... канд. психол. наук. Рос. ун-т дружбы народов, Моск. гос. обл. соц.-гуманитар. ин-т. — Москва, 2011.

5.         Иванова Е. С. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте / Е. С. Иванова, О. В. Пашкевич // Психологический вестник Уральского государственного университета. Вып. 6. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008. — С. 264–267.

6.         Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2003 –544 с.

7.         Лабунская В А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. — Ростов/н/Д, 1999.

8.         Терещук Е. И. Алекситимия: понятие, диагностика, особенности психотерапевтической работы с алекситимичными пациентами: учеб.-метод. пособие / Е. И. Терещук, И. А. Байкова. — Минск, 2008. — 39 с.

9.         Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д. И. Фельдштейн. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. –16 с.

10.     Черкалина А. А. Гендерная психология: Учебное пособие. — М.: «Ось-89», 2006. — 256 с.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный отклик, эмоциональный интеллект, эмоциональная осведомленность, уровень, девочка, мальчик, высокий уровень, парциальный эмоциональный интеллект, эмоция, Распределение подростков.


Похожие статьи

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь с эмоциональным интеллектом с учетом гендерных особенностей

Статья посвящена изучению феномена тревожности в подростковом возрасте с учетом гендерных особенностей, а также взаимосвязи личностной тревожности с эмоциональным интеллектом. Благодаря анализу психометрических тестов было выявлено, что подростки име...

Исследование взаимосвязи функционального состояния сердечно-сосудистой системы и уровня тревожности школьников

В статье приведены данные о взаимосвязи функционального состояния сердечно-сосудистой системы и уровня тревожности школьников. Обследованные подростки были поделены на группы в зависимости от успешности адаптации к учебному процессу. Наименьший проце...

Возможности развития эмоциональной компетентности у творчески одаренных подростков

В данной статье рассмотрены различные подходы к определению и изучению эмоционального интеллекта, указана взаимосвязь эмоциональной компетентности и эффективности деятельности. Особый акцент сделан на развитие эмоционального интеллекта у творчески од...

Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего подросткового возраста с девиантным поведением

В статье описывается теоретические аспекты влияния мотивации на учебную деятельность у детей с девиантным поведением обучающихся в среднем звене. Излагаются результаты исследования, направленные на выявление содержательных и структурных особенностей ...

Особенности агрессивного поведения у младших подростков с легкой степенью умственной отсталости

В статье отображены результаты изучения агрессивного поведения у подростков с легкой степенью умственной отсталости. Актуальность исследования определяется тем, что именно в этом возрасте у подростков начинает формироваться акцентуация характера, зак...

Связь познавательных процессов младших школьников с уровнем мотивации учения

В статье представлены результаты особенностей познавательных процессов младших школьников с разным уровнем мотивации учения. Цель исследования — выявить взаимосвязь особенности познавательных процессов у младших школьников с разным уровнем мотивации....

Эмоциональное выгорание среди подростков

В статье рассматривается специфика проявлений эмоционального выгорания у подростков в период обучения в школе. Изучались структурно-динамические показатели психического состояния учеников из общеобразовательных школ. У всех учеников старших классов в...

Социальный интеллект дошкольников как психологический феномен

В статье использованы методы теоретического анализа социального интеллекта как психологического феномена. Рассмотрена специфика концептуальных подходов к проблеме развития социального интеллекта у дошкольников. Установлено, что социальный интеллект р...

Детско-родительские отношения у девочек-подростков с расстройствами пищевого поведения

В последнее время в области изучения проблемы расстройства пищевого поведения отмечается тенденция к исследованию условий жизни, внутрисемейных отношений пациентов с расстройствами пищевого поведения и других семейных факторов, которые могут повлиять...

Оценка готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе с учетом функциональной асимметрии мозга

Статья посвящена проблеме оценки готовности детей к обучению в школе с учетом функциональной асимметрии мозга. Установлено, что воспитанники с отставанием в биологическом и интеллектуальном развитии отличаются неопределенностью моторной асимметрии и ...

Похожие статьи

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь с эмоциональным интеллектом с учетом гендерных особенностей

Статья посвящена изучению феномена тревожности в подростковом возрасте с учетом гендерных особенностей, а также взаимосвязи личностной тревожности с эмоциональным интеллектом. Благодаря анализу психометрических тестов было выявлено, что подростки име...

Исследование взаимосвязи функционального состояния сердечно-сосудистой системы и уровня тревожности школьников

В статье приведены данные о взаимосвязи функционального состояния сердечно-сосудистой системы и уровня тревожности школьников. Обследованные подростки были поделены на группы в зависимости от успешности адаптации к учебному процессу. Наименьший проце...

Возможности развития эмоциональной компетентности у творчески одаренных подростков

В данной статье рассмотрены различные подходы к определению и изучению эмоционального интеллекта, указана взаимосвязь эмоциональной компетентности и эффективности деятельности. Особый акцент сделан на развитие эмоционального интеллекта у творчески од...

Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего подросткового возраста с девиантным поведением

В статье описывается теоретические аспекты влияния мотивации на учебную деятельность у детей с девиантным поведением обучающихся в среднем звене. Излагаются результаты исследования, направленные на выявление содержательных и структурных особенностей ...

Особенности агрессивного поведения у младших подростков с легкой степенью умственной отсталости

В статье отображены результаты изучения агрессивного поведения у подростков с легкой степенью умственной отсталости. Актуальность исследования определяется тем, что именно в этом возрасте у подростков начинает формироваться акцентуация характера, зак...

Связь познавательных процессов младших школьников с уровнем мотивации учения

В статье представлены результаты особенностей познавательных процессов младших школьников с разным уровнем мотивации учения. Цель исследования — выявить взаимосвязь особенности познавательных процессов у младших школьников с разным уровнем мотивации....

Эмоциональное выгорание среди подростков

В статье рассматривается специфика проявлений эмоционального выгорания у подростков в период обучения в школе. Изучались структурно-динамические показатели психического состояния учеников из общеобразовательных школ. У всех учеников старших классов в...

Социальный интеллект дошкольников как психологический феномен

В статье использованы методы теоретического анализа социального интеллекта как психологического феномена. Рассмотрена специфика концептуальных подходов к проблеме развития социального интеллекта у дошкольников. Установлено, что социальный интеллект р...

Детско-родительские отношения у девочек-подростков с расстройствами пищевого поведения

В последнее время в области изучения проблемы расстройства пищевого поведения отмечается тенденция к исследованию условий жизни, внутрисемейных отношений пациентов с расстройствами пищевого поведения и других семейных факторов, которые могут повлиять...

Оценка готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе с учетом функциональной асимметрии мозга

Статья посвящена проблеме оценки готовности детей к обучению в школе с учетом функциональной асимметрии мозга. Установлено, что воспитанники с отставанием в биологическом и интеллектуальном развитии отличаются неопределенностью моторной асимметрии и ...

Задать вопрос