Особенности копинг-стратегий у студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №29 (371) июль 2021 г.

Дата публикации: 18.07.2021

Статья просмотрена: 811 раз

Библиографическое описание:

Шачнева, К. И. Особенности копинг-стратегий у студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта / К. И. Шачнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 29 (371). — С. 181-186. — URL: https://moluch.ru/archive/371/83291/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается актуальная проблема взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта и предпочитаемых копинг-стратегий. В ходе работы была определена специфика различных компонентов эмоционального интеллекта у студентов с разным его уровнем, проанализирована зависимость уровня эмоционального интеллекта от пола, количества детей в семье, наличия отношений.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, копинг-стратегии, стресс, совладающее поведение, студенты.

В современном мире особый интерес представляет проблема выявления внутренних условий оптимальной реакции людей на трудные жизненные ситуации, обеспечивающих их психологическое благополучие и адаптацию к окружающей среде. Наряду с копинг-стратегиями одним из факторов успешной адаптации является развитый эмоциональный интеллект — психологическое образование, основным компонентом которого является совокупность умственных способностей для различения, понимания и управления эмоциями [1; 2].

Исследования, нацеленные на определение роли эмоционального интеллекта в жизнедеятельности личности, выявили значимость этого феномена в восприятии мира, а также в ее адаптации к постоянно меняющимся социальным условиям [5].

Не владея в полной мере необходимыми жизненными навыками, юноши и девушки испытывают трудности в использовании эффективных механизмов совладающего поведения. Поэтому эмоциональный интеллект и копинг-стратегии являются важными психологическими явлениями в жизни студентов, необходимыми для их успешной адаптации [4].

Чтобы проанализировать специфику предпочтения копинг-стратегий студентами с разным уровнем эмоционального интеллекта, нами было проведено исследование 50 студентов Лечебного, Педиатрического и Психолого-социального факультетов РНИМУ им. Н. И. Пирогова в возрасте от 17 до 21 года.

В ходе исследования использовались следующие методы: тест Н. Холла на эмоциональный интеллект (The Emotional Intelligence Self-Evaluation); опросник Д. В. Люсина на эмоциональный интеллект ЭмИн [2].; методика для психологической диагностики совладающего со стрессом поведения «Стратегии совладающего поведения» (ССП) [3]. Достоверность различий показателей определялась при помощи непараметрического критерия Манна-Уитни. Для поиска корреляций между шкалами применялся коэффициент корреляции Спирмена. Статистическая обработка данных проводилась с помощью компьютерного пакета SPSS 23.0.

На основании показателей методики Н. Холла на эмоциональный интеллект среди студентов были выделены 2 группы: в 1-ой группе, составляющей 34 % студентов из нашей выборки, интегративный уровень эмоционального интеллекта средний. Ко второй группе — группе с низким интегративным уровнем развития эмоционального интеллекта — относятся 66 % выборки.

Математический анализ результатов исследования обнаружил в рассматриваемых нами группах значимые различия по уровням эмоциональной осведомленности (p=0,04), управления своими эмоциями (p=0,02), самомотивации (р=0,000), эмпатии (р=0,000), управления эмоциями других (р=0,000). Данные представлены на рис. 1.

Сравнительный анализ факторов парциального эмоционального интеллекта у студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта.

Рис. 1. Сравнительный анализ факторов парциального эмоционального интеллекта у студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта.

Примечание: **при р≤ 0,01, **** при р≤ 0,001

На основании показателей опросника на эмоциональный интеллект ЭмИн были получены следующие результаты. Математический анализ данных показал, что существуют значимые различия между рассматриваемыми нами группами в отдельных компонентах эмоционального интеллекта, такими как: межличностный ЭИ (p=0,016), внутриличностный ЭИ (p=0,021), понимание эмоций (p=0,008), управление эмоциями (p=0,012), понимание чужих эмоций (p=0,010), управление своими эмоциями (p=0,019). Данные отражены на рис. 2.

Сравнительный анализ компонентов эмоционального интеллекта у студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта.

Рис. 2. Сравнительный анализ компонентов эмоционального интеллекта у студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта.

Примечание: *при р≤ 0,05, ** при р≤ 0,01

Помимо этого, было установлено, что существуют значимые различия между группами с разным уровнем ЭИ по количеству детей в семьях, где они воспитывались (p=0,047). Оказалось, что у детей из семей с двумя и более детьми преобладают низкие значения ЭИ. Сравнительный анализ количества детей в семьях студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта представлен на рис. 3.

Сравнительный анализ количества детей в семьях студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта.

Рис. 3. Сравнительный анализ количества детей в семьях студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта.

Примечание: *при р≤ 0,05

Помимо этого была выявлена положительная корреляционная связь между показателем пола и отдельными показателями ЭИ. Оказалось, что юноши обладают более высокими уровнями развития таких показателей ЭИ как: эмоциональная осведомленность (r=0,302; p=0,033) , внутриличностный ЭИ (r=0,351; p=0,012) , общее понимание эмоций (r=0,315; p=0,026) , понимание своих эмоций (r=0,374; p=0,007) .

Также статистический анализ данных показал, что существует взаимосвязь между уровнями некоторых показателей ЭИ студентов и наличием отношений. Так, у студентов, состоящих в отношениях, оказались более низкими по сравнению со свободными студентами такие показатели ЭИ как: внутриличностный ЭИ (r=-0,279; p=0,050) , и контроль экспрессии (r=0,282; p=0,047) .

В ходе исследования выбора копинг-стратегий студентами с разным уровнем эмоционального интеллекта оказалось, что рассматриваемые нами группы имеют множество различий, касающихся их копинг-поведения. Статистический анализ показал, что существуют значимые различия в частоте использования студентами с разным уровнем эмоционального интеллекта такой копинг стратегии как «Бегство-избегание» (p=0,014). Данные представлены на рис. 4.

Сравнительный анализ выраженного предпочтения копинг-стратегий студентами с разным уровнем эмоционального интеллекта

Рис. 4. Сравнительный анализ выраженного предпочтения копинг-стратегий студентами с разным уровнем эмоционального интеллекта

Примечание: *при р≤ 0,05

Корреляционный анализ показал положительную взаимосвязь между интегральным уровнем эмоционального интеллекта и частотой использования продуктивной копинг-стратегии «Планирование решения проблемы» (r=0,442; p=0,001) , а также отрицательную корреляцию этого же показателя с частой использования такой неадаптивной копинг-стратегии как «Бегство-избегание» (r=-0,500; p=0,000) .

Также было выявлено, что студенты с более развитым навыком управления своими эмоциями реже прибегают к поиску социальной поддержки (r=-0,397; p=0,004) и чаще используют стратегию планирования решения проблемы (r=0,346; p=0,014) . Высоким значениям уровня самомотивации студентов соответствует более редкое использование таких копингов как «Дистанцирование» (r=-0,338; p=0,017) , «Поиск социальной поддержки» (r=-0,280; p=0,049) , «Принятие ответственности» (r=-0,341; p=0,015) и «Бегство-избегание» (r=-0,604; p=0,000), и наоборот частое использование стратегии «Планирование решения проблемы» (r=0,477; p=0,000) . Студенты с развитым навыком управления эмоциями других людей также чаще склонны использовать стратегию планирования (r=0,364; p=0,009) , меньше всего они прибегают к стратегии избегания проблем (r=-0,304;p=0,032) . Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Анализ взаимосвязи использования копинг-стратегий в зависимости от факторов парциального уровня ЭИ

Конфронтация

Дистанцирование

Самоконтроль

Поиск соц. поддержки

Принятие ответственности

Бегство-избегание

Планирование решения проблемы

Положительная переоценка

Эмоциональная осведомленность

Управление своими эмоциями

-0,397**

0, 346*

Самомотивация

-0, 338*

-0, 280*

-0, 341*

-0,604**

0, 477**

Эмпатия

Управление эмоциями других

-0, 304*

0, 364**

Анализ взаимосвязи компонентов ЭИ с частотой использования копинг-стратегий показал, что студенты, часто использующие стратегию «Дистанцирование» отличаются меньшими показателями по таким компонентам эмоционального интеллекта как: межличностный ЭИ (r=-0,296; p=0,037) , общее понимание эмоций (r=-0,343; p=0,015) , понимание своих эмоций (r=-0,325; p=0,021) . Студенты, более склонные в стрессовых ситуациях к принятию ответственности, характеризуются низким навыком управления своими эмоциями (r=-0,313; p=0,027) . Частое использование стратегии положительной переоценки соответствует более высоким показателям по управлению своими эмоциями (r=0,320; p=0,024) . Студентов, чаще использующих стратегию избегания, отличают более низкие значения таких компонентов ЭИ как: межличностный ЭИ (r=-0,439; p=0,001) , внутриличностный ЭИ (r=-0,372; p=0,008) , понимание эмоций (r=-0,395; p=0,005) , управление эмоциями (r=-0,456; p=0,001) , понимание чужих эмоций (r=-0,330; p=0,019) , управление чужими эмоциями (r=-0,412; p=0,003) , понимание своих эмоций (r=-0,301; p=0,034) , управление своими эмоциями (r=-0,424; p=0,002) . И наоборот, студенты, отличающиеся высокими показателями по этим же компонентам ЭИ, чаще используют копинг «Планирование решения проблемы». Значимые корреляции отражены в таблице 2.

Таблица 2

Анализ взаимосвязи использования копинг-стратегий в зависимости от отдельных компонентов ЭИ

Конфронтация

Дистанцирование

Самоконтроль

Поиск соц. поддержки

Принятие ответственности

Бегство-избегание

Планирование решения проблемы

Положительная переоценка

МЭИ

-0,296*

-0, 439**

0, 417**

ВЭИ

-0, 372**

0, 456**

ПЭ

-0, 343*

-0, 341*

-0, 395**

0, 442**

УЭ

-0, 456**

0, 465**

МП

-0, 330*

0, 373**

МУ

-0, 412**

0,376**

ВП

-0, 325*

-0, 301*

0, 373**

ВУ

-0, 313*

-0, 424**

0, 505**

0, 320*

ВЭ

Таким образом, значение эмоционального интеллекта как фактора успешной адаптации к трудным жизненным ситуациям актуально для молодого поколения — почти у двух третей студентов медицинского университета низкий уровень развития эмоционального интеллекта, что влияет на использование ими неадаптивных копинг-стратегий. Поэтому стоит уделять больше внимания проблеме низкого эмоционального интеллекта и его связи с непродуктивным копинг-поведением, при необходимости оказывать своевременную психологическую помощь людям, столкнувшимся с этой проблемой. Ведь, как показывают исследования, развитые способности дифференцировать эмоции, управлять и оперировать проявлениями эмоциональной сферы способствуют лучшему совладанию со стрессовыми ситуациями, поскольку именно эмоциональный интеллект выступает базовой основой саморегуляции индивида, влияет на его самоэффективность и применение адаптивного стиля поведения.

Литература:

  1. Воронина М. М. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-стратегий у подростков, занимающихся экстремальными видами спорта: Автореф. вып. квалификац. работы: Магист. дис.: Направление 37.04.01 «Психология». Магистерская программа «Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим в экстремальных ситуациях» // МГППУ — М., 2016. — 16 с.
  2. Люсин Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2009. — С. 264–278.
  3. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями // Под ред. Вассермана Л. И. — 2008. — 35 с.
  4. Файзулина З. Ф., Муртазина Э. И. Исследование эмоционального интеллекта и копинг-стратегий в юношеском возрасте // Проблемы современного педагогического образования. — Ялта, Издательство: Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского». — 2018. — № 4(58). — С. 362–366.
  5. Фоминых Е. К. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-стратегий личности // Образование и саморазвитие. — Казань, Издательство: Казанский (Приволжский) федеральный университет. — 2014. — № 4(42). — С.100–103.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, студент, управление эмоциями, сравнительный анализ, уровень, эмоция, положительная переоценка, принятие ответственности, успешная адаптация, эмоциональная осведомленность.


Похожие статьи

Копинг-стратегии личности во взаимосвязи с гендером и темпераментом

Данная работа посвящена изучению взаимосвязи темперамента и гендера с копинг-стратегиями, применяемыми человеком в ситуации стресса. В результате удалось выяснить, что существуют определенные связи между темпераментом и некоторыми стратегиями совлада...

Синдром эмоционального выгорания как пример дезадаптации к организационной культуре

В статье проведен обзор исследований, посвященных проблеме эмоционального выгорания в различных типах организационных культур. Освещаются проблемы эмоционального выгорания с точки зрения дезадаптации сотрудников к организационной культуре. Прослежива...

Эмоциональное выгорание и особенности проявления данного синдрома у супругов

Статья посвящена описанию синдрома эмоционального выгорания и обоснованию необходимости его изучения. Автором предоставлены результаты исследования по теме с опорой на адаптированную методику В. В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания»....

Развитие совладающего поведения педагогов в эмоциональном выгорании

В статье представлены результаты изучения особенностей синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов. Установлено, что проявление симптомов «эмоционального выгорания» зависит от специфики профессиональной деятельности специалистов системы «человек-...

Связь агрессивности и конфликтности с социальным интеллектом у студентов

В статье рассмотрено определение социального интеллекта, приведены ключевые точки зрения на его понимание. Обсуждается влияние социального интеллекта на уровень агрессии и конфликтности и на межличностные отношения в целом. Представлены результаты из...

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь с эмоциональным интеллектом с учетом гендерных особенностей

Статья посвящена изучению феномена тревожности в подростковом возрасте с учетом гендерных особенностей, а также взаимосвязи личностной тревожности с эмоциональным интеллектом. Благодаря анализу психометрических тестов было выявлено, что подростки име...

Эмпирическое исследование особенностей переживания эмоционального выгорания и одиночества мужчин и женщин

Статья посвящена вопросу гендерных различий в переживании эмоционального выгорания и одиночества. Представлены результаты эмпирического исследования эмоционального выгорания и одиночества среди мужчин и женщин. Результаты исследования отразили, что м...

Развитие психологической устойчивости к социальному стрессу в подростковом возрасте

В статье рассматриваются теоретические основы социального стресса и психологической устойчивости личности, проанализированы причины возникновения социального стресса в подростковом возрасте и их последствия. Выделены факторы, которые оказывают влияни...

Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога

В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...

Стресс в работе студентов-волонтеров

В статье раскрываются стрессовые ситуации в деятельности студентов-волонтеров, наличие у них синдрома эмоционального выгорания, депрессии, а также способы реализации совладающего поведения. Описано исследование, проведенное на студентах-волонтерах РН...

Похожие статьи

Копинг-стратегии личности во взаимосвязи с гендером и темпераментом

Данная работа посвящена изучению взаимосвязи темперамента и гендера с копинг-стратегиями, применяемыми человеком в ситуации стресса. В результате удалось выяснить, что существуют определенные связи между темпераментом и некоторыми стратегиями совлада...

Синдром эмоционального выгорания как пример дезадаптации к организационной культуре

В статье проведен обзор исследований, посвященных проблеме эмоционального выгорания в различных типах организационных культур. Освещаются проблемы эмоционального выгорания с точки зрения дезадаптации сотрудников к организационной культуре. Прослежива...

Эмоциональное выгорание и особенности проявления данного синдрома у супругов

Статья посвящена описанию синдрома эмоционального выгорания и обоснованию необходимости его изучения. Автором предоставлены результаты исследования по теме с опорой на адаптированную методику В. В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания»....

Развитие совладающего поведения педагогов в эмоциональном выгорании

В статье представлены результаты изучения особенностей синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов. Установлено, что проявление симптомов «эмоционального выгорания» зависит от специфики профессиональной деятельности специалистов системы «человек-...

Связь агрессивности и конфликтности с социальным интеллектом у студентов

В статье рассмотрено определение социального интеллекта, приведены ключевые точки зрения на его понимание. Обсуждается влияние социального интеллекта на уровень агрессии и конфликтности и на межличностные отношения в целом. Представлены результаты из...

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь с эмоциональным интеллектом с учетом гендерных особенностей

Статья посвящена изучению феномена тревожности в подростковом возрасте с учетом гендерных особенностей, а также взаимосвязи личностной тревожности с эмоциональным интеллектом. Благодаря анализу психометрических тестов было выявлено, что подростки име...

Эмпирическое исследование особенностей переживания эмоционального выгорания и одиночества мужчин и женщин

Статья посвящена вопросу гендерных различий в переживании эмоционального выгорания и одиночества. Представлены результаты эмпирического исследования эмоционального выгорания и одиночества среди мужчин и женщин. Результаты исследования отразили, что м...

Развитие психологической устойчивости к социальному стрессу в подростковом возрасте

В статье рассматриваются теоретические основы социального стресса и психологической устойчивости личности, проанализированы причины возникновения социального стресса в подростковом возрасте и их последствия. Выделены факторы, которые оказывают влияни...

Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога

В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...

Стресс в работе студентов-волонтеров

В статье раскрываются стрессовые ситуации в деятельности студентов-волонтеров, наличие у них синдрома эмоционального выгорания, депрессии, а также способы реализации совладающего поведения. Описано исследование, проведенное на студентах-волонтерах РН...

Задать вопрос