Результаты эмпирического исследования взаимосвязи самоактуализации и самоотношения с невротизацией у женщин в период ранней взрослости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (368) июнь 2021 г.

Дата публикации: 26.06.2021

Статья просмотрена: 229 раз

Библиографическое описание:

Голубева, М. А. Результаты эмпирического исследования взаимосвязи самоактуализации и самоотношения с невротизацией у женщин в период ранней взрослости / М. А. Голубева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 26 (368). — С. 297-300. — URL: https://moluch.ru/archive/368/82906/ (дата обращения: 16.01.2025).



Современное общество ориентировано на отношение к самореализации личности как источнику благополучия и развития. Самореализация личности рассматривается в качестве безусловного блага, а сама личность — творцом своего жизненного пути. Самореализующаяся личность обладает высоким уровнем регуляции собственной социальной активности и развитое позитивное самоотношение. В свою очередь, она мотивирована внутренней потребностью в росте, а не потребностью в устранении некого дефицита [2].

Нами проводилось эмпирическое исследование на тему «Взаимосвязи самоактуализации и самоотношения с невротизацией у женщин в период ранней взрослости».

В качестве основной гипотезы выдвигается предположение о том, что самоактуализация и самоотношение взаимосвязаны с невротизацией у женщин в возрасте 20–40 лет.

Данное эмпирическое исследовании состояло из трех этапов:

На первом этапе решалась задача подбора и отбора участников исследования.

Выборка: всего в исследовании приняло участие 60 женщин в возрасте от 20 до 40 лет. Респонденты имеют высшее и среднее специальное образование. Исследование организовывалось на базе частных и государственных организаций в г. Минск, г. Витебск и Витебской области.

Сферы деятельности организаций, в которых работали респонденты: розничная торговля, медицина, образование, телекоммуникации.

Исследование проводилось в течение 6 месяцев.

На втором этапе проводился выбор методических и диагностических средств исследования согласно эмпирической гипотезе и задачам исследования.

В качестве основного нами был выбран следующий диагностический инструментарий:

  1. Экспресс-диагностики невроза (К. Хека и Х. Хесса);
  2. Методика исследования самоотношения (тест — опросник МИС) (В. В. Столин, С. Р. Пантилеев);
  3. Самоактуализационный тест (модификация Л. Я. Гозмана, М. В. Кроза).

Методика экспресс-диагностики невроза (К. Хека и Х. Хесса) предназначена для оперативной диагностики уровня невротизации — высокий либо низкий показатель. Стандартизированная форма настоящей методики представляет собой 40 позиций, включающих вопросы и утверждения, с вариантами ответов «да» и «нет» для каждой позиции. Испытуемым было предложено дать положительный либо отрицательный ответ, по каждому из них. По результатам теста произведен подсчет положительных ответов. Показатель от 0 до 24 свидетельствует о низком уровне невротизации, а от 25 и более — о высоком [5].

Методика исследования самоотношения (тест — опросник МИС) (В. В. Столин, С. Р. Пантилеев) предназначена для выявления структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения. Самоотношение понимается в контексте представлений личности о смысле «Я», выражение смысла «Я», обобщенное чувство в адрес собственного «Я». В основу понимания положена концепция самосознания В. В. Столина, который выделял три измерения самоотношения: симпатию, уважение, близость. Стандартизированная методика представляет собой 110 утверждений, с вариантами ответов «согласен» и «не согласен», для каждой позиции. Испытуемым было предложено дать положительный либо отрицательный ответ, по каждому из них. При обработке использовался специальный «ключ», с помощью которого получены так называемые «сырые» баллы. Совпадение ответа испытуемого с «ключом» оценивалось в 1 балл. Сначала подсчитывалось совпадение ответов по признаку «согласен», затем — по признаку «не согласен». Полученные результаты суммировались. Затем сумма «сырых» баллов по каждой из шкал, с помощью специальной таблицы была переведена в стены. Стены служат основанием для интерпретации [4].

Самоактуализационный тест (САТ) (модификация Л. Я. Гозмана, М. В. Кроза) предназначен для выявления различных установок и отношений человека к миру, другим людям, самому себе. «Опросник личностной зрелости» разработан в МГУ М. В. Крозом под руководством Л. Я. Гозмана и является адаптированным вариантом «Опросника личностных ориентаций» Э. Шострома (Personal Orientation Inventory). В его основе лежат идеи самоактуализации А. Маслоу. Шкалы теста характеризуют основные сферы самоактуализации. Опросник включает 126 пунктов, с альтернативными суждениями в виде вариантов «а» и «б». Суждения имеют ценностный или поведенческий характер, и описывают различные установки и особенности отношений человека к миру, другим людям и самому себе. В результате обследования каждый испытуемый получил 14 показателей личностной зрелости: компетентность во времени, самоподдержка, ценность самоактуализации, гибкость поведения, реактивная чувствительность, спонтанность, самоуважение, самопринятие, принятие природы человека, синергия, принятие собственной агрессии, контактность, познавательные потребности, креативность. При обработке использовался специальный «ключ», с помощью которого получены так называемые «сырые» баллы. Затем результаты были переведены в стандартные T–баллы, на основе которых составлены профильные бланки [1].

На третьем этапе проводилась обработка и интерпретация полученных результатов в следующем порядке:

  1. Бланки методик обрабатывались согласно «ключам», далее была сформирована электронная база данных, по которой представлена описательная статистика.
  2. Для выявления значимых взаимосвязей между основными показателями эмпирического исследования нами был проведен корреляционный анализ; для исследования факторной структуры взаимосвязи показателей на выборке в целом нами был применен факторный анализ (метод главных компонент, вращение варимакс).

Полученные данные из анкет и «сырые» данные по методикам заносились в базу данных и обрабатывались с помощью статистической программы STATISTICA 10.

Краткий анализ результатов эмпирического исследования:

В исследовании приняли участие 60 женщин в возрасте от 20 до 40 лет.

Средний возраст участниц эмпирического исследования составил 32,3 лет. Минимальный возраст 20 лет, максимальный возраст 40 лет.

Показатели невротизации у испытуемых указывают, что из общего числа испытуемых 83,3 % обладают низким уровне невротизации, 16,7 % обладают высоким уровнем невротизации, что свидетельствует о низкой предрасположенности к невротизации у женщин в возрасте 20–40 лет.

Средние показатели самоотношения испытуемых полученные при переводе в стены имеют среднее значение стенов (4–7), что говорит об избирательном отношении к себе и избирательном восприятии отношения окружающих к себе, у женщин в возрасте 20–40 лет.

Показатели самоактуализации у испытуемых достигают высокого уровня (50–60) по шкалам: поддержка, ценностная ориентация, гибкость поведения, сензитивность, самоуважение, самопринятие, представление о природе человека, синергия; среднего уровня (40–50) по шкалам: ориентация во времени, спонтанность, принятие агрессии, контактность, познавательные потребности, креативность.

Наивысшие показатели отмечены по шкалам: синергия (60) и ценностная ориентация (57,5), минимальный показатель по шкале познавательные потребности (41,8). Результаты указывают на высокую способность у женщин в возрасте 20–40 лет к целостному восприятию мира и людей, умения разделять ценности присущие самоактуализирующейся личности и на низкую степень выраженности стремления к приобретению знаний об окружающем мире.

Для проверки значимости взаимосвязи между основными переменными самоактуализации и самоотношения с невротизацией, полученными в эмпирическом исследовании, нами был проведен корреляционный анализ. Анализировались значимые корреляции (r), полученные при уровне значимости: 1.* — абсолютное значение (r=1); 2.** — средние связи (r= 0.50–0.69); 3.*** — умеренные связи (r= 0.30–0.49).

Таким образом, при проведении корреляционного анализа между основными переменными самоотношения с невротизацией установлено, что показатель невротизации (1 — абсолютное значение) связан с показателями самоотношения: отрицательной корреляцией (-0,32 — умеренная) с самоуверенностью , отрицательной корреляцией (-0,59 — средняя) с самоценностью , положительной корреляцией (0,65 — средняя) с внутренней конфликтностью, положительной корреляцией (0,51 — средняя) с самообвинением .

В настоящем исследовании, женщины продемонстрировали тенденцию к когнитивной саморегуляции. Это выразилось в компенсации заниженного самоотношения при помощи его когнитивных компонентов: самоценности (-0,59) — указывает на склонность высоко оценивать ряд своих качеств, признавать их уникальность; самоуверенности (-0,32) — выявляет отношение к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, который знает, что ему есть за что себя уважать. Интернальность в области собственной значимости, оказалась связанной с внутренней конфликтностью (0,65) и самообвинением (0,51). Это позволяет сделать предположение о конфликте между уровнем притязаний к себе и фактическими достижениями, и тенденцией приписывать себе ответственность за неудачи, а за успехи — внешним факторам. Таким образом, мы приходим к выводу о нарушении целостностности психологической структуры личности испытуемых, в связи с качественными нарушениями в системе самоотношения. Такое самоотношение может быть характерно для лиц с повышенным уровнем невротизации [3].

При проведении корреляционного анализа между основными переменными самоактуализации с невротизацией установлено, что показатель невротизации (1 — абсолютное значение) связан с показателями самоактуализации: отрицательной корреляцией (-0,57 — средняя) с ориентацией во времени , отрицательной корреляцией (-0,50 — средняя) с поддержкой, отрицательной корреляцией (-0,35 — умеренная) с ценностным ориентациями, отрицательной корреляцией (-0,40 — умеренная) с гибкостью поведения, отрицательной корреляцией (-0,46 — умеренная) с самоуважением , отрицательной корреляцией (-0,52 — средняя) с самопринятием, отрицательной корреляцией (-0,44 — умеренная) с контактностью, отрицательной корреляцией (-0,31 — умеренная) с познавательными потребностями [6].

В настоящем исследовании испытуемые продемонстрировали активную тенденцию к самоактуализации, на что указывают показатели: ориентация во времени, поддержка, самопринятие. При этом снижена целостность психической структуры личности в рамках самоактуализации, а именно, имеют место нарушения в контакте с собой, окружающим миром и людьми, снижено чувство легкости и интерес к жизни и окружающему миру. Наблюдается, что у испытуемых снижены показатели: ценностные ориентации и гибкость поведения, самоуважение, контактность, познавательные потребности.

Результаты полученные по выборке в целом были подвергнуты факторному анализу метод главных компонент, вращение по модели варимакс.

Переменные самоотношения (открытость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность) и показатели невротизации, составили фактор 1 взаимосвязи самоотношения с невротизацией, которые были извлечены при помощи факторного анализа. Остальные факторы не содержат в своем составе переменную невротизации, по этой причине мы их не рассматриваем.

Таблица 1

Основные факторы и их нагрузки после вращения по методу варимакс (выборка в целом)

Фактор

Весовая нагрузка

Название переменной

1

- 0,713

невротизация

0,587

«открытость»

0,599

«самоуверенность»

- 0,745

«саморуководство»

0,573

«отраженное самоотношение»

0,660

«самоценность»

0,731

«самопринятие»

0,645

«самопривязанность»

-0,688

«внутренняя конфликтность»

- 0,648

«самообвинение»

Как видно из таблицы 1, фактор 1 является фактором взаимосвязи самоотношения с невротизацией. Он описывается переменными со значительными отрицательными оценками нагрузок: «саморуководство», «внутренняя конфликтность», «самообвинение» и «невротизация»; а также переменными со значительными положительными оценками нагрузок: «самопринятие», «самоценность», «самопривязанность», «самоуверенность», «открытость», «отраженное самоотношение».

Анализ результатов эмпирического исследования показал, что у женщин (20–40 лет) обладающих высокой невротизацией, присутствует выраженная эмоциональная возбудимость, частые негативные переживания и развита эгоцентрическая направленность личности. Они обладают слабым механизмом саморегуляции, у них выражен конфликт между уровнем притязаний к себе и фактическими достижениями, присутствует выраженность отрицательных эмоций в адрес собственного «Я». Наряду с этим, для женщин характерны склонность к внутренней конфликтности и самообвинению. Они уверены в контроле над собственными мыслями и чувствами (интернальным типом контроля), и одновременно испытывают неудовлетворенность своими возможностями, ощущают слабость, сомнение в способности вызывать уважение, убеждены, что характер и деятельность человека, вызывают у других антипатию, неуважение, неодобрение, ощущают отсутствия ценности собственной личности, недооценку своего «Я», потерю интереса к своему внутреннему миру. Ощущают отсутствие внутренней опоры на чувства, испытывают недостаток самопринятия и сильное желание измениться. Испытывают неудовлетворенность собой и переживания из-за недосягаемости идеального образа «Я».

Исходя из сказанного выше, невротизации способствует противоречивое отношение к себе, в соответствии с которым женщина полагает, что она ответственна за свою жизнь, контролирует свои мысли и чувства (интернальный тип контроля), но при этом она не уверена в своих силах, не принимает себя такой, как есть и, проявляя высокие требования к себе, разочаровалась в возможности изменений в лучшую сторону.

Литература:

  1. Ильин, Е. П. Психологи взрослости [Учебники]: учеб. пособие / Е. П. Ильин. — М.; СПб.; Н.Новгород; Воронеж [и др.]: Питер, 2012. — 543 с.
  2. Мадди, С. Теории личности. Сравнительный анализ [Текст]: пер. с англ. / С. Мадди. — СПб.: Речь, 2002. — 486 с.
  3. Медведев, Н. Н. Обусловленность гендерных различий в компенсации самоотношения на разных уровнях невротических состояний / Н. Н. Медведев, С. М. Бабин // Вестник психотерапии. Научно-практический журнал. — СПб., 2018 — № 68(73). — с. 29–43. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://nrcerm.ru/files/gurnalVP/zhurnal_68_73.pdf — Дата доступа: 25.06.2021.
  4. Посохова, С. Т. Настольная книга практического психолога / С. Т. Посохова, С. Л. Соловьева. — М.: АСТ: Хранитель; СПб.: Сова, 2008. — 671 с.
  5. Райгородский, Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2001. — 672 с.
  6. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 339 с. — С. 301–302
Основные термины (генерируются автоматически): отрицательная корреляция, внутренняя конфликтность, гибкость поведения, женщина, корреляционный анализ, невротизация, абсолютное значение, окружающий мир, Столин, факторный анализ.


Похожие статьи

Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы и интеллектуальных способностей в ранней юности

Изучение взаимосвязи показателей опыта сотрудничества и самооценки в младшем школьном возрасте

Взаимосвязь самооценки личности и стрессоустойчивости в юношеском возрасте

Анализ эмпирических данных по изучению уровня эмоционального интеллекта у интернет-зависимых подростков

Роль технологии развития критического мышления в формировании метакогнитивных умений учителя и ученика

Связь эмоционального интеллекта и коммуникативной компетентности у старших подростков

Результаты эмпирического исследования личностных особенностей руководителей коммерческих организаций с разным уровнем развития коммуникативных способностей

Связь эмоционального интеллекта и характера отношений с матерью в подростковом возрасте

Формирование основ сенсорного воспитания в раннем детстве через игру

Результаты эмпирического исследования взаимосвязи компонентов эмоционального интеллекта и креативности у подростков 11–14 лет

Похожие статьи

Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы и интеллектуальных способностей в ранней юности

Изучение взаимосвязи показателей опыта сотрудничества и самооценки в младшем школьном возрасте

Взаимосвязь самооценки личности и стрессоустойчивости в юношеском возрасте

Анализ эмпирических данных по изучению уровня эмоционального интеллекта у интернет-зависимых подростков

Роль технологии развития критического мышления в формировании метакогнитивных умений учителя и ученика

Связь эмоционального интеллекта и коммуникативной компетентности у старших подростков

Результаты эмпирического исследования личностных особенностей руководителей коммерческих организаций с разным уровнем развития коммуникативных способностей

Связь эмоционального интеллекта и характера отношений с матерью в подростковом возрасте

Формирование основ сенсорного воспитания в раннем детстве через игру

Результаты эмпирического исследования взаимосвязи компонентов эмоционального интеллекта и креативности у подростков 11–14 лет

Задать вопрос