Проявление стресса и способы его подавления у военнослужащих женского пола | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 19.11.2016

Статья просмотрена: 885 раз

Библиографическое описание:

Горячая, А. В. Проявление стресса и способы его подавления у военнослужащих женского пола / А. В. Горячая, О. Н. Алексеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 282-285. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35446/ (дата обращения: 21.11.2024).



В современном обществе изменяются роль и место женщины. Подписание Российской Федерацией Факультативного Протокола (12.04.2001 г.) в рамках соблюдения «Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» привело к повышению их участия в органах государственного управления, сфере занятости, обозначило новые ориентиры самореализации. Теперь российские женщины могут претендовать на любые самые амбициозные и самые сложные должности, включая службу в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, как на рядовых, так и на офицерских должностях.

Офицеры-женщины проходят службу в основном по медицинским специальностям (72 %), в структурах связи (8 %), финансовом секторе (4 %), а также в качестве военных переводчиков (2 %). Наибольшее число женщин служит в Сухопутных войсках, Военно-воздушных силах и Ракетных войсках стратегического назначения.

Статистические данные [5] о количестве женщин, служащих в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, показаны на диаграмме представленной на рисунке 1.

Из диаграммы видно, что количество военнослужащих женского пола в Вооруженных силах российской Федерации увеличивается. Вместе с тем оно в настоящее время значительно меньше, чем в годы Великой Отечественной войны.

Рис. 1. Количество женщин военнослужащих в разные периоды (тыс. человек)

Профессиональная деятельность военнослужащих предполагает выполнение ими должностных обязанностей в экстремальных условиях, требующих максимального психоэмоционального напряжения. Такие условия учебно-боевой и боевой деятельности, несущие в себе с серьезную угрозу для жизни и здоровья, заставляет женщин-военнослужащих проявлять самые сильные черты характера, не всегда присущие даже некоторым мужчинам.

Практика боевых действий свидетельствует, что противодействующие стороны, наряду с неизбежными физическими, несут ощутимые психологические потери. Они связаны с получением воинами боевых психических травм, которые, в свою очередь, приводят к расстройствам психической деятельности, полной или частичной потере боеспособности. Так, исследования в частях, выведенных из зон боевых действий, показали: 62 % военнослужащих испытывали предельные психические нагрузки, 58 % из них в ходе боя были неспособны вести прицельный огонь; 80 % солдат и сержантов, 60 % офицеров перенесли стрессы, угрожавшие срывам их деятельности.

Стресс, переживаемый человек в сложных условиях боевой деятельности, лежит в основе психических травм, потери боеспособности. Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнет; нагрузка; напряжение) — это реакция организма на физическое или психологическое воздействие, нарушающее его внутреннее равновесие, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Для того чтобы выжить в боевой обстановке, человек должен перестроить все свое существо (уровень бдительности и активности, скорость реакций, стиль поведения, систему ценностей и отношений к окружающему, людям, себе и т. д.) в соответствии с ее требованиями. Такая перестройка, приспособление к режиму боевой жизнедеятельности, к стресс-факторам войны происходит с каждым ее участником. Это приспособление называется боевым стрессом.

Проблема преодоления стресса изучались в работах Л. Мэрфи, который впервые употребил этот термин в психологической литературе в 1962 году, изучая, каким образом дети справляются с кризисом развития [6]. Четыре года спустя, в 1966 году Р. Лазарус в своей книге [7] раскрыл вопрос преодоления стресса.

Как известно, мужчины и женщины по-разному справляются со стрессовыми ситуациями — это зависит от ряда факторов, однако самым важным и определяющим является чрезмерная чувственность. Представители сильной половины человечества умеют просто откладывать решение внезапной проблемы, в то время как девушки не могут успокоиться, пока не придумают выход из трудной ситуации.

На сегодняшний день самыми доступными, известными и наиболее эффективными средствами регуляции психической деятельности являются аутогенные способы саморегуляции, направленные на улучшение психического состояния военнослужащих в бою. Классическими примерами аутогенной тренировки являются методика И. Г. Шульца[1] и «Психическая саморегуляция» по С. А. Зелинскому[2]. К числу аутогенных методов саморегуляции относят как простейшие средства (дыхательные приемы, управление тонусом скелетной мускулатуры, самоубеждение, саморегуляция, самовнушение, самоприказ, самоподкрепление), так и сложные психорегуляционные комплексы (индивидуальный психофизический тренинг, ситуативно-образный психологический тренинг).

Выбор того или иного метода зависит от этапа психологической подготовки военнослужащих, а также от самих боевых действий. Простейшие приемы отличаются простотой в овладении и выполнении, не требуют много времени на выполнение процедур (1–3 мин.), эффективны (результат обнаруживается уже в процессе выполнения приемов), не влекут негативным побочных явлений (например, сонливости) и др.

Для наших исследований был выбран метод самовнушения. Это один из немногих способов проверить насколько человек может управлять своими эмоциями и подавлять стресс в сложных ситуациях. Сущность данного приема лежит в выработке положительных стимулов посредством регулярного воспроизведения специально подобранных высказываний до тех пор пока не будет достигнут результат. Мы попросили оказать помощь в изучении этой методики военнослужащих женского пола, обучающихся в военной академии, выбрав по двадцать человек с каждого курса. Таким образом, мы сможем понять, как время пребывания в воинском коллективе влияет на саморегуляцию отдельного курсанта, зависит ли стрессоустойчивость от возраста, образования и семейного положения девушек (в исследовании принимали участие и замужние военнослужащие).

Для моделирования переживаний мы выбрали повседневные стрессовые ситуации: подготовка к любым видам отчетностей, к которым относятся как практические занятия, семинары, так и зачеты и экзамены, организация жизнедеятельности, а именно — скоротечный рабочий день, организационные моменты, требующие большой выдержки и терпения.

Им была поставлена задача за короткий промежуток времени до стрессовой ситуации (например, за три дня) выполнять следующие действия: проговаривать мысленно повелительным тоном от первого лица в утвердительной форме предложения, не содержащие частицу «не», то есть вместо фразы «у меня не получится написать контрольную» следует сказать «я справлюсь, потому что я подготовилась».

В результате проведенного анкетирования у нас получились следующие статистические данные, представленные на рисунке 2. Построив диаграмму и проведя анализ данных, мы видим, что почти половина опрашиваемых, считает выбранный нами способ действенным, но не основополагающим, так как не помогает полностью избавиться от стресса, однако чуть меньше трети военнослужащих вообще усомнилась в возможности оказания помощи путем аутогенной методики.

Рис. 2. Диаграмма результатов опроса

Полученные результаты свидетельствуют о том, что прием самовнушения позволяет повысить эффективность боевой деятельности военнослужащих, а так же преодолеть боевые стресс-факторы, сохранив психическое здоровье. Однако, для большей эффективности, при выборе аутогенных способов саморегуляции необходимо учитывать склонности и черты характера, каждой личности в отдельности. Предложенная методика может быть использована при подготовке военнослужащих женского пола к выполнению различных задач военной службы.

Литература:

  1. Психология экстремальных ситуаций: учебное пособие /Т. Н. Гуренкова, И. Н. Елисеева, Т. Ю. Кузнецова (под общ. ред. Ю. С. Шойгу). М.: Смысл, 2007. 319 с.
  2. Аутогенная тренировка по Шульцу. Электронный ресурс: http://www.alphacentr.ru/hipnos-i-samogipnos/151-autogennaya-trenirovka-po-shultsu. Дата обращения: 13.11.2016.
  3. Стресс. Электронный ресурс: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/stress.html. Дата обращения: 13.11.2016.
  4. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте/А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко (под. ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко). М.: Институт психологии РАН, 2011. 512 с. (Психология социальных явлений).
  5. Женщины в Вооруженных силах РФ. Справка. Электронный ресурс: https://ria.ru/society/20090223/162700751.html. Дата обращения: 13.11.2016.
  6. Мерфи М. Будущее тела: исследование дальнейшей эволюции человека / пер. с англ. М. Ошуркова и др. М., 2009.
  7. Лазарус Р. Психологический стресс и копинг-процессы («Psychological Stressand and Coping Process»). М.: Медицина, 1966.
  8. Шульц И. Г. Аутогенная тренировка / пер. с немецк. С. Л. Дземешкевича; под ред. В. Е. Рожнова. М.: Медицина, 1985.

[1] Предложенная в 1932 г. методика, представленная шестью упражнениями на мышцы и кровеносные сосуды, была описана в книге: Шульц И.Г. Аутогенная тренировка / пер. с немецк. С.Л.Дземешкевича; под ред. В.Е.Рожнова. М.: Медицина, 1985.

[2] В своих работах он часто обращался к методикам других ученых.

Основные термины (генерируются автоматически): российская Федерация, аутогенный способ саморегуляции, боевая деятельность, психическая деятельность, стресс.


Похожие статьи

Коррекция агрессивного поведения современных подростков (из опыта работы)

Факторы деструктивно-агрессивного поведения современного подростка и их тенденции

Психолого-педагогическое исследование агрессивности у подростков и методы решения

Влияние стресса на состояние здоровья женщины (фрагмент методички)

Связь семейной идентичности и психологического благополучия у старших подростков

Опыт здоровьесбережения участников образовательного процесса на примере профилактики сахарного диабета второго типа

Особенности эмоционального выгорания у медицинских работников

К вопросу о дефиците микронутриентов и способах его профилактики у жителей Забайкалья

Особенности становления локуса контроля у подростков, получающих кадетское образование

Формирование клинического мышления у студентов с ограниченными возможностями здоровья

Похожие статьи

Коррекция агрессивного поведения современных подростков (из опыта работы)

Факторы деструктивно-агрессивного поведения современного подростка и их тенденции

Психолого-педагогическое исследование агрессивности у подростков и методы решения

Влияние стресса на состояние здоровья женщины (фрагмент методички)

Связь семейной идентичности и психологического благополучия у старших подростков

Опыт здоровьесбережения участников образовательного процесса на примере профилактики сахарного диабета второго типа

Особенности эмоционального выгорания у медицинских работников

К вопросу о дефиците микронутриентов и способах его профилактики у жителей Забайкалья

Особенности становления локуса контроля у подростков, получающих кадетское образование

Формирование клинического мышления у студентов с ограниченными возможностями здоровья

Задать вопрос