Факторы деструктивно-агрессивного поведения современного подростка и их тенденции
Автор: Ишимова Айжан Есенжоловна
Рубрика: 4. Психология развития
Опубликовано в
III международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 03.06.2015
Статья просмотрена: 2019 раз
Библиографическое описание:
Ишимова, А. Е. Факторы деструктивно-агрессивного поведения современного подростка и их тенденции / А. Е. Ишимова. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 31-34. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/158/8307/ (дата обращения: 15.11.2024).
Согласно педагогическому энциклопедическому словарю под деструктивно-агрессивным поведением следует понимать мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический или моральный ущерб людям, вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т. п.) [2].
Становление агрессивного поведения в подростковом возрасте
Считается, что подростковый возраст является одним из самых трудных периодов в онтогенезе человека, так как именно в этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, при этом возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, образуется общая направленность в формировании нравственных представлений, социальных установок и ценностей человека.
Подростковый период онтогенеза — это остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития [4].
Главной особенностью подросткового возраста является внутренние гормональные и физиологические изменения, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения. Несмотря на то, что проявление агрессии в подростковом возрасте характерно для всех, хочется отметить, что в подростковом возрасте процесс психосексуального развития девочек начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков, и длится в течение 3–4, а не 4–5 лет. Несмотря на то, что мальчики физически сильнее девочек, они обладают гораздо большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психологических факторов. Доказано, что у мальчиков чаше, чем у девочек, встречаются психические нарушения.
Так же, данные психологов разных стран мира свидетельствуют о том, что гораздо чаще агрессивное поведение встречается у мальчиков, нежели у девочек, а в случае антиобщественных поступков находятся в отношении 10:1. Дело в том, что психические различия мальчиков и девочек определяются как половым диморфизмом и соответствующими общими особенностями и закономерностями его развития, так и спецификой проявления характерных типа мужественности и женственности, обусловленных воздействием социальных факторов, уровнем развития общества [6].
Еще одной особенностью подросткового возраста является кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный с кризисом смысла жизни.
Процесс формирования собственной идентичности сопровождает человека на протяжении всей его жизни. «В основе данного процесса лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу. Становление идентичности, особенно интенсивно проходящее в подростковом и юношеском возрасте, невозможно без изменения системных социальных связей, по отношению к которым растущий человек должен выработать определенные позиции» [9]. Сложность задачи, стоящей перед подростком, состоит, с одной стороны, в том, чтобы прояснить свою роль как члена общества, с другой, понять свои собственные уникальные интересы, способности, придающие смысл и направленность жизни. Каждая жизненная ситуация требует от человека определенного выбора, осуществить который он может лишь уяснив свою позицию относительно разных сфер жизни. «Структура идентичности включает в себя личностную и социальную идентичность. Причем, в идентичности присутствуют два вида характеристик: положительного — каким человек должен стать и отрицательного — каким человек не должен стать. Становление идентичности может происходить на фоне социально-благополучного окружения подростка при высоком уровне взаимопонимания с близкими взрослыми, сверстниками, при достаточно высокой самооценке. Выбор образцов поведения в этом случае осуществляется в реальном круге общения. При неблагоприятной ситуации, чем ирреальнее эти образцы, тем сложнее переживается подростком кризис идентичности, тем больше у него проблем с окружающими» [9]. Обретение подростком личной идентичности является многоуровневым процессом, который имеет определенную структуру и состоит из нескольких фаз, различающихся как психологическим содержанием ценностно-волевого аспекта развития личности, так и характером проблематики жизненных трудностей, переживаемых личностью.
Одной из причин подросткового кризиса и конфликтов с окружающими в этом возрасте является переоценка своих возросших возможностей, которая определяется стремлением к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности, являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.
Эмоциональное благополучие личности все больше и больше начинает зависеть от того места, которое она занимает в коллективе, начинается определяться прежде всего отношением и оценками товарищей [3].
В данный период интенсивно формируются жизненные принципы, нравственные понятия, представления и убеждения, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. Зачастую у юношей формируются системы своих требований и норм, не совпадающие с требованиями взрослых.
Одним из важнейших моментов в личности является развитие самосознания и самооценки; у молодых людей возникает интерес к себе, качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в формировании самооценки играет успешная деятельность [1, 5.].
Кризис подросткового возраста — абсолютно нормальное явление, которое свидетельствует о развитии личности, но при наличии некоторых неблагоприятных факторов и условий это кризисное состояние приводит к агрессивному поведению.
Говоря об особенностях агрессивного поведения в подростковом возрасте необходимо учитывать тот факт, что подросток растет в семье, и семья является почти всегда основным фактором социализации, и она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей.
Становление агрессивного поведения у подростков довольно сложный процесс, в котором участвуют многие факторы. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны.
Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи [7, 10]. Подобные тенденции психологами описаны как «цикл насилия», Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые «практикуют» их родители по отношению друг к другу. Подростки, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастают и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Похожие тенденции наблюдаются и внутри самой личности (принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности [8, 11].
На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Подростки получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей.
Факторы деструктивно-агрессивного поведения подростка XXI века
Проблемы агрессивного поведения в подростковом возрасте связаны изначально с двумя основными факторами, это период полового созревания и фактор перехода от детства к взрослой жизни. И в связи с, откровенно говоря, неготовностью вчерашних детей к самостоятельной жизни, с будущей неизвестностью, проблемами, ответственностью, этот переход сопровождается психоэмоциональными сдвигами, очень часто выражающимися в агрессии у подростков. Также очень существенное влияние на подростков оказывают отношения в семье, отношения в школе, в компании, и средства массовой информации.
В рамках проведенного исследования поступивших студентов в Российский Государственный Педагогический университет им. А. И. Герцена, которое состояло из ежегодного опроса и анкетирования 1 курса (в количестве 60 человек в год) на тему факторов агрессивного поведения человека и их влияния, следует отметить тенденцию, что с каждым годом в жизни подростка все большую часть его жизни занимает интернет, а если точнее, то социальные сети.
Семья, как неизменный фактор агрессивного поведения подростков имеет место быть, и является наиболее влиятельным фактором агрессии. Чаще всего, под фактором «семья» студенты подразумевают не только взаимоотношения родителей и детей, но и отношения между самими родителями, так как их поведение является примером для них, неким идеалом (не имеет значение негативные они или положительные), и в будущем, сформировав свою семью, они проецируют их по отношению к своим половинкам и детям. Думаю, не надо удивляться, если подросток проявляет агрессию в семье, где постоянно, на его глазах, происходят акты взрослой агрессии друг к другу. Родители, даже в момент взросления подростка, являются примером для подражания. Если родители “скандалисты”, то более 90 % что в будущей семье ребёнка будет так же, даже если родители стараются не выражать агрессию при подростке, он её всё равно хорошо чувствует. Возможно даже подросток в данных семьях очень тихий и забитый, но, впоследствии, он станет жестоким агрессивным тираном.
Рис. Данные исследования с 2010 по 2014 год
В фактор «личные качества» были включены, как и личностные предпосылки личности к проявлению агрессии, так и привязанность человека к алкоголю, никотину и наркотикам.
В последнее десятилетие, многие психологи начали отдельно выделять такой самостоятельный фактор, как «социальные сети». Во время высоких технологий и модернизации, так или иначе, интернет стал частью нашей жизни. Учитывая необходимость использования высоких технологий, их эффективность и доступность информации, подростки слишком рано знакомятся с интернетом, при этом, не имея сформировавшуюся устойчивую психику. В связи с этим, интернет сообщества и социальные сети, включительно, имеют огромное влияние на становление личности человека в подростковом возрасте, а то и ранее («первое знакомство» с интернетом человека в среднем происходит в возрасте 7–8 лет).
Литература:
1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия / М.: Владос, 2000. — 512 с.
2. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С.11
3. Бэрон Р., Ричардсон Д., Агрессия / СПб.: Питер, 2000. — 336 с.
4. Зайцев Ю. А., Хван А. А., Тревожность в подростковом и раннем юношеском возрасте/ КРИПКиПРО 2006.- 112 с.
5. Ильин Е. П. Мотивация и Мотивы / СПб.: Питер, 2000. — 298 с.
6. Леонгард Карл «Акцентуированные личности» / Ростов н\Д.: изд-во «Феникс», 2000. — 228 с.
7. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика — Самара: БАХРАХ, 2001. — 402 с.
8. Райс Ф., Долджин К. Г., Психология подросткового и юношеского возраста./ СПб.: Питер, 12-е изд. 2011–816 с.
9. Савина О. О. «Особенности становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте»// http:// www.new.psychol.ras.ru/conf/savina.htm
10. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции — М.: Речь, 2003. — 96 с.
11. Таут ММ. Психологическое сопровождение воспитательной работы // Повышение качества профессионального образования и опыт внедрения государственных образовательных стандартов СПб.: Питер, 2004. — 331 с.